Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Милюков п

Глоссарий по философии
    Авел николаевич (род. 1859, москва – ум. 1943, париж) – рус. историк и социолог; один из лидеров росс, партии кадетов. как и большинство рус. историков, примыкал к школе, которая занималась изучением внутренней, бытовой или культурной истории, однако, как социолог, он был далек от одностороннего, узко материалистического или узко идеалистического взгляда на понимание исторического процесса. по его мнению, попытки свести всю сложность и разнообразие исторической эволюции к какой-либо одной ее стороне не могут иметь успеха, ибо простое и сложное различаются в сту. пенях развития всемирной истории. цель исторической науки – уяснение закономерности исторического процесса во всей его полноте. в этом процессе главную роль играют три осн. элемента: внутренняя тенденция процесса, являющаяся в чистом виде лишь возможностью; среда, в которой развивается общественная жизнь; личность, характеризующая своими индивидуальными особенностями исторические события. для того чтобы внутренняя тенденция процесса могла перейти из возможности в действительность, необходима реализация ее в конкретных условиях исторической жизни, а эти условия могут видоизменять до бесконечности ее осн. направление. законы действия среды на общественную жизнь остаются всегда одинаковыми, но связь данной обстановки с данной общественной группой в социологическом смысле является случайной, т.е. не вытекающей из внутренних законов общественной эволюции. осн. тенденция социального процесса и среда, в которой она осуществляется, определяют эволюцию социального порядка, учреждений и нравов. индивидуальные же особенности личности объясняют тот остаток, который сохраняется за вычетом всего, что в историческом подтексте поддается объяснению при помощи этих двух элементов. сила и значение личности возрастают, когда она действует в одном направлении с развитием исторического процесса, а при той бессознательности, с которой эволюционировали общественные отношения, только личности, официальные и моральные руководители толпы, совершали общественно целесообразные поступки. наука и жизнь для милюкова тесно связаны друг с другом, и поскольку выводы первой он считает ценными, то они применимы ко второй. осн. произв.: «очерки истории рус. культуры», 1896-1903; «разложение славянофильства», 1893; «надеждин и первые критические статьи белинского», 1900; «из истории рус. интеллигенции. сборник статей и этюдов», 1902.




Большинство, русский
    Большинство (абсолютное, значительное, относительное, подавляющее, квалифицированное), большая часть. прот. меньшинство. ср. часть.


Разнообразие, русский

Возможности, русский

Действительность, русский
  1. , объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятие действительности употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости.

