Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Системное мышление

Глоссарий научного редактора
    Способ мышления, при котором в центре внимания находятся взаимоотношения между частями, взаимодействие которых образует целенаправленное целое.




Мышление, русский
  1. Обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем

  2. Одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и т

  3. — обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем

  4. Одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. в этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не сводится.

  5. – внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т. д. с той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву. мышление, которое по своей структуре может быть познающим или эмоциональным мышлением, т. о., состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей (см. сфера мышления); при этом может выделяться результат содержания сознания, который принимает сравнительно определенную форму и который может быть назван мыслью. форма мысли в нормальных условиях есть ее языковое выражение. значит, мышление есть немая, внутренняя речь, язык есть озвученное мышление. способ мышления зависит от того, что представляет собой человек как таковой (в широком смысле этого слова) и что определяет его индивидуальность. мыслит ли данный человек, что и как думает в данный момент тот или иной человек, зависит от его настроения (см. также законы мышления). часто мышление начинается с ситуации, а поэтому сначала это ситуативное мышление. если мышление направлено на реальные предметы, то оно называется конкретным, если мышление направлено на идеальные предметы или на представляемое, то речь идет об абстрактном мышлении. оба способа мышления переходят один в другой. в научно-философском смысле мышление представляет собой всегда в той или иной степени понятийное мышление: если эта степень больше, то мышление называется априорным, если эта степень меньше, то мышление называется апостериорным. говорят также о первобытном, магическом, архаическом и символическом мышлении. мышление исследуется психологией (мышления), его функции в познании – учением о познании, его отношение к понятийному – логикой, к бытию – метафизикой, его роль в обществе – социологией, его связь с жизнью мыслящего организма – биологией.

  6. , высшая ступень человеческого познания. позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

  7. Опосредованное, отвлеченное, обобщенное познание явлений внешнего мира, их сущности и

  8. Психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных сторон предметов и явлений объективного мира и их внутренних взаимосвязей. мышление является высшей формой познавательной деятельности человека, оно включает в себя синтез и анализ, обобщение и отвлечение, способность к абстрагированию и выделению конкретных признаков, различение существенного и несущественного.

  9. Активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, научных теориях, гипотезах и т. п., имеющий опосредованный, обобщенный характер, связанный с решением нетривиальных задач


Мышление абстрактное, русский
  1. Мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. мышление аментивное (инкогерентное, бессвязное)

  2. Предполагает умение человека отвлекаться от несущественных, второстепенных признаков, выделять общие и существенные признаки, и на этой основе формировать абстрактные понятия.


Мышление алгоритмическое, русский
    Предполагает умение точно следовать инструкции или предписанию, указывающему строгую последовательность в совершении определенных действий, обеспечивающих получение требуемого результата.


Мышление архаическое, русский
    – мышление древности; в более узком смысле – мышление народов древней греции (времен гомера, до 5 в. до р. x.), у которых логическое мышление было еще тесно связано с мифологией.


Мышление аутистическое, русский
    Мышление, опирающееся не на факты реальной жизни, а на переживания, обусловленные внутренним миром больного, его субъективными установками, желаниями, фантазиями.


Мышление безобразное, русский
    Понятие, введенное в школе вюрцбургской. означает мышление, свободное от чувственных элементов познания – образов восприятия, представлений и речевых конструкций.


Мышление визуальное, русский
  1. Способ творческого решения задач проблемных в плане образного моделирования. основой мышления визуального выступают мышление наглядно-действенное и мышление наглядно-образное, где при уподоблении действий предметно-практических и чувственно-практических с

  2. Способ творческого решения задач проблемных в плане образного моделирования. основой мышления визуального выступают мышление наглядно-действенное и мышление наглядно-образное, где при уподоблении действий предметно-практических и чувственно-практических свойствам объектов формируются внешние действия перцептивные. в дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. в развитой форме этот вид мышления характерен для успешных архитекторов и дизайнеров.


Мышление дедуктивное, русский
    Связано с мыслительным процессом, характеризующимся движением мысли от общего к частному.


Мышление диалектическое, русский
    Предполагает умение видеть в явлении единство и борьбу противоположностей, выявлять тенденции в их развитии, видеть зарождение новых противоположностей.


Мышление дискурсивное, русский
  1. Форма мыслительной стратегии, при следовании коей производится последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на базе связных логических рассуждений, где каждый последующий шаг обусловлен результатами предыдущих. часто мышление ди

  2. Форма мыслительной стратегии, при следовании коей производится последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на базе связных логических рассуждений, где каждый последующий шаг обусловлен результатами предыдущих. часто мышление дискурсивное противопоставляется мышлению интуитивному.

  3. (от лат. discurrere – растекаться, распадаться), или сукцессивное, – мышление, которое от одного определенного представления логическим путем переходит к другому и из его элементов строит мысленный образ. в широком смысле слова дискурсивным называется логическое мышление вообще в противоположность интуитивному познанию путем созерцания.


Мышление дологическое, русский
    – естественное, эмоциональное, неподготовленное мышление, которое без контроля разума пытается овладеть своим предметом; оно подготавливает путь логическому мышлению.


