Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Российская федерация закон о налоге с имущества

Глоссарий терминов общей лексики
    , переходящего в порядке наследования или дарения (в ред. законов рф от 22.12.92 № 4178-1, от 06.03.93 № 4618-1, федерального закона от 27.01.95 № 10-фз) статья 1. плательщики налога плательщиками налога в соответствии с настоящим законом являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения. статья 2. объекты налогообложения объектами налогообложения в соответствии с настоящим законом являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты и другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении. (в ред. закона рф от 22.12.92 № 4178-1) статья 3. ставки налога 1. налог с имущества, переходящего физическим лицам в порядке наследования, исчисляется по следующим ставкам: а) при наследовании имущества стоимостью от 850-кратного до 1700-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда: наследникам первой очереди - 5 процентов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; наследникам второй очереди - 10 процентов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; другим наследникам - 20 процентов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; б) при наследовании имущества стоимостью от 1.701-кратного до 2.500-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда: наследникам первой очереди - 42.5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 10 процентов от стоимости имущества, превышающей 1.700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; наследникам второй очереди - 85-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 20 процентов от стоимости имущества, превышающей 1.700-кратный установленный законом размер месячной оплаты труда; другим наследникам - 170-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 30 процентов от стоимости имущества, превышающей 1.700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; в) при наследовании имущества стоимостью свыше 2.550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда: наследникам первой очереди - 127.5-кратного установленного размера минимальной месячной оплаты труда + 15 процентов от стоимости имущества, превышающей 2.550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; наследникам второй очереди - 255-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 30 процентов от стоимости имущества, превышающей 2.550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; другим наследникам - 425-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 40 процентов от стоимости имущества, превышающей 2.550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда. 2. налог с имущества, переходящего физическим лицам в порядке дарения, исчисляется по следующим ставкам: а) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 80-кратного до 850-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда: детям, родителям - 3 процента от стоимости имущества, превышающей 80-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; другим физическим лицам - 10 процентов от стоимости имущества, превышающей 80-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; б) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 851-кратного до 1.700-кратного установленного законом минимального размера месячной оплаты труда: детям, родителям - 23.1-кратного установленного размера минимальной месячной оплаты труда + 7 процентов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; другим физическим лицам - 77-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 20 процентов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; в) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 1.701-кратного до 2.550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда: детям, родителям - 82.6-кратного установленного размера минимальной месячной оплаты труда + 11 процентов от стоимости имущества, превышающей 1.700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; другим физическим лицам - 247-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 30 процентов от стоимости имущества, превышающей 1.700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; г) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, свыше 2.550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда: детям, родителям - 176.1-кратного установленного размера минимальной месячной оплаты труда + 15 процентов от стоимости имущества, превышающей 2.550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда; другим физическим лицам - 502-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 40 процентов от стоимости имущества, превышающей 2.550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда. (в ред. закона рф от 22.12.92 № 4178-1) статья 4. льготы по налогу от налогообложения в соответствии с настоящим законом освобождаются: имущество, переходящее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного супруга другому; жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследователем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения); имущество лиц, погибших при защите ссср и российской федерации в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей или в связи с выполнением долга гражданина ссср и российской федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка; жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам i и ii групп; транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца. потерявшими кормильца считаются члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего, имеющие право на получение пенсии по случаю потери кормильца. (в ред. федерального закона рф от 27.01.95 № 10-фз) статья 5. порядок исчисления и уплаты налога 1. налог взимается при условии выдачи нотариусами, должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство или удостоверения ими договоров дарения в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества на день открытия наследства или удостоверения договора дарения превышает соответственно 850-кратный и 80-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда. 2. оценка жилого дома (квартиры), дачи и садового домика, переходящих в собственность физического лица в порядке наследования или дарения, производится органами коммунального хозяйства или страховыми организациями. оценка транспортных средств производится страховыми и другими организациями, которым предоставлено право осуществлять эти действия. оценка другого имущества производится экспертами. 3. нотариусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны в 15-дневный срок (с момента выдачи свидетельства или удостоверения договора) направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. за непредставление либо несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления налога, на руководителей указанных органов налагается штраф в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. 4. исчисление налога производится налоговыми органами на основании документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи. сумма налога на имущество, переходящее в собственность физических лиц в порядке наследования в случае наличия в составе этого имущества жилых домов (квартир), дач и садовых домиков в садовых товариществах, уменьшается на сумму налогов на имущество физических лиц, подлежащую уплате этими лицами за указанные объекты до конца года открытия наследства, в соответствии с частью третьей пункта 5 статьи 5 закона российской федерации от 9 декабря 1991 года "о налоге на имущество физических лиц". в случаях, когда физическому лицу от одного и того же физического лица неоднократно в течение года переходит в собственность имущество в порядке дарения, налог исчисляется с общей стоимости имущества на основании всех нотариально удостоверенных договоров. 5. уплата налога производится плательщиком на основании платежного извещения, вручаемого ему налоговым органом. 6. физические лица, проживающие в российской федерации, уплачивают налог не позднее трехмесячного срока со дня вручения им платежного извещения. в случае необходимости налоговые органы могут предоставлять плательщикам по их письменному заявлению рассрочку или отсрочку уплаты налога, но не более чем на два года, с уплатой процентов в размере 0.5 ставки на срочные вклады, действующей в сберегательном банке российской федерации. 7. физические лица, проживающие за пределами российской федерации, обязаны уплатить налог до получения документа, удостоверяющего право собственности на имущество. выдача им такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается. 8. наследственное имущество и имущество, перешедшее в порядке дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты им налога, что подтверждается справкой налогового органа. (в ред. законов рф от 22.12.92 № 4178-1; от 06.03.93 № 4618-1) президент российской федерации б.ельцин москва, дом советов рсфср. 12 декабря 1991 года. № 2020-1




Собственность, русский
  1. Отношение лица к принадлежащей ему недвижимости или имуществу (вещам), как к своему, выражающееся во владении, пользовании и распоряжении им, а также в устранении вмешательства третьих лиц в сферу хозяйствования, на которую распространяется власть собстве

  2. Собственность , добро, имущество

  3. Принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам - индивидам или коллективам - в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности. право собственности как право конкретных субъектов на определенные об

  4. Property

  5. , исторически развивающиеся общественные отношения, которые характеризуют распределение (присвоение) вещей как элементов материального богатства общества между различными лицами (отдельными индивидуумами, социальными группами, государством). совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет объект собственности, т. е. имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называют также имущественными отношениями. будучи законодательно урегулированы государством, они приобретают форму права собственности. см. также государственная собственность, муниципальная собственность, собственность граждан и юридических лиц, частная собственность.

  6. Отношение лица к принадлежащей ему недвижимости или имуществу (вещам), как к своему, выражающееся во владении, пользовании и распоряжении им, а также в устранении вмешательства третьих лиц в сферу хозяйствования, на которую распространяется власть собственника.совместная собственность - собственность, возникающая в случаях, когда имущество передается в общую собственность нескольким лицам без определения доли каждого в праве собственности.


Российская федерация закон о несостоятельности, русский
    (банкротстве) предприятий настоящий закон определяет условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства , устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов. закон создает правовую основу для принудительной или добровольной ликвидации несостоятельного предприятия, если проведение реорганизационных процедур экономически не целесообразно или они не дали положительного результата. понятия, используемые в целях настоящего закона: активы - имущество предприятия, в состав которого входят основные средства, другие долгосрочные вложения (включая нематериальные активы), оборотные средства, финансовые активы; пассивы - обязательства (за исключением субвенций, дотаций, собственных средств и других источников) предприятия, состоящие из заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность; арбитражный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом, которому передаются функции внешнего управления имуществом должника; внешнее управление имуществом должника - реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия - должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия - должника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая на основании передачи функций по управлению предприятием - должником арбитражному управляющему; добровольная ликвидация предприятия - должника - внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственником и кредиторами под