  2. – в метафизическом смысле бытие того сущего (см. сущее), к которому приложим предикат «действительный», т.е. действительное бытие сущего. в нем. языке термин «действительность» (wirklichkeit) как перевод лат. слова «actualitas» («действенность») был введен мейстером экхартом. в нем. языке в понятии «действительность» содержится, следовательно, важный компонент действия, в то время как в древнегреч. и лат. действительность идентична с истинностью, а во франц. и англ. – с реальностью. в нем. языке истинность отличается от действительности тем, что она связана с очевидностью (но не с действием), а реальность от действительности – тем, что в ней содержится также и возможное. в философской терминологии действительность противопоставляется как чисто кажущемуся, мнимому, так и просто возможному. если при этом хотят подчеркнуть противоположность ее кажимости, то употребляют также слово «реальность», если же противоположность возможности, то употребляют также и понятие «наличное бытие», «существование». в неотомизме понятия «действительность» и «возможность» применяются наряду с понятиями «акт» и «потенция». о понимании действительности кантом см. постулат. современная психология в первую очередь различает макрокосмическую и микрокосмическую действительность (см. макрокосмос, микрокосмос). переживаться может только микрокосмическая действительность (см. трансцендентное по отношению к переживанию)., макрокосмическая же действительность, минуя раздражители, обнаруживает свое наличие и свои свойства через явления. макрокосмическая действительность равнозначна физической (действительность в первом смысле), исследование которой составляет задачу физики. но физика также имеет дело не с самой макрокосмической действительностью, а только с ее проявлениями (см. видимость). микрокосмическая действительность равнозначна окружающему миру, с которым мы сталкиваемся ежедневно. в ней различают преднаходимое и представление. собственно, действительно только встречаемое (действительность во втором смысле), оно является просто действительностью переживания, «наглядно-данным» нашего восприятия, и занимает в сфере сущего то же место, что и действительность в первом смысле. по сравнению с теориями старой психологии следует заметить: имеются только наблюдающий субъект (он называется я) и наблюдаемый мир, который является непосредственно созерцаемым. но сам этот мир в свою очередь не наблюдает физический мир (или раздражения), а находится к нему в отношении зависимости, описываемом как чисто вещное. на основе этого отношения он воспринимается субъектом как указание на этот физический мир. при этом наблюдатель расценивает определенные признаки наглядного мира как указания на определенные свойства физически действительного, и он может ошибиться в их выборе и объяснении. припоминаемое образует действительность в третьем смысле; она не занимает такое же положение, что и действительность во втором смысле, но все же относится к действительности, ибо воздействует на наше духовно-душевное я. подчас она действует значительно сильнее, чем могли бы это делать телесные вещи и лица, с которыми мы сталкиваемся. действительность в третьем смысле, и только она, обладает интенциональностью (см. интенция). как правило, она указывает на действительность во втором смысле, но и при теоретико-научной установке я может указывать также и на действительность в первом смысле. соответствующее переживанию отношение между действительностью в третьем и втором смысле часто составляет в теории познания основу для гипотез об отношении действительности во втором и первом смысле. существует, однако, большая опасность смешения и подмены этих двух сходных между собой отношений (см. внешний мир, психофизический уровень). различие между нечто и ничто (в обычном словоупотреблении между полным и пустым, присутствующим и отсутствующим и т. д.) может не совпадать с различием между действительным и недействительным; стакан без воды выглядит «пустым», но полный воды аквариум без рыбы является также «пустым». действительность в третьем смысле в свою очередь может иметь различную степень действительности: событие, которого мы боимся, всегда становится тем действительнее, чем ближе оно подступает к нам. кроме того, наши органы чувств передают нам сведения о действительности (во втором смысле) также с различной интенсивностью, не говоря уже об индивидуально различной остроте чувств. самой малой интенсивностью обладает обоняние, затем идут вкусовые ощущения, слух, зрение и, наконец, осязание. предмет, которого мы касаемся кончиком пальца или даже охватили рукой, вселяет в нас только ему присущим способом уверенность в то, что мы имеем дело с чем-то реальным. с чувством осязания связано коренящееся в недрах бессознательного знание о том, что в тот самый момент, когда мы касаемся нашей, данной нам наглядно рукой также данного нам наглядно предмета (оба – действительность во втором смысле), в сфере макрокосмического (действительность в первом смысле) также происходит соприкосновение.

  3. Validity

  4. Объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественноисторических явлений


Реализация, русский
  1. Реализация , действие

  2. 1. осуществление, исполнение; 2. продажа чего-либо, с точки зрения бухгалтерского учета всякое превращение имущества в деньги.

  3. (от позднелат. realis вещественный, действительный) – переход от полагания реального, т.е. от предположения о том, что предмет, существующий вне мышления, предмет в себе, противостоит или может противостоять нам, к собственному познанию реального (см. реальность), т.е. к познанию того, что оно существует в себе, без противопоставления акту познания (см. бытие-в-себе). реализация, т.е. установление того, что предположение мышления о реальности относится к предмету (установление реальности), может быть проверено опытным путем или при помощи мышления. реализовать нечто – значит осознать реальность факта.

  4. (от ср .-век. лат. realis - вещественный, действительный),1) осуществление какого-либо плана, идеи и т. п.2) в экономике - продажа товаров или имущества, превращение их в деньги.

  5. Отчуждение лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе;

  6. Осуществление, проведение в жизнь какоголибо плана, идеи и т.п.


