Глоссарий





Новости переводов

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Буддизм

Русско-латинский словарь
  1. Буддизм , вера

  2. Возникшее в древней индии религиозно-философское учение, выдвинувшее идею освобождения человека от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» нирваны.

  3. , одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. возник в др. индии в 6-5 вв. до н. э. основателем считается сиддхартха гаутама (см. будда). основные направления: хинаяна и махаяна. расцвет буддизма в индии 5 в. до н. э. - нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в юго-вост. и центр. азии, отчасти в ср. азии и сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. в индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч. ритуализма). в центре буддизма - учение о "4 благородных истинах": существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. страдание и освобождение - субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание - состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) - состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции - человеческое "я" отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. в ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д.буддизм, древнейшая мировая религия, истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца будды шакьямуни, проповедовавшего в городах долины ганга примерно в 5 в. до н. э.буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов. единственным общим для всех буддистов правилом является правило хранить три драгоценности (три-ратна): будду, дхарму и сангху.это простое правило передавалось из поколения в поколение, от учителей ученикам и разошлось практически по всем странам южной, восточной и центральной азии, а в 20 в. - северной америки, европы, россии. согласно этому правилу,1) есть будда - совершенно просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений (сансара). главными из этих вершин являются просветление (бодхи) и успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что недоступно ни богам, ни святым других религий.2) есть дхарма - закон, открытый просветленным, который является смысловым ядром вселенной, в соответствии с которым происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, с помощью которого можно понять законы жизни и общества, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. этот закон будда постиг и сообщил ученикам в виде слова, текста сутр (проповедей, бесед). тексты закона будды несколько столетий передавались изустно. в 80 до н. э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке (близком санскриту) индо-европейской группы. эти писания составили канон школы тхеравадинов (старейшин) и назывались три корзины (трипитака, на языке пали - типитака): корзина устава, правил поведения (виная-питака), корзина бесед, проповедей (сутра-питака, на языке пали - сутта-питака) и корзина учений закона (абхидхарма-питака, на языке пали - абхидхамма-питака). именно в корзинах, плетеных коробах хранились пальмовые листы записей текстов, распределенных по отделам.3) есть сангха - община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикху, на пали: бхиккху), сообщество носителей закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем будды.буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родо-племенных отношений и становления раннегражданского общества. людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных структурах, будда предложил свой закон (дхарма) и путь спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними, окормляющем граждан духовно и кормящемся от них материально. таким образом, жизнь на обочине общества, на границе между цивилизацией и природой в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.история распространения уже первые документальные сведения о буддизме, которыми стали выбитые в камне указы императора ашоки (268-231 до н. э.), объединившего северо-восточную, северную и центральную индию, свидетельствовали об огромном влиянии закона будды на внешнюю и внутреннюю политику государства. ашока стремился воздействовать и на соседние страны, посылая туда буддийские миссии, в том числе и на далекую шри ланку. этим же временем датируются и наиболее ранние памятники культового зодчества в буддизме, прежде всего ступы - курганы над останками будды шакьямуни, которые раскопаны на территории от долины ганга до северной окраины империи в гандхаре (восточная часть современного афганистана) и которые сохранились благодаря тому, что примерно со 2 в. ступы украшались каменными пьедесталами, барельефами, оградами и становились центрами строительства храмово-монастырских комплексов.хотя ученые датируют этапы распространения буддизма, опираясь преимущественно на данные археологии (поскольку буддийские письменные источники по каждой стране удревняют начала, мифологизируют его тем, что связывают зарождение религии с посещениями либо самого будды шакьямуни, либо его непосредственных учеников, либо с посланцами ашоки), все-таки очевидно, что сохранившиеся материальные памятники создавались значительно позднее прихода буддийских миссионеров в возникающие государства. так, в странах юго-восточной азии от мьянмы (бирмы) до вьетнама буддизм закрепился постепенно в 1-3 вв., за исключением лаоса, где это произошло лишь в 16 в. на острова малайского архипелага (прежде всего яву и суматру современной индонезии) буддизм проник в конце 7 в. на север в страны средней азии буддисты тоже пришли в 1 в. во времена великой империи кушан, покровительствовавшей буддизму. самые ранние храмово-монастырские комплексы здесь датируются 2 в. отсюда в этом же веке по двум основным караванным тропам великого шелкового пути буддисты прибыли в города-государства на территории современного синьцзяна (восточный туркестан) и в китайскую столицу лоян. уже из китая буддизм проникает во второй половине 4 в. на корейский полуостров, а оттуда в середине 6 в. в японию. в тибете буддизм распространялся преимущественно из индии с середины 7 в., но окончательно закрепился и даже стал государственной религией со второй половины 8 в. в тангутском государстве 9-13 вв. (северо-западная часть современного китая) буддизм в этой роли укрепился в 10 в. монгольские ханы объявили буддизм (в тибетском варианте) государственной религией во второй половине 16 в.; с этого времени его приняли и ойраты (западные монголы), сформировавшие в 17-18 вв. огромное джунгарское ханство, простиравшееся от семипалатинска и степного алтая до тибета на юге и тувы на востоке (население которой с 18 в. - буддисты), а также калмыцкое ханство, вошедшее в 1640 в московское царство. в этом же веке в него было включено и забайкалье, которое одновременно с русскими заселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм. в 1741 императрица елизавета петровна узаконила буддизм и его монастыри в россии, в соответствии с чем в 1991 праздновалось 250-летие религии в нашей стране.