Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Мировая душа

Глоссарий по философии
  1. – душевная сила, понимаемая как принцип всей жизни. понятие мировой души идет от платона («тимей»: мировая душа есть двигатель мира. она содержит в себе все телесное и его элементы. она познает все). суть этой идеи заключается в движении, понимаемом как надмеханическое действие, как нечто организующее. эту идею заимствовали затем стоики (пневма как мировая сила, пронизывающая все существующее) и неоплатоники (плотин). в эпоху возрождения она была воспринята бруно, который представлял ее себе как всеоживляющий и творящий (наподобие художника) принцип. у гердера и гёте мировая душа имеет тот же смысл, что и мировой дух. в романтике, в частности шеллингом, мировая душа понимается в смысле, близком к пониманию ее бруно, а именно как принцип, который бессознательно «связывает всю природу во всеобщий организм». это понятие использовалось также фехнером и другими; см. панпсихизм.

  2. , одно из центральных понятий в философии неоплатонизма, восходящее к учению платона о мировой душе как движущем начале космоса; выступает посредницей между идеальным (бестелесным) миром и созидаемым ею чувственным миром. учение о мировой душе было воспринято панпсихизмом эпохи возрождения (итальянские неоплатоники, дж. бруно), немецким романтизмом и идеалистической философией 19 в. (ф. в. шеллинг, г. т. фехнер, э. гартман).




Душ, русский
    , лечебная или гигиеническая процедура; воздействие на тело человека струями воды.


Душ воздушный, русский
  1. Вид местной приточной вентиляции, создающий поток воздуха с заданной скоростью и

  2. Устройство в системе местной приточной вентиляции, обеспечивающее подачу сосредоточенного потока воздуха посредством неподвижного или поворотного душирующего насадка


Душ из шампа́нского, русский
    На подиуме после награждения кубками и гимнов в честь победителя и команды победителя пилотам вручаются бутылки с шампанским и они, взболтав его, поливают друг друга и других участников процесса, отмечая, таким образом, успешный финиш в гонке.


Душ электростатический, русский
    Общее название электролечебных процедур, основанных на сочетанием воздействии на


Душ электростатический общий, русский

Душа, русский
  1. Душа, дух, сердце, грудь. дух бодр, плоть же немощна. "стеснилась грудь ее тоской". пушк. "и щемит, и ноет, болит ретивое". кольц. ср. глава. , воротила, глава, единица, руководитель, сердце, суть, человек , ангелы поют на душе, без ду

  2. Понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа – нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. в эллинской философии существование души н

  3. Ловру

  4. Понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа – нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. в эллинской философии существование души не подвергалось сомнению. вообще во времена античности обозначились различные мнения о душе – ее «материальности» и «идеальности». специальный трактат, посвященный душе, принадлежит аристотелю и является первым известным собственно психологическим трудом. в нем были систематизированы известные идеи о душе, выдвинуты и обоснованы несколько важных положений. здесь душа определяется как сущность живого тела – особый орган, посредством коего тело чувствует и мыслит. в целом душа смертна вместе с телом, но часть ее, соответственная абстрактному, теоретическому мышлению, бессмертна. с позиций материализма, появление понятия души связано с анимистическими представлениями первобытного человека, примитивно-материалистически истолковывавшего сон, обморок, смерть и пр. сновидения воспринимались как впечатления души, покидающей тело и обретающей независимое существование. дальнейшее развитие представлений о душе происходило в контексте истории психологии и выражалось в столкновении идеалистических и материалистических учений о психике. впервые положение о неотделимости души от тела выдвинул аристотель, согласно коему душа у человека выступает в трех модификациях: растительной, животной и разумной. в новое время декарт отождествлял душу с сознанием как рефлексией субъекта. в эмпирической психологии понятие о душе было заменено понятием о душевных явлениях. в научной литературе – философской, психологической и прочей – термин «душа» не употребляется или употребляется очень редко – как синоним слова психика. в повседневном словоупотреблении душа по содержанию обычно соответствует понятиям психики, внутреннего мира человека, переживания, сознания. согласно к. г. юнгу, душа – некая нефизическая реальность, исполненная энергии, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами. она исполнена противоположностей: сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное... проблема состоит в том, что по ряду причин, прежде всего социокультурного плана, человек видит и развивает в себе лишь одну из сторон единой противоречивой пары, а другая остается скрытой и непринятой. человек должен открыть и принять себя в процессе индивидуации. скрытые стороны души требуют принятия, являясь в сновидениях, символически взывая; нужно уметь увидеть смысл призыва, а игнорирование его, типичное для неподготовленного человека, приводит к дезинтеграции, невозможности саморазвития и кризисным переживаниям и заболеваниям.