Видоизменять, русский
    Видоизменять , переменять


Мировая душа, русский
  1. – душевная сила, понимаемая как принцип всей жизни. понятие мировой души идет от платона («тимей»: мировая душа есть двигатель мира. она содержит в себе все телесное и его элементы. она познает все). суть этой идеи заключается в движении, понимаемом как надмеханическое действие, как нечто организующее. эту идею заимствовали затем стоики (пневма как мировая сила, пронизывающая все существующее) и неоплатоники (плотин). в эпоху возрождения она была воспринята бруно, который представлял ее себе как всеоживляющий и творящий (наподобие художника) принцип. у гердера и гёте мировая душа имеет тот же смысл, что и мировой дух. в романтике, в частности шеллингом, мировая душа понимается в смысле, близком к пониманию ее бруно, а именно как принцип, который бессознательно «связывает всю природу во всеобщий организм». это понятие использовалось также фехнером и другими; см. панпсихизм.

  2. , одно из центральных понятий в философии неоплатонизма, восходящее к учению платона о мировой душе как движущем начале космоса; выступает посредницей между идеальным (бестелесным) миром и созидаемым ею чувственным миром. учение о мировой душе было воспринято панпсихизмом эпохи возрождения (итальянские неоплатоники, дж. бруно), немецким романтизмом и идеалистической философией 19 в. (ф. в. шеллинг, г. т. фехнер, э. гартман).


Милль, русский
  1. (mill) джеймс (род. 6 апр. 1773, нортуотер бридж – ум. 23 июня1836, кенсингтон) – англ, историк и психолог. разрабатывал законы ассоциации и в центр своей психологической теории в качестве основополагающего понятия поставил чувство. осн. произв.: «history of british india», 6 vol., 1818-1819; «analysis of the phenomena of the human mind», 1829.

  2. (mill) джон стюарт (род. 20 мая 1806, лондон – ум. 8 мая 1873, авиньон) – англ, философ, психолог, социолог и экономист; сын джеймса милля. особенно известен своей системой индуктивной и дедуктивной логики («system of logik, ratiocinative and induktive», 1843 – рус. пер. «система логики силлогической и индуктивной», 1914); продолжал традиции классического эмпиризма англ, философии, развив его в позитивизм (в противоположность религиозно-недогматическому позитивизму конта). милль наряду с контом и ардиго – наиболее значительный позитивист 19 в. согласно учению милля, основу всей философии составляет психология, которая устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и представление о переходах или будущих возможных ощущениях. понятия – это просто (языковые) названия (терминологические). милль отвергает силлогизм аристотеля. внешний мир в этом смысле – постоянная возможность сходных ощущений. единственным источником познания является опыт, единственно допустимым приемом познания – индукция; она же лежит в основе умозаключений логики и аксиом математики; она должна устанавливать не причины, а только законы явлений. милль различает науки о природе (историческую науку он также стремится отнести к «наукам о природе») и науки о духе (moral sciences) – психология, «этология», наука об обществе – и дает первую обстоятельную теорию экспериментальной науки о природе и описательного метода. задачей этики, по миллю, является моральное преобразование общества в смысле удовлетворительного компромисса между индивидом и обществом. моральные ценности не являются врожденными, интуитивными (или априорными), неизменными, напротив, они эмпиричны и изменчивы. для милля («utilitarianism», 1864) высшей целью нравственного поведения является, как и по бентаму, содействие возможно большему счастью всех (см. эвдемонизм, утилитаризм). исходя из этических принципов, милль религиозно воспринимает высшую, божественную сущность, но космические события, по миллю, затрудняют веру во всемогущество этого бога. милль высказал определенную точку зрения также и в отношении многих др. проблем: парламентаризма (в 1866 – 1868 он был депутатом палаты общин), экономической и колониальной политики (сначала он был служащим ост-индской компании), по ирл. вопросу, по женскому вопросу. его произв.: «examination of sir w. hamilton`s philosophy», 1865. (рус. пер. «обзор философии сэра вильяма гамильтона», 1869; резкие нападки на рационализм); «огюст конт и позитивизм», 1865 (1897); «principles of political economy», 2 vol., 1848 (рус. пер. «основания политической экономии», 1909); «essay on liberty», 1859 (рус. пер. «о свободе», 1906); «considerations and discussions, political, philosophical and historical», 4 vol., 1859; «letters», 2 vol., 1910; «autobiography», 1873 (рус. пер. «автобиография», 1896).

  3. (mill) джеймс (1773-1836) , английский философ, историк и экономист. последователь философии д. юма. в социологии отрицал теорию естественного права. комментатор экономического учения д. рикардо.