одновременно с распространением буддизма на север и восток с 8 в. начинается постепенный упадок буддизма на западе и юге индийского субконтинента, а также уничтожение и изгнание монахов воинами ислама с земель современных афганистана, республик средней азии, пакистана. направления в буддизме и особенности их учений многочисленные конфессиональные формы современного буддизма можно подразделить на три основные направления, отличающиеся сводами канонической литературы, культовыми, социально-поведенческими и др. особенностями.(1) хинаяна (малая колесница) буддизм стран южной азии представляет школа тхеравада (учение старейшин), являвшаяся в древности одной из 18 школ малой колесницы (хинаяны), отдельные канонические и постканонические тексты которых сохранились на санскрите, а также в китайском и тибетском переводах. трипитака тхеравады - исторически самая авторитетная запись закона будды шакьямуни. уже в первой проповеди просветленного (дхарма-чакра-правартана-сутра) определена роль закона: он предназначен для тех, кто намерен следовать к высшим духовным целям, освобождению от круга перерождений срединным путем (мадхьяма-пратипат), пролегающим между двух крайностей религиозной жизни. одна состоит в удовлетворении мирских желаний верующих, потакая которым священнослужители совершают ритуалы, жертвоприношения и т. д., другая - в отказе от желаний, в умерщвлении плоти, аскезе, самобичевании ради свободы собственного я (атман) и отождествлении я с абсолютом (брахманом или богом). будда советовал избегать обеих крайностей, не привязываясь ни к удовлетворению желаний, ни к отказу от них, стремиться к равновесию, или невозмутимости (упекша), в поступках, словах, мыслях, к любви (майтри) и состраданию (каруна) ко всем существам, а также к радости (мудита) от чистоты намерений. важным условием такого образа жизни, способствующего "истинному познанию, умиротворению, просветлению, невозрождению в мире скорби", является непривязанность, отрицание собственного я (анатман) и, следовательно, моего.одна из форм изложения закона в тхераваде и малой колеснице - это учение о четырех благородных истинах. первая из них гласит, что существование, состоящее в рождении, старении, болезнях, смерти, недостижении желаемого и т. д. есть страдание (духкха). вторая истина провозглашает причиной страдания троякую жажду: чувственных наслаждений, существования и гибельного перерождения. третья постулирует, что страдание может быть прекращено только искоренением причины, жажды. четвертая предлагает для этого восьмеричный путь (он же срединный), каждая ступень которого должна быть по-буддийски правильной, а именно: созерцание закона, размышление о нем, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложение сил, память и сосредоточение.эти четыре истины и различные их аспекты (обычно называют 16) суть лучшие объекты углубленных раздумий и медитаций (практического соединения адептом внимания, сосредоточения и интуитивной мудрости), которым в буддизме отводится главная роль в познании и духовном совершенствовании. состояние же абсолютного покоя, нирваны является конечной целью религиозного пути. предварительным условием вступления на этот путь было, по примеру будды, оставление всех мирских забот и обязанностей, забвение привязанностей и склонностей, разрыв родственных уз и пострижение в монахи. в малой колеснице только последние считались членами сангхи, общины.будда учил, что в мире нигде нет вечных сущностей, бессмертных богов, нетленных душ. во вселенной и в существах вообще отсутствует какое бы то ни было постоянство, а есть лишь закономерное, беспрестанное чередование возникновения и развития, разрушения и гибели, пребывания в непроявленном состоянии и нового проявления. этот обратимый процесс сансары безначален. за каждым из существ тянется тяжелая цепь кармы как результат его деяний в бесчисленных перерождениях, в которых он уже побывал и богом, и царем, и животным, и тварью ада. но наиболее предпочтительна для совершенствования и достижения нирваны участь человека.в карму издревле верили приверженцы и других религий индии. буддийская трактовка идеи неотвратимости возмездия, воздаяния отличалась отрицанием идеи вечного носителя кармы, т. е. души, атмана. кроме того, согласно школам малой колесницы, лишь самостоятельные нравственные и духовные усилия могут благоприятно сказаться на судьбе, ибо над законом кармы индивидуума не властны ни иные люди, ни боги, ни сверхъестественные силы: "чистота и нечистота связаны только с самим собой, одному другого не очистить" (дхаммапада, 165). одним из отличительных описаний кармической причинности стало учение о 12 звеньях цепи взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада), характеризующее три последовательные жизни индивида - прошлую, настоящую и будущую.среди крупнейших представителей хинаяны, которые внесли огромный вклад в развитие ранней доктрины и труды которых сохранились в оригинале, следует назвать прежде всего двух мыслителей 5 в.: тхеравадина буддхагхошу и сарвастивадина васубандху.