Глоссарий



Новости переводов

12 июня, 2021

Лингвистическая помощь: Как правильно - "сбить с панталыка" или "сбить с панталыку"?

11 июня, 2021

Слово дня: Врач

10 июня, 2021

Переводы на латышский язык глазами переводчика

10 июня, 2021

Google освоил гендерно-нейтральный язык

09 июня, 2021

О сертификации переводческих услуг

09 июня, 2021

Эзотерика

09 июня, 2021

Лингвистическая помощь: Как правильно - "строгие тренера" или "строгие тренеры"?




Поиск в глоссариях:  

Воспоминание

  1. Извлечение из памяти долговременной образов прошлого, воспроизведение событий из жизни, мысленно локализуемых во времени и пространстве. благодаря им обеспечивается единство личности от раннего детства до старости. с возрастом воспоминания все больше стан

  2. Локализация сформированных ранее образов, воспринимаемо материала.

  3. Извлечение из памяти долговременной образов прошлого, воспроизведение событий из жизни, мысленно локализуемых во времени и пространстве. благодаря им обеспечивается единство личности от раннего детства до старости. с возрастом воспоминания все больше становятся составной частью духовной жизни личности. может быть произвольным (-> припоминание) и непроизвольным, когда образы спонтанно возникают в сознании (=> персеверация; гипермнезия). реконструкция, или восстановление, прошлого опыта никогда не бывает буквальной. степень несовпадения воспоминания и прошлого события зависит от динамики развития личности – ее установок, мотивов, целей, от давности припоминаемого события, а также от значимости его для субъекта. продуктивность воспоминания зависит от мнемических средств (-> мнемотехника), а также от условий, в коих запоминался эпизод.

  4. – непроизвольно возникшее или произвольно вызванное вновь содержание сознания, которое более или менее сходно с первоначальным переживанием или кажется сходным (-достоверность воспоминания и его заблуждения). способность к точному воспроизведению, воспоминанию у различных людей неодинакова, и даже у одного и того же человека неодинакова по отношению к разным предметным сферам. воспоминаемое принадлежит к классу представляемого. см. память.


Сувенир, русский
    (франц . souvenir, букв. - воспоминание, память), художественное изделие, какой-либо предмет как память о посещении страны, города и т. д., а также о ком-либо.


Память, русский
  1. Память , без памяти, быть на памяти, в здравом уме и твердой памяти, врезаться в память, выйти из памяти, выскочить из памяти, держать в памяти, завязать на память узелок, залечь в память, изгладиться из памяти, приводить на память, свежо в памяти, сохран

  2. Процесс сохранения и организации опыта.

  3. Процессы когнитивные – процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания. память связывает прошлое субъекта с его настоящим и б

  4. Юрвеж, казьтoд

  5. — процесс сохранения и организации опыта.

  6. Процессы когнитивные – процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания. память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

