Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Поведенческая генетика,

Глоссарий по философии
    Также психогенетика – изучение влияния генетических свойств организма на поведение, а также взаимодействия генетических и средовых факторов в той мере, в какой они воздействуют на поведение человека, т.е. исследование широкоизвестного противоречия: что более влияет – природа или воспитание. исследование взаимосвязей поведения и генетических предпосылок, или наследственности, было начато англ, ученым фрэнсисом гальтоном, который, изучая семьи своих выдающихся современников, пришел к выводу, как и его родственник чарлз дарвин, что интеллектуальные способности передаются по наследству. гальтон первым начал генетические исследования близнецов и ввел в употребление многие статистические методы, используемые по сей день. также первым он пришел к выводу, что приобретенные поведенческие проявления не могут наследоваться. в 1937 амер. психогенетики горацио ньюмен, фрэнк фриман и карл хольцингер изучали однояйцевых близнецов, воспитывавшихся в разных семьях, для определения воздействия окружения на интеллектуальное развитие. они пришли к выводу, что в целом генетические предпосылки играли большую роль в развитии интеллекта, чем влияние среды. однако в 1980 др. амер. генетик, роберт пломин, заключил, что наследственные различия определяют вариации коэффициента интеллекта примерно на 50 %.




Поведенческая психология, русский
    – см. бихевиоризм.


Поведенческая эпидемия, русский
    Эпидемия, связанная с силой внушения или определяемыми культурой поведенческими паттернами (в противоположность внедрению микроорганизмов или физическим воздействиям). примеры включают танцевальные мании в средние века, случаи массовых обмороков или судорог («истерические эпидемии»), панику толпы, приливы моды и энтузиазма. природа передаваемого поведения зависит не только от персональных контактов двух людей, но и от группового принуждения (курение, употребление алкоголя или наркотиков). поведенческие эпидемии иногда трудно отличить от вспышек органических заболеваний, например, при отравлении окружающей среды токсическими веществами.


Поведенческий, русский

Поведенческий аспект, русский
    Часть структуры журналистской этики, связанная с технологической стадией творческого процесса (сбором и обработкой фактического материала).


Поведенческий таргетинг, русский
    Сбор данных о действиях пользователей в сети, предназначенный для формирования «портретов» ца и ее отдельных представителей. читайте по ссылке подробное определение,


Поведенческий фактор риска, русский

Поведенческое интервью, русский

Психогенетика, русский
  1. Пограничная с генетикой область психологии, использующая данные генетики и метод генеалогический. предмет психогенетики – взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (функций когни

  2. Пограничная с генетикой область психологии, использующая данные генетики и метод генеалогический. предмет психогенетики – взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (функций когнитивных и двигательных, темперамента), происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснение роли генотипа и среды в их формировании. психогенетика применяет методы современной генетики. основными методами психогенетики являются: метод популяцнонный, метод генеалогический, метод детей приемных и метод близнецов. особенно информативен метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействия среды. большинство работ в психогенетике посвящено тестовым исследованию межиндивидуальной вариативности высших функций психических, преимущественно интеллекта. полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики в значительной мере определяются наследственностью.

  3. – см. поведенческая генетика.


Взаимодействия, русский

Исследование, русский
  1. Исследование , испытание, книга

  2. 1. проведение научного изучения. 2. осмотр для выяснения, изучения чего-либо. 3. научный труд.

  3. Разновидность деятельности, направленной на получение и развитие обобщаемых знаний. такие знания включают теории, принципы, взаимосвязи или накапливаемую информацию, на которой они основаны, и могут быть подвержены приемлемым методам научного наблюдения, логического вывода и/или эксперимента (адаптировано из cioms, 1993). когда объектами эпидемиологического исследования становятся люди, обязателен этический контроль, однако грань между исследованиями, которые требуют контроля, и обычной практикой, например, надзором или эпидемиологическим контролем, к которому те же правила могут не относится или быть менее обязательными, слабо различима.

  4. Вид познавательной деятельности человека с целью приобретения новых знаний

  5. Процесс выработки новых знаний. характеризуется

  6. (буквально «следование изнутри») в пре- дельно широком смысле – поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. в более узком смысле научное исследование – цикл научной деятельности, направлен- ный на решение конкретной научной проблемы. [70].


Воспитание, русский
  1. Воспитание, образование, обучение, уход, холя. , образование , давать воспитание

  2. Деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих у

  3. Деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. рассматривая воспитание как процесс, реализуемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также при взаимодействии самих воспитуемых – полноправных субъектов, а не только объектов воспитания, отечественная психология изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление растущих людей к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, но целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности. организация воспитания связана с построением такой общественной практики, коя направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем согласно образцам и идеалам общества. выявление определенных законов развития личности и характера ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны развития ближайшего» и особых периодов сенситивных, когда растущий человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать педагогическую практику на построение принципиально новой целостной системы воспитания, направленной на формирование самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления. совершенствование системы воспитания требует не только качественного изменения деятельности специальных учреждений, но и переориентации всех институтов общества, связанных с духовной и производственной деятельностью, на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности. также требуется привлечение молодых людей к участию в социально значимых делах. при этом важно обеспечить единство общественного и семейного воспитания, позволяющее выполнить коррекцию возникающих отклонений в развитии личности и поведения. в целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности растущих людей нужно совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе официально созданных детских подростково-юношеских организаций, так и в неформальных объединениях. воспитание (по з. фрейду). процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности.

  4. , целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. в воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.

