Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Непосредственное знание

Общая лексика
    , знание, достигаемое путем прямого усмотрения, без обоснования с помощью доказательства; в истории философии понималось либо как чувственное (демокрит, эпикур, л. фейербах), либо как интеллектуальное (платон, неоплатонизм, рационализм 17-18 вв., ф. якоби, и. г. фихте, ф. шеллинг, э. гуссерль). см. интуиция.




Знанецкий, русский
    (znaniecki) флориан витольд (1882-1958) , социолог. родился в польше. основал польский социологический институт (1921). с 1941 в сша. один из авторов теории социального действия. основная работа "польский крестьянин в европе и америке" (1918-20, совместно с у. томасом).


Знание, русский
  1. Знание, познание, ведение, сведение, разумение, знакомство, понимание, опытность, навык, сноровка, умение, искусство. без моего ведения (ведома). это надо делать умеючи; для этого требуется уменье; это не то, что лапти плесть. круг сведений и понятий -- у

  2. В совокупности с навыками и умениями обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. это все помогает определить свою позицию по отношению к

  3. В совокупности с навыками и умениями обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности. по мере приобретения новых знаний и развития самосознания ребенок все больше овладевает оценочными понятиями и суждениями. сопоставляя новые знания с уже усвоенными знаниями и оценками, он формирует свое отношение не только к объектам познания и действия, но и к самому себе. это и определяет развитие его активности и самостоятельности как деятельной личности.

  4. – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание. по м. шелеру, знание представляет собой участие в конкретном бытии сущего, предпосылкой которого является участие, трансцендирующее подлинное бытие. в формальном смысле это участие называется любовью (ср. отдавание себя). знание должно служить, как считает шелер, во-первых, становлению и развитию личности, которая обладает знанием, – такое знание называется образовательным; во-вторых, становлению мира и, вероятно, вневременному становлению его высших принципов, рассматриваемых с точки зрения конкретного бытия `(sosein) и наличного бытия (см. первосущее). эти принципы достигают в человеческом и в любом др. возможном знании о мире своего собственного сущностного определения или чего-то такого, без чего они не могут достичь этого определения. это знание – знание ради божества. его называют искупительным знанием. и наконец, в-третьих, имеется цель становления – практическое господство над миром и его преобразование для наших человеческих целей. «это знание позитивных наук, знание господства и действия» («erkenntnis und arbeit», в «die wissensformen und die gesellschaft», 1926); см. социология знания.

  5. , форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. выделяют различные виды знания: обыденное ("здравый смысл"), личностное, неявное и др. научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов. знание объективизируется знаковыми средствами языка.

  6. Продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. знание рассматривается как потенциал для действий, имеющий тесную связь с результатами, как способность к эффективным действиям, использование которой позволяет увеличивать темпы инновационной деятельности, своевременно проводить реструктуризацию бизнеса, ориентированную на создание ценностей для потребителей, снижать затраты и т.д., т.е. приводить к росту эффективности работы организаций. это подвижное соединение опыта, ценностей, информации и экспертного понимания.


Знание бизнеса, русский

Знание дела, русский

Знания, русский
  1. Совокупность сведений, образующих целостное описание, соответствующее некоторому уровню осведомленности об описываемом вопросе, предмете, проблеме и т.д.

  2. Проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий. в широком смысле слова,


Знания декларативные, русский
    Знания, которые записаны в памяти интеллектуальной системы так, что они непосредственно доступны для использования после обращения к соответствующему полю памяти. в виде з.д. обычно записывается информация о свойствах предметной области, фактах, имеющих в ней место и т.п. информация. по форме представления з.д. противопоставляются процедурным знаниям.


Знания о предметной области, русский
    Совокупность сведений о предметной области, хранящихся в базе знаний интеллектуальной системы. в з.п.о. входят факты, относящиеся к предметной области, закономерности, характерные для нее, гипотезы о возможных связях между явлениями, процессами и фактами в ней, процедуры для решения типовых задач в данной проблемной области. з.п.о. вводит в базу знаний инженер по знаниям. в процессе функционирования интеллектуальной системы з.п.о. могут пополняться. з.п.о. используют при поиске решений задач, возникающих в экспертных и других интеллектуальных системах.


Знания процедурные, русский
  1. Знания, хранящиеся в памяти интеллектуальной системы в виде описаний процедур, с помощью которых их можно получить. в виде з.п. обычно описываются информация о предметной области, характеризующая способы решения задач в этой области, а также различные инструкции, методики и т.п. информация. по форме представления з.п. противопоставляются декларативные знания.

  2. Знания, имеющие трансформационную и управляющую природу. в них представлены способы и пути преобразования, проверки и управления знаниями, а также способы формирования новых знаний.


Знания теоретические, русский
    Абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов изменения объектов, протекающих в предметной области. эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогно


Знания эвристические, русский
    Знания, накапливаемые интеллектуальной системой в процессе ее функционирования, а также знания, заложенные в ней априорно, но не имеющие статуса абсолютной истинности в данной проблемной области. часто з.э. связаны с отражением в базе знаний человеческого (неформального) опыта решения задач.


Знания экспертные, русский
  1. Знания, которыми располагает специалист в некоторой предметной области.

  2. Знания, которыми располагает специалист в избранной предметной области.