  7. – способность сохранять восприятия и представления после момента переживания; память означает также (образно выражаясь) хранилище. для мыслящего существа после восприятия самым необходимым является память. ее значение столь велико, что там, где она отсутствует, все остальные наши способности по большей части оказываются бесполезными; в своем мышлении, умозаключениях и познаниях мы не могли бы выйти за пределы непосредственно данных нам объектов без содействия памяти. в то время как воспоминание является психическим актом, актом использования достояния памяти, сама память есть скрытая сила, обладающая способностью известным образом мобилизовать это достояние и сделать возможным его использование. у различных животных, а также у отдельных людей сила памяти и ее направленность различны. согласно теории памяти, каждое переживание оставляет «след» в больших по-лушариях мозга, и память может действовать только в том случае, если создается связь между этим следом и новым переживанием. о природе образования этой связи существуют только предположения. ложным является предположение психологической теории, состоящее в том, что след нового переживания должен совпасть со старым следом, чтобы могло вспомниться прошлое переживание, или что при частом повторении какого-нибудь переживания (напр., при обучении) в больших полушариях головного мозга прокладывается «путь» из специальных проводников возбуждения. при узнавании речь идет, вероятно, об образовании пары (как она образуется, напр., в поле восприятия между двумя видимыми точками одинакового цвета при условии, что свойство промежуточного поля достаточно отличается от обоих членов пары) между образом восприятия и (бессознательным) образом-следом, причем степень сходства и близость (пространственная и временная) имеют решающее значение (см. подсознательное). образ-след изменяется с течением времени. во-первых, он отождествляется с массой остальных образов-следов, теряет себя в них и становится неуловимым для нового переживания (начинающееся и прогрессирующее забывание). во-вторых, он изменяется т. о., что вспомнившееся или благодаря внешнему поводу воспроизведенное в памяти имеет более четкий образ, чем само соответствующее переживание; в памяти, как и в восприятии и представлении, господствует тенденция к четкости, прегнантности (см. прегнантности правило), и образ-след улучшается в направлении «хорошего» образа (см. гештальт). последний имеет своим следствием то, что «то же самое, с точки зрения образа не отличающееся образование, если с ним вторично сталкиваются спустя довольно продолжительный промежуток времени, выглядит непосредственно во много раз хуже, блекнет и т. д. улучшенный след старого восприятия является действенным в качестве скрытого масштаба нового восприятия, и для этого нет необходимости вызвать образ представления ранее виденного или же воспоминание о первой встрече» (metzger, psychologie, 1941). t что касается нарушений памяти, то теории и методы исследования этих нарушений в основном стали складываться по мере распространения медицинских знаний с конца 19 в. наибольший пионерский вклад в их изучение внесли теодюль арман рибо, франц. психолог, сергей сергеевич корсаков, рус. психиатр, и пьер жане, франц. невролог. их совместный вклад может быть суммирован следующим образом: утрата памяти, хотя и связана с функционированием мозга, может иметь место и без органического поражения (напр., у истериков) и не обязательно сопровождаться слабоумием (утратой способности рассуждать). в действительности потеря памяти может произойти вследствие эмоциональной тревожности, как это показал зигмунд фрейд. дефекты памяти – одни из наиболее часто наблюдаемых симптомов работы поврежденного мозга, они могут быть временными (как после эпилептического припадка) или постоянными (как после серьезной травмы головы). если у человека нарушена способность к сохранению новых впечатлений, то он страдает антероградной амнезией; явно выраженная утрата прежних воспоминаний называется ретроградной амнезией. обе они могут, хотя и не обязательно, проявляться одновременно. даже при самых тяжелых амнезиях непосредственная (кратковременная) память остается неповрежденной, давая возможность предполагать, что новые впечатления первоначально запечатлеваются и достаточно долго перерабатываются, прежде чем вызвать реакцию. корсаковский синдром, который, как теперь известно, вызывается, помимо алкоголизма, многими физическими причинами, может в течение некоторого времени до появления расстройства проявляться в виде ретроградной амнезии, однако основная присущая ему психологическая характеристика – это антероградная утрата способности воспринимать новое. физическая травма, вызывающая потерю сознания, может привести к тому, что, очнувшись, потерпевший на несколько дней потеряет ориентацию. по выздоровлении он часто не в состоянии вспомнить что-либо об этом периоде, и у него может также проявиться ретроградная амнезия на более ранние события. расстройство памяти включает также ретроспективное искажение – целенаправленное приукрашивание сохранившегося в памяти; deja vu – мистическое ощущение того, что в прошлом человек уже испытывал то же самое, и jamais vu – неверное впечатление о том, что прежде он никогда с данным явлением не сталкивался. см. переживание de ja vu. ранее существовавшие теории памяти: метафизическая теория, анамнезиса, ведущая свое начало от платона, психологическая теория – со времени аристотеля; с начала нового времени – ассоционистская теория, психологическая теория 19 в. в духе последней эвальд геринг в своем произв. «ьber das gedдchtnis» (1870) пытается представить память как «всеобщую функцию организованной материи» и рассматривает также процессы наследования как осуществление этой функции. р. семон развил дальше эти идеи в своей теории мнемонии (см. мнемония), более подробно разработанной блейером в его теории памяти. об искусстве памяти см. мнемотехника.

  8. , вид служебной переписки в россии 16-17 вв. содержала распоряжения, поручения должностным лицам, записи частных лиц.

  9. , способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память "чувств"), образная и словесно-логическая.

  10. Способность индивидуума запечатлевать, сохранять и воспроизводить данные прошлого опыта


Memoria, ae, f, латинский

Commemoratio, onis, f, латинский

Reminiscentia, ae, f, латинский

Rapide, латинский

Monumentum, латинский



Извлечение, русский
    Извлечение, выборка, выдержка, выписка; вытяжка, экстракт.


Воспроизведение, русский
  1. Воспроизведение, воссоздание, повторение, подражание, копия, снимок, слепок. ср. повторение. , повторение, подражание

  2. Процесс извлечения информации, хранящейся в памяти долговременной, – актуализация ранее сформированного психологического содержания (мыслей, образов, чувств, движений) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей. доступное для наблюд

  3. Процесс извлечения информации, хранящейся в памяти долговременной, – актуализация ранее сформированного психологического содержания (мыслей, образов, чувств, движений) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей. доступное для наблюдения умственное действие, состоящее в восстановлении и реконструкции актуализованного содержания в некоей знаковой форме. чаще всего требует вспоминания той структурной организации, что сформировалась при запоминании. в порядке возрастания требуемых усилий можно выделить такие ступени воспроизведения:


Воспоминания, русский
  1. Воспоминания , книга

  2. Общее название повторно возникших знакомых по прежнему опыту представлений, мыслей, чувств


Локализация, русский
  1. (лат. localis местный) расположение, место развития (болезненного процесса).