  5. , понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение о переселении душ - метемпсихоза). идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (платон, неоплатонизм). у аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, неотделимое от него. в теистических религиях душа человека - созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. в пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). дуалистическая метафизика декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. в новоевропейской философии термин "душа" стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

  6. (греч. psyche, лат. anima) – в обычном словоупотреблении совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека; антитеза понятий тела и материи. научное понятие души: душа – в отличие от индивидуального духа (см. дух) – совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств (см. чувство) и стремлений (витальная душа). результат наблюдений над душой анализирует психология. до нового времени предметом метафизики был вопрос, является ли душа субстанцией. при возникновении древних представлений о душе как дыхании извне заимствовалось наблюдение над дыханием живого существа, которое у мертвого исчезало (потому-де, что мертвый «выдыхал» душу). соответствующие наблюдения над кровью и исчезновением души при большой потере крови (вследствие смертельного ранения и т. д.) привели к тому, что в ней видели носительницу души. отсюда переживание сна, в частности, привело к представлению о – душе, существующей независимо от тела. развитие душевной жизни (греч. «психогенезис») исследуется как психогенетически, так и онтогенетически – детской психологией, психологией народов, зоопсихологией; исследованием доисторического и (в узком смысле) исторического развития душевной жизни занимается психология развития. 4 психическая жизнь не возникла раз и навсегда с незапамятных времен, она возникает постоянно. где и когда развитие группировок постоянно достигает соответствующей формы, там должно возникнуть психическое и всякий раз – в определенной форме» (штумпф). поскольку психическая жизнь связана с бытием и развитием материальных тел (а именно, нервной системы), их формирование также образует основу психогенезиса. в связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, как было у большинства досократиков в греч. философии. по платону, душа является нематериальной и предшествует существованию. аристотель называет ее первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной. согласно пониманию некоторых отцов церкви (напр., тертуллиана), душа материальна, др. же отцы (напр., августин) считают ее духовной, но в патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции. это понимание в христианстве, является господствующим. против него выступает кант. апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно канту, прибежище ленивого разума. для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. теория субстанциальности души должна уступить место теории о ее актуальности. представления о развитии души были введены романтикой и нем. психологией. герберт спенсер в 1855 разработал учение о душе, т.е. психологию, подчиненную принципу необходимого ступенчатого наследования всякой духовной силы и способности. в 1863 в. бунд прочел лекции об истории развития души человека и души животных. вильгельм вунд излагал проблемы психогенезиса в своих работах «grundzьge der physiologischen psychologie» (1908-1911) и «vцlkerpsychologie» (1908 – 1917). сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием. для па ладьи и клагеса душа является носительницей ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противоположность душе, «прерывно». для современной психологии душа – носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств (см. гештальткачества) микрокосмоса, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику (см. одушевленность, психотерапия).


Душа болит, русский
    Душа болит , печалиться


Душа в душу, русский
    Душа в душу , согласие


Душа в пятки упала, русский
    Душа в пятки упала , испугаться


Душа в пятки ушла, русский
    Душа в пятки ушла , бояться, испугаться


Душа вся выболела, русский
    Душа вся выболела , печалиться


Душа горит, русский
    Душа горит , желать


Душа изнывает, русский
    Душа изнывает , печалиться


Душа коротка, русский
    Душа коротка , трусливый


Душа не на месте, русский
    Душа не на месте , беспокоиться


Душа не принимает, русский
    Душа не принимает , есть


Душа-человек, русский
    Душа-человек , добрый, милый


Душанбе, русский
    (до 1929 дюшамбе , до 1961 сталинабад), столица таджикистана (с 1929). железнодорожный узел. 582,4 тыс. жителей (1991). машиностроение и металлообработка, легкая (хлопчатобумажная, шелковая, кожевенно-обувная, швейная), пищевкусовая, стройматериалов (цементные, домостроительные комбинаты) промышленность. ан таджикистана. 8 вузов (в т. ч. таджикский университет). 6 театров (в т. ч. таджикский театр оперы и балета). музеи: историко-краеведческий и изобразительных искусств, этнографический, литературный им. айни и им. м. турсун-заде. возник на месте кишлака (город с 1925). здания театра оперы и балета им. айни (1939-46), вычислительного центра (1976).


