|
|
|
|
|
|
|
|
|
Веспуччи
|
(vespucci) америго (1454-1512) , мореплаватель. по происхождению флорентиец. участник нескольких испанских и португальских экспедиций (1499-1504) к берегам юж. америки, названной им новым светом. впервые высказал предположение, что эти земли - новая часть света, которую лотарингский картограф м. вальдземюллер назвал (1507) по имени америго веспуччи америкой.(vespucci) америго (9 марта 1454, флоренция - 22 февраля 1512, севилья), итальянский мореплаватель, один из первооткрывателей южной америки, дельты амазонки, венесуэльского залива, лагуны маракайбо и бразильского нагорья; главный пилот (штурман) испании (1508). первая половина жизненного пути родившись в семье нотариуса, веспуччи получил домашнее гуманитарное образование. долгое время служил в банкирском доме медичи. в 1490 переехал в испанию, где работал агентом той же фирмы в севилье, занимаясь в основном оснащением судов. досконально изучил устройство кораблей, освоил навигацию и астрономию, составил различные карты. в 1492 перешел на испанскую морскую службу, принимал участие в экипировке второй и третьей экспедиций христофора колумба, с которым дружил. до 1499 веспуччи никуда не плавал. первое плавание в 1499-1500 был штурманом в экспедиции алонсо охеды (на трех судах), командуя двумя кораблями, снаряженными за свой счет. летом 1499 флотилия подошла к северному побережью южной америки у 5° или 6° северной широты, где разделилась. веспуччи двинулся на юго-восток, 2 июля открыл дельту амазонки и ее устьевой рукав пара, на лодках проник вверх на 100 км. затем он продолжил плавание к юго-востоку до бухты сан-маркос (44° западной долготы), выявил около 1200 км северной приморской полосы южной америки, обнаружил гвианское течение. оттуда веспуччи повернул вспять и в августе догнал алонса охеду близ 66° западной долготы. следуя на запад вместе, они открыли более 1600 км южного берега материка с полуостровами парагуана и гуахира, заливами тристе и венесуэльским, лагуной маракайбо и несколькими островами, включая кюрасао. осенью веспуччи вновь отделился от охеды, обследовал побережье южной америки на 300 км к юго-западу и вернулся в испанию в июне 1500. второе плавание в 1501-02 веспуччи состоял на португальской службе как астроном, навигатор и историограф в 1-й португальской экспедиции гонсалу куэлью на 3-х судах. в середине августа 1501 они подошли к атлантическому побережью южной америки у 5° 30` южной широты и прошли до 16°, повторив открытия испанца бортоломе рольдана (1500). 1 января 1502 экспедиция обнаружила бухту рио-де-жанейро (гуанабара), проследила берег на 2000 км к юго-западу (до 25° южной широты) и, убедившись, что земля по-прежнему тянется в том же направлении, повернула назад. одна каравелла прибыла в португалию в конце июня, другая с куэлью и веспуччи - в начале сентября (третью, пришедшую в негодность, пришлось сжечь). третье плавание в 1503-04 веспуччи командовал каравеллой во 2-й экспедиции гонсалу куэлью на шести судах. в начале августа 1503 у открытого ими острова вознесения (8° южной широты) один корабль затонул, 3 пропали без вести. каравеллы веспуччи и куэлью достигли бухты "всех святых", обнаруженной еще в предыдущем плавании у 13°. высадившийся по приказу веспуччи отряд впервые поднялся на крутой уступ бразильского нагорья и проник на 250 км в глубь страны. в гавани у 23° южной широты во время 5-месячной стоянки португальцы построили флот, где оставили 24 моряка, и с грузом сандалового дерева возвратились в лиссабон в конце июня 1504. происхождение названия "америка" и последние годы жизнив результате плаваний вдоль северных и восточных берегов новооткрытой земли у веспуччи сложилось правильное представление о ней как о южном заатлантическом материке, и в 1503 в письме на родину он предложил именовать материк новым светом. в 1507 лотарингский картограф мартин вальдземюллер приписал открытие "четвертой части света", сделанное колумбом, веспуччи и "окрестил" этот континент америкой в честь америго веспуччи. в 1538 это, уже признанное название, было распространено на карте меркатора и на северную америку. в 1505, после вторичного переезда в испанию, веспуччи получил кастильское подданство. в 1508 назначен на новоучрежденную должность главного пилота испании и занимал ее до своей смерти.веспуччи как личность.по отзывам современников, он был исключительно честным, умным и наблюдательным человеком. обладая недюжинным литературным талантом, частенько преувеличивая, веспуччи описывал природу открытых стран, внешний вид и быт индейцев, звездное небо южного полушария, однако постоянно умалчивал о начальниках экспедиций и своей роли в них. веспуччи никогда не притязал на лавры колумба, сыновья которого также никаких претензий к нему не предъявляли. сочинения:письма америго веспуччи: пер. с лат.и итал. // бригантина-71. м., 1971.литература: магидович и. п., магидович в. и. очерки по истории географических открытий. м., 1983. т. 2, гл. 5, 6 и 9.в. и. магидович
|
|
Мореплаватель, русский
Предположение, русский
- Предположение , догадка, надежда, намерение, ожидание, предсказание
- – в логике положение, которое временно, до получения доказательства противного, считается правильным (см. также гипотеза).
- Assumption
- Presumption
- Высказывание, которое не может быть сразу же после формулировки доказано или опровергнуто. любое предположение, в конце концов, признается верным, неверным или частично верным, поэтому любо
Итальянский, русский
Образование, русский
- Образование, воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс; образованность; выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование (формировка), организация, устройство. , воспитание
- 1. обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением.
- – духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. при этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. в образовании имеется всегда как форма`льная сторона, т.е. духовная деятельность или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от соответствующего данному времени материала), так и материальная, т.е. содержание образования. значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в кон. 18 в., особенно под влиянием гёте, песталоцци и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей. с этого времени данное понятие приобрело более широкое значение. обычно говорят об общем образовании, которое дается в школе, и о специальном образовании (напр., научном, музыкальном, техническом). специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное, гуманитарное, политическое и др.). образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное образование.
- , процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. основной путь получения образования - обучение и самообразование.
Досконально, русский
Досконально , точный
Устройство, русский
Устройство, (у)строение, построение, строй, склад, складка, уклад, структура, механизм, организм; изготовление, приготовление, выполнение, исполнение, осуществление, организация. , конструкция, образование, строение
|
Веста, русский
- , в римской мифологии богиня домашнего очага, культ которой отправлялся жрицами-весталками. соответствует греческой гестии.
- , одна из крупнейших (диаметр 555 км) малых планет (№ 4), открыта в. ольберсом (германия, 1807). расстояние весты от солнца изменяется от 2,2 до 2,6 а. е.
Веспрем, русский
, город в венгрии, административный центр медье веспрем. 64,3 тыс. жителей (1991). машиностроение, текстильная, химическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность. готическая капелла 13 в., барочный дворец епископа (18 в.).
|
|
|
|
|
|
|