контролем кредиторов; должник, предприятие - должник - предприятие, которое не выполняет или в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами; конкурсная масса - имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства; конкурсное производство - процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия, в результате которой осуществляется распределение конкурсной массы между кредиторами; конкурсный кредитор - физическое или юридическое лицо, имеющее имущественные требования к должнику и не являющееся носителем залоговых прав; конкурсный управляющий - лицо, осуществляющее конкурсное производство; мировое соглашение - процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов; недобросовестное удовлетворение требований кредиторов - удовлетворение требований отдельных кредиторов в ущерб интересам остальных кредиторов; неудовлетворительная структура баланса - такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. при этом общая стоимость имущества может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать ее; предприятие - занимающееся предпринимательской деятельностью юридическое лицо, или не образующие юридического лица предприниматели, или гражданин - предприниматель; принудительная ликвидация предприятия - должника - процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда; реорганизационные процедуры - процедуры, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия - должника с целью предотвращения его ликвидации; санация (оздоровление предприятия - должника) - реорганизационная процедура, когда собственником предприятия - должника, кредитором (кредиторами) или иными лицами оказывается финансовая помощь предприятию - должнику; умышленное банкротство - преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел; фиктивное банкротство - заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов. раздел i. общие положения статья 1. понятие и признаки несостоятельности (банкротства) под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. несостоятельность (банкротство) предприятия считается имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации. статья 2. типы применяемые к должнику процедур 1. в соответствии с настоящим законом в отношении должника применяются следующие процедуры: реорганизационные; ликвидационные; мировое соглашение. 2. реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника и санацию. 3. к ликвидационным процедурам относятся: принудительная ликвидация предприятия - должника по решению арбитражного суда; добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов. ликвидация предприятия - должника осуществляется в процессе конкурсного производства. статья 3. подведомственность дел о несостоятельности (банкротстве) 1. дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия рассматриваются высшим арбитражным судом республики в составе российской федерации, краевым, областным, городским арбитражным судом, арбитражным судом автономной области, автономного округа по месту нахождения предприятия - должника, указанному в его учредительных документах. 2. рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий производится арбитражным судом в порядке, установленном настоящим законом, а по вопросам, не урегулированным настоящим законом, - в соответствии с арбитражным процессуальным кодексом российской федерации. 3. дела о несостоятельности (банкротстве) предприятий рассматриваются арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом. раздел ii. рассмотрение дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия в арбитражном суде статья 4. основание для возбуждения производства по делу основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия является заявление должника или кредитора (кредиторов), а также прокурора. статья 5. заявление должника в арбитражный суд 1. заявление должника о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия подается на основании решения собственника предприятия - должника, или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, или руководящего органа предприятия, который вправе принять такое решение в соответствии с учредительными документами. заявление должника подается в письменной форме и подписывается руководителем предприятия - должника либо лицом, его заменяющим. в заявлении может содержаться ходатайство о проведении внешнего управления имуществом должника или санации. 2. заявление должника должно содержать кроме данных, предусмотренных арбитражным процессуальным кодексом российской федерации, сумму требований, которые не могут быть удовлетворены, сведения о форме собственности и субъекте собственности, причины, по которым должник считает невозможным выполнить свои обязательства, другие необходимые сведения. заявление может быть подано в предвидении несостоятельности (банкротства) предприятия. 3. к заявлению должника прилагаются список его кредиторов и должников с расшифровкой их дебиторской и кредиторской задолженности, бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы. 4. копия заявления с приложениями, указанными в пункте 3 настоящей статьи, направляется должником кредиторам. 5. в случае непредставления должником в течение 15 дней со дня подачи заявления бухгалтерского баланса либо заменяющих его бухгалтерских документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, арбитражный суд поручает составление и представление бухгалтерского баланса либо заменяющих его бухгалтерских документов независимому аудитору за счет должника. за непредставление указанных документов на руководителя предприятия - должника может быть наложен в административном порядке штраф в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда, сумма которого направляется на увеличение конкурсной массы. сумму, подлежащую выплате аудитору, должник вносит вперед на депозитный счет арбитражного суда. если должник не внесет необходимую сумму, причитающуюся аудитору, сумма выплачивается с депозитного счета арбитражного суда с последующим возмещением из имущества должника. 