(2) махаяна (великая колесница) самые ранние тексты махаяны - это сутры совершенствования мудрости (праджня-парамиты), которые датируются 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. и которые начали переводиться на китайский язык уже со второй половины 2 в. по легенде считается, что их тоже произнес будда шакьямуни, но смысл их не был понят людьми и поэтому эти сутры 500 лет хранили наги (змеи-драконы) и боги, пока не пришел нагарджуна (историки датируют его жизнь 2-3 вв.), которого махаянисты именуют вторым буддой, и не возвестил их вновь, дав подробные разъяснения и комментарии. то же примерно произошло и с махаянскими сутрами второго поколения, которые были объяснены людям майтреей (или майтреянатхой) и асангой в 4-5 вв. махаянские тексты, как сутры, так и комментарии к ним и др. труды, записывались на санскрите, но далеко не все сохранились в оригиналах. со 2 по 11 вв. санскритские рукописи активно переводились на китайский язык и были собраны в единую колоссальную трипитаку. с 8 в. санскритские рукописи переводились также на тибетский язык и в 14 в. они были отредактированы и упорядочены в едином каноне, состоящем из двух собраний: ганджур (слово будды в 108 томах энциклопедического формата) и данджур (толкования закона индийскими мастерами в 225 томах). китайский и тибетский каноны, во-первых, содержательно и структурно не совпадают, во-вторых, включают в себя также сутры хинаяны и тантры ваджраяны (алмазной колесницы), поскольку махаяна осознанно признает фактически бесконечное многообразие буддийских путей и способов освобождения. в доктрине великой колесницы основной упор делается на учение о небесных и земных бодхисаттвах. первые - это просветленные существа, которые обрели просветление (бодхи), но до того они дали обет остаться в кругу перерождений, чтобы помогать другим существам достичь этого состояния и нирваны, хотя последняя при таком идеале практического альтруизма отходит на второй план. земные бодхисаттвы - это монахи и миряне махаяны, стремящиеся к просветлению из сострадания к мукам ближнего. делать это нужно с любовью, но без привязанности, чему можно обучиться с помощью 10 (в ранней махаяне - 6) видов совершенствования: даяния, нравственности, терпимости, решимости, сосредоточенного созерцания (медитации), проникновенной мудрости, способа, молитвы, силы и знания. обретаемое совершенство характеризуется многими качествами, в том числе свехъестественными способностями адепта: ясновидением, яснослышанием, чтением чужих мыслей, памятью о прошлых перерождениях, чудесной силой. бодхисаттва постоянно в пути, накапливая добродетели и знания, постигая таинство пустотности (шуньята).эта великая пустота (шунья), которую возможно созерцать, и есть единственно подлинная реальность. в ней пребывает будда - абсолютное единство сущего, неотличимое от пустоты и неохватимое мыслью (ачинтья). все остальное мыслимое, начиная с сансары и нирваны, является иллюзией (майя), обманом, игрой сознания. следовательно, иллюзия - это способ представления будды, а избавление от нее - это достижение состояния буддства, которое есть всегда, везде и во всем, в том числе в нас. все мироздание можно уподобить телу (кайя) будды, иллюзорно разделяемому на 2, 3, 4 тела будды. из них одно (тело формы) или два (тело воплощения, напр., явившийся людям будда шакьямуни, и тело наслаждения) удобно изображать, но в действительности это лишь иллюзорные средства сообщения тела закона (дхарма-кайя), которое в реальности есть будда и пустота. главными школами махаяны стали школа срединников (мадхьямика) и школа йоги сознания (йогачара, виджнянавада), имевшие несколько подшкол в индии, а ныне существующие среди тибетцев, китайцев, японцев и др. буддистов махаяны в виде соответствующих национальных школ, произошедших от тех двух индийских. различия между последними сводились в основном к способам доказательства, изложения доктрины.(3) ваджраяна (алмазная колесница, буддийский тантризм)самые ранние тексты (тантры) алмазной колесницы ученые относят к 5-6 вв. тантры учат только посвященных (поэтому здесь огромное значение придается ритуалу) бесчисленным способам йогической практики, которая включает в себя и элементы многочисленных тайных материнских культов. будучи доктринально почти идентичной махаяне (дополненной положениями о возможности обрести просветление именно в этой жизни, о главенстве в пути практических средств и т. д.), ваджраяна развивала многоуровневую систему йоги. существуют три внешние системы тантризма: 1) крийя-тантра, или тантра действа, ритуализма тела и речи, 2) чарья-тантра, или тантра простой йоги ума, 3) йога-тантра, или тантра сложной йоги ума, и три внутренние системы тантризма: 1) маха-йога, или великая отцовская йога по созерцанию иллюзорного тела, 2) ану-йога, или материнская йога по созерцанию пустоты, 3) ати-йога, или йога великой полноты (дзогчен) как состояние совершенства изначального будды.более ранние внешние системы тантризма распространились в китае и японии. обе системы тантризма практиковались только в индии, гималаях, тибете и среди монгольских народов, ныне же этот тантризм (особенно дзогчен) популярен на западе и в россии.литература:дхаммапада / пер. с пали в. н. топорова. м., 1960.вопросы милинды / пер. с пали а. в. парибка. м., 1989.васубандху. абхидхармакоша / пер. с санскр. в. и. рудого. раздел i. м., 1990. раздел iii. спб., 1994.буддизм в переводах: альманах. спб., 1992-1993. вып. 1-2.алмазная сутра / пер. с санскр. в. п. андросова. элиста, 1993.чатухстава, или четыре гимна буддам, и махаянавимщика, или 20 строф о махаяне, составленные нагарджуной / пер. с санскр. в. п. андросова // восток. 1995. № 4-5.щербатской ф. и. избр. тр. по буддизму. м., 1988.андросов в. п. нагарджуна и его учение. м., 1990.розенберг о. о. тр. по буддизму. м., 1991.буддизм: словарь. м., 1992.буддизм в японии. м., 1993.говинда (лама анагарика). психология раннего буддизма. основы тибетского мистицизма. спб., 1993.конзе э. буддийская медитация. м., 1993.лысенко в. г. ранняя буддийская философия. м., 1994.буддийский взгляд на мир. спб., 1994.андросов в. п. индийский буддизм и тибетская цивилизация // азия - диалог цивилизаций. спб., 1996.thomas e. the history of buddhist thought. london, 1953.warder a. k. indian buddhism. 1970.plaeschke h. buddhistische kunst. leipzig, 1972.dutt n. mahayana buddhism. delhi, 1978.snellgrove d. indo-tibetan buddhism. london, 1987.williams p. mahayana buddhism. london, 1989.gombrich r. theravada buddhism. london, 1994.в. п. андросов

