|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аполлон
Глоссарий синонимов |
- Аполлон , бог
- , бабочка семейства парусников. крылья в размахе 7-9 см, белые, у вершин прозрачные, с черными и красными пятнами. встречается преимущественно в горных районах европы, кавказа и зап. сибири. во многих странах охраняется. в красной книге.
- (феб) , в греческой мифологии и религии сын зевса, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. изображался прекрасным юношей с луком или кифарой. среди изображений аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): "аполлон, убивающий ящерицу" (ок. 370 до н. э., скульптор пракситель) и "аполлон бельведерский" (сер. 4 в. до н. э., скульптор леохар).
- , малая планета диаметром ок. 1 км, открыта к. рейнмутом (германия, 1932), обращается вокруг солнца по вытянутой эллиптической орбите с периодом 1,81 года. расстояние аполлона от солнца изменяется от 0,65 до 2,33 а. е. сближается с землей до 0,1 а. е.
|
Бог, русский
- Бог, аллах, иегова, саваоф, небо, всевышний, вседержитель, господь, предвечный, создатель, творец. (зевес, юпитер, нептун, аполлон, меркурий и др.) (ж. р. богиня); божество, небожитель. , идол, любимец , в бозе почивший, воссылать молитву к богу, давай бо
- , в религиозных верованиях сверхъестественное существо; в мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому богу принадлежит абсолютная власть над миром ("всемогущество"). вера в бога - основа всякой религии.
- (лат. deus, греч. theos) – высший предмет религиозной веры, рассматриваемый всегда более или менее как личность, считается сущностью, наделенной «сверхъестественными», т.е. необыкновенными, свойствами и силами; в самом широком смысле – сущность, наделенная всеми совершенствами. в понятие совершенства верят и преклоняются перед ним как сущим. особенно хорошо можно проследить развитие представления о боге в инд. мифологии: инд. «боги» сначала были выдающимися, сильными, победоносными, сведущими и изобретательными людьми, которые знали и могли намного больше, чем все другие, и поэтому приносили людям нужные им блага, о которых их просили. позднее их возвели в ранг богов, тем самым боги стали «могущественными», «знающими», «добрыми» и «жертвователями всех благ». они были «творцами», т.е. изобретателями, техниками древности, героями и «королями», родоначальниками и вождями племен («праотец», «предок» – у первобытных народов это часто характеристика божества). в свете представления о боге с самого начала выступали также могущественные природные силы и вещи: ясное дневное небо, солнце, луна и т. д.; перед ними преклонялись еще наивно, как перед самим явлением, позднее преклонялись (или боялись их) перед невидимыми, непонятными силами, стоящими за явлениями или действующими в самих естественных явлениях и управляющими ими (см. анимизм, первобытные формы религии), как перед духовными сущностями. поэтому эти сущности стали одновременно идеальными и желаемыми, они суть то, чем и каким человек не является, но хотел бы быть. они вносят ясность и устойчивость в запутанное и неустойчивое существование. кто повинуется им, следует их заповедям, ублажает их жертвоприношениями, к тому они милостивы, одаряют его сначала материальными, а затем и духовными благами и дают ему долю своей проницательности, своего могущества и, наконец, даже бессмертия в «потустороннем» мире. они придают жизни высший смысл и являются представителями всеобщего принципа, дающего возможность понять мир со всем его злом и со всеми страданиями, благодаря которым находят объяснение также загадки собственной души («борьба между зверем и ангелом» – а. жид); см. также искупление. самая первоначальная форма религии – это, пожалуй, монотеизм как «первобытный монотеизм», т.