Знания эмпирические, русский
    Факты, относящиеся к данной предметной области, получаемые


Непосредственная выборка;, русский

Непосредственная детерминанта, русский

Непосредственная защита, русский
    Меры, предусматривающие физическую защиту ресурсов от преднамеренных или случайных угроз. непреднамеренный (технический)каналутечки информации [unpremeditated (technical) channel ofinformation loss] - технический канал утечки информации, формируемый путем самопроизвольного создания носителей информации и (или) сред их распространения.


Непосредственная кровля, русский
    Толща пород находящаяся непосредственно над залежью полезного ископаемого имеющая свойство обру- шаться вслед за удалением крепи


Непосредственная натура, русский
    Непосредственная натура , наивный


Непосредственная опасность для жизни и здоровья (idlh), русский

Непосредственная ориентация на потребителей, русский

Непосредственная поддержка, русский

Непосредственно, русский
    Непосредственно, прямо, из первых рук. прот. из вторых (пятых, десятых) рук. , сам


Доказательства, русский
  1. Любые фактические данные (информация) по уголовному делу. на основе которых в определенном законом порядке орган дознания, следователь и суд устанавливают наличие или отсутствие преступления (время, место,способ и другие обстоятельства совершения преступл

  2. , в праве - фактические данные об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения уголовного или гражданского дела. содержатся в показаниях, вещественных доказательствах, заключениях экспертов, протоколах и др. различают доказательства прямые и косвенные (улики). ни одно из доказательств не имеет преимущественного значения.


Неоплатонизм, русский
  1. – последняя форма греч. философии, выступавшая во многих и различных видах в период от сер. 3 в. до сер. 6 в.; возникла вследствие смешения учения платона, а также аристотелевского, стоического, пифагорейского и др. учений (за исключением эпикуреизма) с восточной и христ. мистикой и религией. легендарным первосоздателем неоплатонизма является аммоний саккас, подлинный же его основатель – плотин; наиболее значительными философами неоплатонизма были также ямвлих, порфирий и прокл. осн. учения: мистически-интуитивное познание высшего, существование ряда ступеней при переходе от высшего, от «единого и всеобщего» к материи, освобождение человека, материально обремененного, к чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма; см. греческая философия.

  2. , направление античной философии 3-6 вв., систематизировавшее учение платона в соединении с идеями аристотеля, неопифагореизма и др. в центре неоплатонизма - учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, разработанное плотином и завершенное проклом. основные школы: гимская (3 в., плотин, порфирий), сирийская (4 в., ямвлих), пергамская (4 в., император юлиан), афинская (5-6 вв., прокл), александрийская (5 - нач. 7 вв.). латинские неоплатоники - марий викторин, марциан капелла, боэций. оказал широкое влияние на европейскую и восточную философию.


Рационализм, русский
  1. Учение в теории познания, направленное против средневековой схоластики и религиозных догм и считающее разум источником знания и основой поведения людей

  2. (от лат. rational« разумный, ratio – разум) – точка зрения рассудка, соответственно – разума; совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной. после наметок объективистского рационализма в древнем мире в 17 и 18 вв. подвергается систематизации субъективистский рационализм, собственно рационализм. это делают декарт, спиноза, лейбниц и вольф; против них выступали эмпиристы локк, юм, кондильяк. кант устраняет противоположность эмпиризма и рационализма в высшем синтезе своего критицизма; фихте, шеллинг, гегель частично возвращаются к объективистскому рационализму, скорее даже панлогизму. целиком рационалистичными являются исторический материализм, позитивизм, прагматизм и те направления современной философии, которые зависят от философии рационализма и находятся под его влиянием: марксизм, неовитализм, логицизм, неореализм. рационализм – метод мышления эпохи просвещения, разделяющий оптимизм этого мышления, ибо он верит в неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим. для рационализма есть только еще не разрешенные, но не принципиально неразрешимые проблемы. в эпоху рационализма возникло новое понятие науки, которое отождествлялось с математикой и естественными науками вообще. «научным» с этого времени называют то, что может быть представлено, изображено с помощью математического и естественнонаучного языка. .позднее возникает понятие «науки, свободной от ценностей», означающее, что наука заботится не о том, ценны ли с этической точки зрения и приобрели ли достоинство ценности предметы, а также результаты ее исследований, заключают ли они в себе святое или несвятое. рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господство; против разума нельзя уже апеллировать ни к какой высшей инстанции. для метафизики в системе рационализма нет места. поэтому в эпоху господства разума история философии фиксирует упадок метафизики. противники рационализма – романтизм, иррационализм (шопенгауэр, кьёркегор, мэн де биран, ницше) и философия жизни (бергсон, дильтей), но часто они сами невольна попадают в плен к рационализму. под религиозным рационализмом понимают апогей теологии просвещения 18 в., в которой традиционное учение об откровении полностью интерпретируется с позиций истин разума.

  3. , движение в архитектуре 20 в., стремившееся выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. принципы рационализма осуществляли ш. ле корбюзье во франции, школа "баухауз" в германии, группа "стиль" в нидерландах и др. лозунг рационализма выдвигала группа архитекторов (см. аснова).

  4. (от лат . rationalis - разумный, ratio - разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (р. декарт, б. спиноза, н. мальбранш, г. лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. рационализм - один из философских источников идеологии просвещения.


Неправильная дробь, русский
    , дробь, большая единицы или равная ей.


Неполнозубые, русский
    , отряд млекопитающих. 3 семейства: броненосцы, муравьеды и ленивцы; 29 видов, в америке (в сев. америке только на юге). у муравьедов зубов нет, у броненосцев и ленивцев отсутствуют резцы и клыки. 6 видов в красной книге международного союза охраны природы и природных ресурсов.