  4. – проповедовавшееся ок. 560-480 до р. x. буддой («ясновидящий») гаутамой (готамой) священное учение. согласно этому учению, все в мире «преходяще, не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно скорби (неудовлетворенности)». каждое отдельное существо представляет собой преходящую комбинацию действующих жизненных сил, которые, согласно вечным законам, возникают и снова исчезают в функциональной зависимости друг от друга (дхарма). постольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то каждый поток индивидуальной жизни (видимая личность), как этого требует карма, после смерти находит продолжение в потустороннем существовании. моральные поступки ведут к очищению, совершающемуся путем прохождения через отдельные ступени; познание и преодоление жажды (стремления к жизни) ведет к освобождению (см. нирвана). старое плюралистическое учение о спасении (хинаяна, т.е. «малая колесница») со временем развилось в монистическую махаяну («большая колесница»); дхармы не имеют действительного значения, в реальности существует только непостижимая шунья (пустота), которая тождественна с нирваной и только под влиянием иллюзии проявляется как мир в его многообразии (см. индийская философия). активистская этика махаяны считала, что высшим идеалом для ученика будды должен быть не архат (святой) с его стремлением достигнуть спасения для себя самого, а боддисатва (будущий наместник будды), который ставит своей целью бескорыстной любовью ко всем существам вести других к спасению. ок. 1200 влияние буддизма в индии начало падать, но в форме хинаяны сохранилось на цейлоне и в восточных районах индии, а также (в форме махаяны) в китае, японии, тибете, монголии и гималаях. см. также дхьяна.