6. заявление, поданное должником, не может быть им отозвано. арбитражный суд рассматривает дело по существу. 7. информация, полученная от должника арбитражным судом в процессе рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия, не подлежит разглашению в какой бы то ни было форме до принятия решения о признании предприятия несостоятельным (банкротом). статья 6. извещение, направляемое кредитором должнику, и заявление кредитора в арбитражный суд 1. в случае невыполнения должником обязательств по оплате товаров (работ, услуг), кроме отказа от оплаты по основаниям, предусмотренным законодательством или договором, по истечении трех месяцев со дня наступления сроков исполнения указанных обязательств кредитор вправе направить должнику заказной почтой извещение с уведомлением о вручении. в извещении должны содержаться требования к должнику в недельный срок со дня его получения выполнить свои обязательства, а также предупреждение о том, что в случае их невыполнения в течение указанного срока кредитор обратится в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. при получении уведомления о вручении извещения должнику, но не ранее установленного в нем срока, кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. в заявлении может содержаться ходатайство о проведении внешнего управления имуществом должника или санации. 2. заявление кредитора представляется в письменной форме. к нему прилагаются документы, подтверждающие требования к должнику, которые не были удовлетворены в течение срока, указанного в статье 1 настоящего закона, а также уведомление о вручении извещения должнику и подтверждение направления ему копии заявления с приложениями. 3. кредитор обязан направить должнику копию заявления с приложениями. 4. заявление кредитора может быть отозвано им до возбуждения арбитражным судом производства по делу. статья 7. заявление прокурора в арбитражный суд 1. прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия в случае обнаружения им признаков умышленного или фиктивного банкротства и в других случаях, предусмотренных законодательными актами российской федерации. 2. заявление прокурора может быть отозвано им до возбуждения арбитражным судом производства по делу. статья 8. возбуждение производства по делу на основании заявления должника, кредитора или прокурора судья арбитражного суда возбуждает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, о чем выносит определение, которое направляется должнику, кредитору (кредиторам) и прокурору, а также трудовому коллективу предприятия - должника в лице органа, подписавшего коллективный договор. статья 9. коллегиальность рассмотрения дел арбитражным судом арбитражный суд рассматривает дела о несостоятельности (банкротстве) предприятий в составе трех судей. статья 10. решение и определение арбитражного суда 1. на заседание арбитражного суда приглашаются лица, участвующие в деле, в том числе должник, собственник предприятия - должника, орган, уполномоченный управлять государственным или муниципальным имуществом (в случае участия государства или местного совета народных депутатов в имуществе должника), финансовый орган по месту регистрации должника, банк (банки), осуществляющий (осуществляющие) расчетное и кредитное обслуживание должника, известные арбитражному суду кредиторы, а также представитель трудового коллектива предприятия - должника, который избирается на общем собрании (конференции) трудового коллектива. 2. по результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает соответствующее решение: о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства; об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредиторов могут быть удовлетворены. 3. при наличии ходатайства о проведении реорганизационных процедур и оснований для их проведения, предусмотренных в пункте 2 статьи 12 и в пункте 2 статьи 13 настоящего закона, арбитражный суд выносит определение о приостановлении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и проведении внешнего управления имуществом должника или санации. статья 11. особенности рассмотрения дел о банках коммерческий банк или иное кредитное учреждение, их кредиторы, а также прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) коммерческого банка или иного кредитного учреждения только после отзыва его лицензии на совершение банковских операций центральным банком российской федерации. раздел iii. реорганизационные процедуры статья 12. внешнее управление имуществом должника 1. ходатайство о проведении внешнего управления имуществом должника может быть подано должником, собственником предприятия - должника, кредитором с соблюдением требований к оформлению заявлений, установленных в статьях 5 и 6 настоящего закона, в арбитражный суд до принятия им соответствующего решения. в ходатайстве должны содержаться обоснование необходимости и целесообразности проведения указанной процедуры, предложение по кандидатуре арбитражного управляющего. к ходатайству прилагается письменное согласие кандидата на проведение внешнего управления имуществом должника. к ходатайству, подаваемому должником, прилагается бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы на последнюю отчетную дату, а в том случае, если наступила новая отчетная дата, - новый бухгалтерский баланс либо новые заменяющие его бухгалтерские документы. 2. основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия - должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий. продолжительность проведения внешнего управления имуществом должника не должна превышать 18 месяцев. 3. на период проведения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. 4. при назначении внешнего управления имуществом должника арбитражный суд назначает арбитражного управляющего. должник и кредиторы вправе предложить свои кандидатуры арбитражного управляющего. при наличии нескольких кандидатур арбитражный управляющий назначается на конкурсной основе. кандидат в арбитражные управляющие должен быть экономистом или юристом либо обладать опытом хозяйственной работы, а также не иметь судимостей. кандидатом в арбитражные управляющие не может быть должностное лицо администрации предприятия - должника или кредитора. кандидат в арбитражные управляющие представляет декларацию о своих доходах и имущественном состоянии. 