е. почитание родоначальника, праотца внутри рода. появление др. героев, предков, вождей, изобретателей и т. п. вместе с почитанием различных явлений природы приводит к политеизму, почитанию многих богов; если при наличии множества богов почитается лишь один бог, говорят о генотеизме. более поздний универсальный монотеизм происходит отчасти от «первобытного монотеизма», отчасти от смешения политеистических богов в некое предметное единство, которое часто связано с политической централизацией власти. но первоначально единственный бог путем обожествления его атрибутов снова может превратиться во множество богов. представления народной религии соответственно своему происхождению остаются по большей части антропоморфическими: бог – это человекоподобная личность (см. теизм) – или тероморфическими: боги выступают в виде животных. научное познание и философское мышление приводят к деизму, или к пантеизму, или к панентеизму, или к атеизму. все представления о боге, выражающиеся в этих понятиях, так или иначе противоречат христ. церковным догмам о боге. в этом смысле специфическое понятие бога ограничивается, собственно говоря, философским мышлением. современная метафизика называет божественное (бога или богов) первичной данностью человеческого создания; божественное является священным (см. священное) и абсолютно сущим, в то время как человек относится к сфере относительно и случайно сущего (которое, однако, согласно шелеру, «выполняет функцию извещения об абсолютном бытии сущего»). божественное равнозначно царству ценностей, в особенности этических. благодаря прогрессивному осуществлению человеком ценностей (см. этика)` происходит становление божественного, божества, бога. бог, по словам рильке, является «грядущим, которое предстает перед вечностью, будущим, окончательным плодом дерева, листья которого – мы». становящийся бог вырастает в сердце человека, человек превращается в человека в подлинном смысле слова по мере того, как ему удается осуществлять этические ценности, т.е. по мере того, как в нем вырастает бог, и человек становится богоподобным. следовательно, человек – не подражатель «мира идей» или «провидения», который существует сам по себе или еще до сотворения существует в боге в готовом виде, а один из ваятелей, созидателей и исполнителей идеального результата становления, оформляющихся вместе с самим человеком в мировом процессе. человек – это единственный пункт, в котором и посредством которого не только первосущее само себя постигает и познает, но он есть также сущее, в свободном решении которого бог может осуществлять и освящать свою чистую сущность. назначение человека – быть больше, чем только «рабом» и покорным слугой, больше даже, чем только «сыном» в себе завершенного и совершенного бога. в своем человеческом бытии, смысл которого принимать решение, человек обладает высшим достоинством соратника бога, соучастника в его делах, который должен нести впереди божественное знамя, знамя «deitas`a», осуществляющегося только вместе с мировым процессом, и во время мировой грозы взять на себя ответственность за все.
|
Преимущественно, русский
Преимущественно, предпочтительно, особенно, особливо, пуще всего, паче всего, наипаче, первее всего, главным образом. паче всего берегись дурного общества.
Прорицатель, русский
Прорицатель , предсказатель
Покровитель, русский
Покровитель, защитник, заступник, благодетель, благожелатель, доброжелатель, опекун, попечитель, меценат, патрон, протектор. ср. благодетель и защитник. , благодетель, защитник
Пракситель, русский
(ок . 390 - ок. 330 до н. э.), древнегреческий скульптор. представитель поздней классики. работал главным образом в афинах. мраморные статуи праксителя отличают чувственная красота, одухотворенность ("афродита книдская", "отдыхающий сатир" - известны по копиям).
Расстояние, русский
- Расстояние, промежуток, отдаление, дистанция. стоять на приличной дистанции. "он держался в гордом отдалении от прочих". тург. отступив от дома на пять сажен (на расстоянии пяти сажен от дома). "купель сия, по словам даниила, находится на в
- , геометрическое понятие, содержание которого зависит от того, для каких объектов оно определяется. напр., расстояние между двумя точками - длина соединяющего их отрезка прямой, расстояние от точки до прямой (или плоскости) - длина отрезка перпендикуляра, опущенного на данную прямую (плоскость).
|
Апострофировать, русский
Апострофировать [апострофа: риторическая фигура, когда говорящий обращается к лицу или предмету, как бы беседуя с ними (даль)] , говорить
Аподиктический, русский
- Аподиктический [убедительный, ясный, понятный, короткий и положительный, не допускающий спора, возражений, сомнений (даль)] , доказательный, назидательный
- (от греч. apodeiktike [episteme] – наука, служащая доказательству) – неопровержимый, безусловно правильный. аподиктическое суждение выражает логическую необходимость или твердую уверенность.
|
|
|
|
|
|
|