Buddhismus, i, m, латинский

Вера, русский
  1. Вера, вероисповедание, закон, исповедание, религия, верованье, убеждение, правоверие, православие, ересь; доверие, кредит, уверенность. веры: христианство, иудейство (моисеево вероисповедание, иудаизм, еврейство, жидовство), ислам (мусульманство, магомета

  2. Полное принятие человеком каких-либо представлений о чем-либо.

  3. 1. особое состояние человеческой психики, состоящее в полном и безоговорочном принятии некоих сведений, текстов, явлений, событии или собственных представлений и умозаключений, кои в дальнейшем могут выступать основой его я, определять некоторые из его по

  4. — полное принятие человеком каких-либо представлений о чем-либо.

  5. 1. особое состояние человеческой психики, состоящее в полном и безоговорочном принятии некоих сведений, текстов, явлений, событии или собственных представлений и умозаключений, кои в дальнейшем могут выступать основой его я, определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений. 2. «признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями» (вл. соловьев). с позиций материализма, вера всегда выступает как результат предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира. построение непротиворечивой, все объясняющей картины мира (-> образ мира) -это работа сознания субъекта, опирающегося на механизмы познания, предвосхищения (-> антиципация), атрибуции каузальной, вытеснения, рационализации, замещения и пр. чем пытливее ум человека, тем сложнее его умопостроения, тем меньше у него оснований для слепой веры. если же «вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышления, то, значит, она имеет свой корень вне области теоретического познания и ясного сознания вообще». вера всегда связана с предметом, содержательно им определяется и бесконечно многообразна в проявлениях. так, если предметом веры выступают явления внешней действительности и изучающий их субъект предоставляет подтверждаемые опытом доказательства истинности своих результатов, то здесь имеется убежденность или вера в свою правоту. иное содержание имеет вера в случае, когда человек не способен охватить разумом чрезмерно сложный или не поддающийся рациональному объяснению объект. тогда он либо так или иначе отказывается от познания, включая механизмы вытеснения, замещения или рационализации, либо упрощает и редуцирует объект, предпочитая иррациональную веру без всяких доказательств. основания такой веры лежат глубже знания и мышления. она по отношению к ним выступает как факт первоначальный и потому сильнее их. например, применительно основ нашего бытия вера – это более или менее прямое или косвенное, простое или усложненное представление в сознании досознательной связи субъекта с объектом. чем проще, всеохватнее и неизбежнее эта связь, тем сильнее соответственная ей вера. так, всего сильнее вера в реальность внешнего мира, ибо она лишь отражает в сознании тот исходный, простой и неустранимый факт, что каждый человек – часть всемирного целого, часть общего бытия. близкое отношение к предмету свойственно религиозной вере, объектом коей выступают вопросы бессмертия души, свободы воли, существования божества, множественности его проявлений и пр. будучи связана с поисками человеческого духа, религиозная вера не зависит прямо от таких простых и безусловных оснований, как реальность физического бытия человека в физическом мире. потому особым предметом веры выступают не только процессы духовного бытия, но и сами объекты и постулаты религиозной веры. свобода вероисповедания как раз заключается в том, что человек включает в свой образ мира существование внематериального мира, а также в отсутствии преследования за исповедание веры.