  5. – воздействие общества на развивающегося человека. в узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а также стремление к дополнению. целью воспитания является способствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью («идеал воспитания»). средством воспитания является прежде всего пример, который воспитатель подает воспитаннику, затем – приказ (требование и запрет), убеждение, приучение и обучение. воспитание распространяется на тело, душу и дух и ставит задачей образование из развертывающихся задатков и развивающихся способностей гармонического целого (см. гармония), а также приобретение вырастающим воспитанником благоприятных для него самого и для общества душевно-духовных установок в отношении др. людей, семьи, народа, государства и т. д. при этом идеалы воспитания, выдвигаемые различными влиятельными социальными группами, могут противоречить один другому. рука об руку с воспитанием идет образование. воспитание со стороны родителей и школы прекращается с утратой авторитета у воспитанника. дальнейшее воспитание сформировавшегося человека переходит, с одной стороны, к нему самому (самовоспитание), с другой – к совокупности действующих на него в повседневной жизни психических сил, особенно образующихся из многочисленных социальных (профессия) и эмоциональных (честь) отношений, в которые попадает человек (см. man). возможно и воспитание дурного. систематическое исследование и выявление всех действующих при воспитании факторов составляет задачу науки о воспитании (см. педагогика).


Родственник, русский
    Родственник, сродник, родня, сродни. у него богатая родня, влиятельная связь. он ему седьмая вода на киселе. близкая родня: на одном солнце онучи сушили (погов.). он плоть от плоти нашей, кость от костей наших. "с. не состоял в родстве ни с кем"


Способности, русский
  1. Индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности, базирующиеся на природных психофизиологических особенностях индивида — его задатках.

  2. , индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.


Исследования, русский

Употребление, русский
    Употребление , войти в употребление, в употреблении, выходить из употребления, делать негодным к употреблению, делать употребление


Проявления, русский

Воздействия, русский
    Разрушение (искажение) программного обеспечения и баз данных (знаний) путем внедрения в автоматизированные системы специальных программ (вирусов).


Поведенческая психология, русский
    – см. бихевиоризм.


Поведение человека, русский
    – предмет исследований современной психологии, включающий способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. поведение человека развивается на протяжении всей его жизни. так же как тело подвержено непрерывным изменениям от младенчества до старости, поведение никогда не достигает стадии, на которой развитие прекращается. причем поведенческое и телесное развитие тесно связаны друг с другом, и этапы того и другого в значительной степени совпадают. наиболее распространена точка зрения, согласно которой на поведение комбинированно влияют природные и средовые факторы: индивид генетически предрасположен к определенным поведенческим проявлениям, которые в большей или меньшей степени формируются под воздействием среды. большой вклад в исследование поведения человека от рождения до юности внес швейц. психолог жан пиаже, который связал умственное развитие с физическим взрослением. сенсомоторная стадия умственного развития охватывает первые два года жизни ребенка и включает в себя постепенное усовершенствование изначально рефректорного поведения. несмотря на то что младенец с момента рождения обладает зрением, способность фиксировать взгляд на определенном объекте развивается на протяжении первых месяцев жизни по мере овладения умением классифицировать различные визуальные стимулы. развитие слуха происходит сходным образом. двигательное развитие новорожденного соответствует стадиям созревания нервно-мускульной системы. младенец умеет кричать с момента рождения, а к двухмесячному возрасту осваивает гуление и лепет, постепенно становящиеся основой осмысленной речи. развитие детей в дошкольном и младшем школьном возрасте (дооперациональная стадия, по пиаже) проявляется в познавательной, мотивационной и нравственной сфере и происходит в основном во взаимодействии ребенка с семьей. интеллектуальное развитие ребенка приводит к тому, что он начинает применять символы, что является уже признаком абстрактного мышления: от собственных наименований предметов и их свойств он переходит к формированию понятий, т.е. к абстрагированию и классификации по признаку общности широкого спектра символов и представлений. формирование у ребенка начального понимания закономерностей отражает его способности воспринимать взаимоотношения между различными сторонами явления. по мере освоения речи, начинающегося на втором году жизни, увеличивающиеся в объеме и дифференцирующиеся представления ребенка получают названия и могут использоваться в возрастающих взаимодействиях со взрослыми. рост словарного запаса сопровождается овладением построением фраз, от простейших, состоящих из двух слов, к более сложным, грамматически правильным предложениям, построенным самостоятельно. в решении встающих перед ребенком задач играют роль восприятие, память и развитие новых представлений и закономерностей. сильны стремления избежать одиночества или опасности, ведущих к возникновению тревоги. еще более интенсивна мотивация ребенка к обретению любви, защиты и заботы со стороны окружающих взрослых, особенно матери. удовлетворение этих осн. потребностей является предпосылкой роста интереса к окружающему миру и стремления к деятельсности, особенно к использованию игрушек. быстро развивается в младшем и среднем школьном возрасте нравственная чувствительность ребенка. амер. психолог лоуренс колберг исследовал прохождение ребенком нескольких стадий развития нравственности, характеризующихся, ориентацией на наказание, поощрение и, наконец, формирование личной позиции. родители оказывают решающее влияние на развитие нравственных представлений детей в первые шесть лет жизни. юность приходит с началом созревания репродуктивной системы. на этой стадии, согласно пиаже, мышление обретает упорядоченность и логичность и индивид учится оперировать абстрактными идеями. психологическими характеристиками этого периода являются независимость, половая идентификация, профессиональное самоопределение. группа сверстников приобретает очень большое значение, обеспечивая подростка возможностью самовыражения, самооценки, самоопределения, одобряя или порицая его поведение. из характера изменений, происходящих в поведении взрослого человека, следует отметить тот динамичный процесс, при котором собственная личность оценивается с точки зрения верности принципам, достижения цели и социального вклада. подобным же образом поведение человека в пожилом возрасте, тесно связанное с телесными изменениями, окрашивается чувством цельности и полноты (или отсутствия таковых) применительно к предшествующим этапам.