Душарласу, казахский
    Встречаться, видеться друг с другом


Душевая, русский

Душевая кафедра, русский

Существующее, русский

Бессознательно, русский
    Бессознательно, безотчетно, инстинктивно, машинально, стихийно, слепо. , невольно


Панпсихизм, русский
  1. Теория в естествознании, согласно коей душой наделена вся природа, в том числе неживая.

  2. (греч. pan – всё и psyche – душа) – учение о всеобщей одушевленности, согласно которой все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой. это же относится и к миру как целому. в действительности, т. о., не существует ничего мертвого, не одаренного жизнью и сознанием. см. гилозоизм, мировая душа.

  3. (от пан ... и греч. psyche - душа), идеалистическое представление о всеобщей одушевленности природы. исторические формы панпсихизма различны: от анимизма первобытных верований и гилозоизма древнегреческой философии до развитых учений о душе и психической реальности как подлинной сущности мира (концепция монады у г. в. лейбница, философские идеи г. т. фехнера, к. г. юнга и др.).


Мировая линия, русский
    – в континууме римана кривая, изображающая движение точки в 4-мерной пространственно-временной системе координат. поскольку в «мире минковского» времени нет (см. вневременность мира), то там и не может ничего происходить. «единственным реальным событием являются переживаемые (одно за другим) восприятия субъекта, переходящего континуум «вдоль мировой линии своего тела». но для физикалистского мира, для объекта восприятия не подходит больше никакая временность, в нем ничего не происходит, он просто есть» (а. венцль).


Милюков п, русский
    Авел николаевич (род. 1859, москва – ум. 1943, париж) – рус. историк и социолог; один из лидеров росс, партии кадетов. как и большинство рус. историков, примыкал к школе, которая занималась изучением внутренней, бытовой или культурной истории, однако, как социолог, он был далек от одностороннего, узко материалистического или узко идеалистического взгляда на понимание исторического процесса. по его мнению, попытки свести всю сложность и разнообразие исторической эволюции к какой-либо одной ее стороне не могут иметь успеха, ибо простое и сложное различаются в сту. пенях развития всемирной истории. цель исторической науки – уяснение закономерности исторического процесса во всей его полноте. в этом процессе главную роль играют три осн. элемента: внутренняя тенденция процесса, являющаяся в чистом виде лишь возможностью; среда, в которой развивается общественная жизнь; личность, характеризующая своими индивидуальными особенностями исторические события. для того чтобы внутренняя тенденция процесса могла перейти из возможности в действительность, необходима реализация ее в конкретных условиях исторической жизни, а эти условия могут видоизменять до бесконечности ее осн. направление. законы действия среды на общественную жизнь остаются всегда одинаковыми, но связь данной обстановки с данной общественной группой в социологическом смысле является случайной, т.е. не вытекающей из внутренних законов общественной эволюции. осн. тенденция социального процесса и среда, в которой она осуществляется, определяют эволюцию социального порядка, учреждений и нравов. индивидуальные же особенности личности объясняют тот остаток, который сохраняется за вычетом всего, что в историческом подтексте поддается объяснению при помощи этих двух элементов. сила и значение личности возрастают, когда она действует в одном направлении с развитием исторического процесса, а при той бессознательности, с которой эволюционировали общественные отношения, только личности, официальные и моральные руководители толпы, совершали общественно целесообразные поступки. наука и жизнь для милюкова тесно связаны друг с другом, и поскольку выводы первой он считает ценными, то они применимы ко второй. осн. произв.: «очерки истории рус. культуры», 1896-1903; «разложение славянофильства», 1893; «надеждин и первые критические статьи белинского», 1900; «из истории рус. интеллигенции. сборник статей и этюдов», 1902.