  2. Инасьoм,

  3. (от лат. localis местный) – определение места; в психологии – связанность психических явлений с определенными мозговыми центрами.

  4. (от лат . localis - местный, locus - место), отнесение чего-либо к определенному месту; ограничение места действия, распространения какого-либо явления, процесса, напр., локализация пожара.


Припоминание, русский
  1. Произвольное извлечение из памяти информации о прошлом, мысленно локализуемой во времени и пространстве. умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением нужной информации из памяти долговременной. процесс воспроизведения, требующий

  2. Произвольное извлечение из памяти информации о прошлом, мысленно локализуемой во времени и пространстве. умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением нужной информации из памяти долговременной. процесс воспроизведения, требующий усилий для воссоздания нужного. выступает как произвольная форма воспоминания. лучшее вспомогательное средство – опора на узнавание: сопоставляя несколько сходных идей или образов, легче вспомнить, а иногда и просто узнать среди них искомые.


Персеверация, русский
  1. Непроизвольное, назойливо повторяющееся циклическое повторение или настойчивое воспроизведение некоего действия, движения, представления, идеи мысли или переживания, – часто вопреки сознательному намерению. тенденция воспроизводимых представлений к возвра

  2. Непроизвольное, назойливо повторяющееся циклическое повторение или настойчивое воспроизведение некоего действия, движения, представления, идеи мысли или переживания, – часто вопреки сознательному намерению. тенденция воспроизводимых представлений к возвращению.

  3. (от лат. perseverantia – упорство) – упорство, в особенности упорное возвращение представления, находящегося в сознании, напр. постоянное вспоминание мелодии.


Гипермнезия, русский
  1. Гипертрофированная способность – как правило, врожденная – запоминать информацию (наглядную, символическую) в большом объеме или на очень продолжительное время. необычное, иногда болезненное и патологическое усиление возможностей вспоминания непроизвольно

  2. Гипертрофированная способность – как правило, врожденная – запоминать информацию (наглядную, символическую) в большом объеме или на очень продолжительное время. необычное, иногда болезненное и патологическое усиление возможностей вспоминания непроизвольного. в патологических и пограничных случаях характерна удержанием в памяти обилия малосущественных деталей – расписания поездов, дат, телефонных номеров и пр. не зависит от уровня интеллекта и встречается даже у слабоумных. случаи гипермнезии отмечались при повышении температуры, мозговых травмах, электрическом раздражении определенных участков коры полушарий больших мозга головного (-> мозг головной: кора). при этом воспоминания носят характер непроизвольных, как бы навязанных вспышек пережитого. гипермнезия возникает также под гипнозом и в обычных сновидениях. ее демонстрируют лица с феноменальной памятью – мнемонисты.


Реконструкция, русский
  1. Обновление, модернизация, перестройка зданий, улиц, площадей, городов.

  2. Коренное переустройство; перестройка по новым принципам.

  3. (от ре ... и лат. constructio - построение),1) коренное переустройство, перестройка чего-либо с целью улучшения, усовершенствования (напр., реконструкция предприятий, реконструкция города).2) восстановление первоначального вида, облика чего-либо по остаткам или письменным источникам (напр., реконструкция памятника архитектуры).3) реконструкция лингвистическая - гипотетическое воссоздание исчезнувших языковых форм и систем на основе их позднейших отражений и с учетом возможных путей языкового развития.


Восстановление, русский
  1. Восстановление, возобновление, воскрешение, возрождение, исправление, оживление, освежение, реставрация.

  2. , см. окислительно-восстановительные реакции.

  3. Regain

  4. Процесс приема электронов, протекающий в окислительно-восстановительных реакциях.


Продуктивность, русский
    Способность экономической системы производить полезную продукцию и меры реализации этой способности.


Мнемотехника, русский
  1. Система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. суть мнемотехнических приемов запоминания – в том, что запоминаемая информация как-то осмысливается, структурируется. самым распространенным приемом является организация ассоциативного поля

  2. Система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. суть мнемотехнических приемов запоминания – в том, что запоминаемая информация как-то осмысливается, структурируется. самым распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно привязываться к неким константным в .своей последовательности системам – располагаться в строго определенных местах некоего помещения и пр.

  3. (от греч mneme - память и techne - искусство) ,1) то же, что мнемоника.2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания ("отгадывание" чисел, предметов, дат и имен). исполняется 2 артистами при помощи специально разработанного кода.


Сувенир, русский
    (франц . souvenir, букв. - воспоминание, память), художественное изделие, какой-либо предмет как память о посещении страны, города и т. д., а также о ком-либо.


Кадка, русский