Мышление дооперациональное, русский
  1. Стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет, выделенная в концепции ж. пиаже (=> операция интеллектуальная). характерна началом формирования символической функции, которая позволяет различать означаемое и означающее и выступает основой плана предс

  2. Стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет, выделенная в концепции ж. пиаже (=> операция интеллектуальная). характерна началом формирования символической функции, которая позволяет различать означаемое и означающее и выступает основой плана представлений. первоначально как средство обозначения ребенок использует отсроченную имитацию, игровой символ, рисунок, умственный образ, речевые конструкции. за счет этого он может мысленно расчленять объект и составлять его из частей. обычно на этой стадии еще отсутствуют полноценные обратимые операции и понятие о сохранении, но создаются условия для их формирования. это достигается переходом действий в умственный план и их сокращением, что позволяет на внутреннем плане одновременно представить себе и прямое, и обратное действие, тогда как на внешнем плане их можно выполнить лишь последовательно. при этом ребенок должен преодолеть собственный эгоцентризм или центрацию на ярких, но малосущественных свойствах предметов.


Мышление замедленное, русский
    Характеризуется замедлением темпа течения мыслительных процессов, уменьшением количества идей, представлений, малой подвижностью. страдает направленность


Мышление индуктивное, русский
    Предполагает движение мысли от частного к общему, от фактов к обобщениям, выводам.


Мышление интуитивное, русский
    Один из видов мышления. характерен быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, мало осознанностью. часто мышление интуитивное противопоставляется мышлению дискурсивному.


Мышление категориальное, русский
    Предполагает умение объединять понятия в классы и группы, на основании некоторых наиболее существенных признаков сходства.


Мышление комплексное, русский
  1. Понятие, использованное л.с. выготским для обозначения стадии в развитии понятий ребенка, находящейся между синкретами и истинными понятиями. образуемые комплексы характерны эмпирическими обобщениями на основе воспринимаемых отношений между предметами. вы

  2. Понятие, использованное л.с. выготским для обозначения стадии в развитии понятий ребенка, находящейся между синкретами и истинными понятиями. образуемые комплексы характерны эмпирическими обобщениями на основе воспринимаемых отношений между предметами. выготский выделил в мышлении пять форм комплексов:


Мышление конкретное, русский
    Мышление, оперирующее конкретными понятиями. патологическим является в тех случаях, когда вся мыслительная деятельность ограничивается образованием конкретных понятий, суждений.


Мышление логическое, русский
    Связывается с овладением человеком приемами логической обработки знаний, т. е. установлением обобщенных связей между новыми знаниями и ранее изученным материалом, приведением их в определе


Мышление наглядно-действенное, русский
  1. Один из видов мышления, характерный тем, что решение задачи производится путем реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов; форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего прак

  2. Один из видов мышления, характерный тем, что решение задачи производится путем реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов; форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи.


Мышление наглядно-образное, русский
  1. Один из видов мышления – мышление, в основе коего лежит моделирование и разрешение ситуации проблемной в плане представлений. связано с представлением ситуаций и изменений в них. с его помощью особенно полно воссоздается все многообразие различных фактиче

  2. Один из видов мышления – мышление, в основе коего лежит моделирование и разрешение ситуации проблемной в плане представлений. связано с представлением ситуаций и изменений в них. с его помощью особенно полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета, ибо образе может фиксироваться одновременно видение предмета с нескольких точек зрения.


Взаимоотношения, русский

Взаимодействие, русский
  1. В психологии – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. исследованиями установле

  2. В психологии – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. исследованиями установлены такие виды взаимодействия как содружество, конкуренция и конфликт. нужно иметь в виду, что эти виды – не только взаимодействие двух личностей: они происходят и между частями групп, и между целыми группами. так, в ходе взаимодействия между членами вновь созданной группы появляются признаки, характеризующие эту группу как взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня развития. взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации: оно относительно, происходит с конечной скоростью и в определенном пространстве-времени. но эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия; для опосредованных форм взаимодействия пространственно-временные ограничения многократно ослабляются.

  3. , философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. взаимодействие - универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

  4. – в философии канта категория отношения, которое порождает единство вещей и процессов чувственного мира. в окказионализме, в философии лейбница и лотце взаимодействие понимается метафизически. в психологии взаимодействие представляет собой взаимное влияние души и тела, психического и физического (см. вопрос об отношении души и тела). согласно гипотезе «двойная причина – двойное следствие» (принадлежащей к. штумфу и э. бехеру), каждый физический, нервный процесс, так же как и каждый психический процесс, имеет двойную – физическую и психическую – причину и соответственно следствие. эта гипотеза обладает преимуществом теории психофизического параллелизма и не испытывает ее теоретических затруднений. ее сторонниками являются э. гартман, у. джемс, о. кюльпе, э. бехер, а. венцль.

  5. Термин, который в химии встречаются в следу-ющих понятиях § донорно-акцептороное взаимодействие включает случаи переноса заряда между молекулами донора и акцептора без образования меж-

  6. Философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, а также порождение одним объектом другого. свойства объекта могут прояв


Автопоэзис, русский
    Способ существования и развития сложных структур (формообразований), позволяющий им постоянно производить и достраивать себя. термин был введен ф. варелой и у. матураной для раскрытия сущности живых систем: их циклической организации, автономии, самодостраивания и сохранения их идентичности в изменяющейся окружающей среде.


Лучшая практика, русский
  1. Способ выполнения определенной работы (задачи), который оценивается как наиболее прогрессивный. определяется на основе наблюдений, в том числе и вне данной организации.

  2. Основной метод или инновационный процесс, состоящий из утвержденного перечня надежных и обоснованных методов, ведущий к улучшению работы оу или отдельной образовательной программы и признаваемый лучшим другими экспертными организациями. лучшая практика не является абсолютным, окончательным решением или примером, применение которого обеспечивает улучшение работы оу или программы; скорее лучшая практика означает поиск лучшего подхода в данной ситуации, т.к. оу или отдельные образовательные программы сильно отличаются по своей структуре и сфере деятельности м