  6. (пистис) римская (ум . ок. 137), 12-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора адриана; одна из трех дочерей (вместе с надеждой и любовью) святой софии римской. память в православной церкви 17 (30) сентября, в католической 1 августа и 30 сентября.

  7. – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. в англ, языке наиболее четко различаются теоретическая вера в то, что нечто есть (belief), и религиозная вера (faith). хотя и религиозная вера и научная «вера» (предположение, гипотеза) опираются на факты, в то время как последняя со своими предпосылками, связывающими идеи и выводы, остается в пределах познаваемого (естественного) и законосообразного, религиозная вера переходит в область непознаваемого (сверхъестественного, метафизического) и распространяет свободу, которую она принимает для мира сверхъестественного, также и на природу. что о трансцендентных, внеприродных и сверхъестественных вещах никакое знание невозможно, показал кант в своей критике разума: «я должен был ограничить знания (иллюзорного знания о якобы трансцендентных вещах), дабы дать место вере (в идеи и идеалы как направляющие пункты человеческих стремлений)» («критика чистого разума»). в религиозном смысле вера означает, с одной стороны, действие и поведение человека (доверчивая преданность и верность), с др. стороны, согласно христ. учению, «сверхъестественную добродетель», которая возможна благодаря милости бога. в этическом смысле вера означает то же самое, что способность доверять, своего рода моральную силу, которая предполагает душевную стойкость. вера – основа доверия. оправданием этой веры является только чувство нравственной ценности др. личности. вера всегда есть риск, т. к. это чувство может ошибаться. она по своей сути всегда «слепа», ибо та вера, которая имеет надежное основание и объективную гарантию, – не настоящая, в ней отсутствует решающий момент риска собственной личностью. кто знает, тот не может верить. слепая вера (или слепое доверие) есть в своем роде высшее испытание моральной силы, подлинный критерий единства во всех наиболее глубоких отношениях человека к человеку.




Религиозно, русский
    Религиозно , благоговейно


Сиддхартха, русский
    , в буддийской мифологии имя царевича - будущего будды шакьямуни.


Направления, русский

Существуют, русский
    Способы: пункция через затылочноатлантное отверстие, атлантноэпистрофейная


Освобождение, русский
    Освобождение, избавление, отпущение, спасение; выход, исход. свержение монгольского ига. эмансипация женщин. , избавление, увольнение


Одновременно, русский
    Одновременно, враз, зараз, разом, сразу, вместе с тем, в то же время. не говорите все вдруг, а кто-нибудь один. ср. сразу. , сразу


Реальность, русский
  1. Некое действительно существующее явление; то, что есть в действительности; сама действительность.

  2. (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – вещественность, онтологическое бытие-в-себе, т.е. в-себе-6ытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи (см. онтология). в отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают. реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени (см. необходимость), что существует и является преходящим. реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве. проблема скорее заключается в том, каким образом дана нам реальность, как мы понимаем ее. проблема эта может быть рассмотрена с различных сторон.

  3. (от позднелат . realis - действительный), существующее в действительности; различают объективную реальность, т. е. материю, и субъективную реальность, т. е. явления сознания.


Buddhismus, i, m, латинский

Tuberculum, i, n, латинский