5. размер вознаграждения арбитражному управляющему определяется собранием (комитетом) кредиторов и утверждается арбитражным судом. вознаграждение арбитражному управляющему выплачивается из имущества должника, кроме случаев, предусмотренных в абзаце 3 настоящего пункта. вознаграждение арбитражному управляющему выплачивается в очередности, установленной в статье 30 настоящего закона. арбитражный суд производит авансовые выплаты вознаграждения арбитражному управляющему из средств, внесенных заранее на депозитный счет арбитражного суда, в пределах сумм, поступивших на этот счет, с последующим возмещением из имущества должника. в случае, если ходатайство о проведении внешнего управления имуществом должника подано собственником предприятия - должника или кредиторами, а в последующем арбитражный суд принимает решение о прекращении внешнего управления имуществом должника или выносит определение о назначении нового арбитражного управляющего согласно пункту 8 настоящей статьи, выплата вознаграждения или его части арбитражному управляющему может быть отнесена на счет стороны, подавшей ходатайство о проведении внешнего управления имуществом должника. 6. арбитражный управляющий: руководит предприятием - должником, имеет права и исполняет обязанности, предоставленные законодательными актами российской федерации руководителю предприятия; отстраняет при необходимости руководителя от выполнения обязанностей по управлению предприятием - должником, принимает на работу и увольняет работников в соответствии с законодательством о труде; распоряжается имуществом должника; созывает собрание (комитет) кредиторов; разрабатывает план проведения внешнего управления имуществом должника и организует его выполнение; выполняет другие функции, предусмотренные настоящим законом. 7. собрание кредиторов: может образовать комитет кредиторов и определить его функции, при этом комитет кредиторов имеет право требовать от арбитражного управляющего предоставление соответствующей информации и объяснений; утверждает план проведения внешнего управления имуществом должника; определяет размер вознаграждения арбитражному управляющему, который подлежит утверждению арбитражным судом; определяет предприятие (предприятия), на которое (которые) возлагается обязанность внести денежные средства на депозитный счет арбитражного суда в случаях, предусмотренных настоящим законом; выполняет другие функции, предусмотренные настоящим законом. собрание созывается по предложению кредиторов, сумма требований которых составляет не менее одной трети от размера обязательств должника. на собрание кредиторов приглашается представитель трудового коллектива предприятия - должника. 8. арбитражный управляющий не позднее чем в трехмесячный срок со дня своего назначения созывает собрание кредиторов для утверждения плана проведения внешнего управления имуществом должника. проект плана предварительно направляется арбитражным управляющим участникам собрания. о решении собрания кредиторов арбитражный управляющий уведомляет арбитражный суд. в случае, если собрание кредиторов не одобряет (большинством в две трети от суммы требований кредиторов) план проведения внешнего управления имуществом должника, предложенный арбитражным управляющим, арбитражный суд может вынести определение об отмене внешнего управления имуществом должника или оставить его в силе, назначив нового арбитражного управляющего. при проведении внешнего управления имуществом должника объекты, указанные в пункте 1 статьи 26 настоящего закона, не могут быть ликвидированы без уведомления органов местного самоуправления и органов государственной власти, которые принимают эти объекты на свой баланс с сообщением об этом арбитражному управляющему не позднее чем через месяц после получения ими уведомления от арбитражного управляющего. 9. собрание кредиторов вправе вносить изменения в утвержденный план проведения внешнего управления имуществом должника и предложения по его реализации, которые после утверждения их арбитражным судом должны приниматься арбитражным управляющим к исполнению. 10. собственник предприятия - должника или любой из кредиторов, считающий, что план проведения внешнего управления имуществом должника либо действия (бездействие) арбитражного управляющего наносят ущерб его интересам, может обратиться в арбитражный суд с заявлением о пересмотре этого плана. заявление рассматривается арбитражным судом в течение месяца, и по результатам рассмотрения выносится определение. 11. арбитражный управляющий обращается в арбитражный суд с заявлением о завершении внешнего управления имуществом должника в случаях: если цель внешнего управления имуществом должника, предусмотренная в пункте 2 настоящей статьи, достигнута; если он убедился, что достижение этой цели невозможно. в зависимости от результатов проведения внешнего управления имуществом должника и характера заявления арбитражного управляющего арбитражный суд может: принять решение о прекращении внешнего управления имуществом должника, признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; вынести определение о завершении внешнего управления имуществом должника и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия; вынести определение о продолжении проведения внешнего управления имуществом должника в пределах срока, установленного в пункте 2 настоящей статьи. статья 13. санация 1. ходатайство о проведении санации может быть подано должником, собственником предприятия - должника, кредитором с соблюдением требований к оформлению заявлений, установленных в статьях 5 и 6 настоящего закона, в арбитражный суд до принятия им решения по делу. в тех случаях, когда лица, желающие участвовать в проведении санации, определены до вынесения арбитражным судом определения по ходатайству о проведении этой процедуры, в арбитражный суд представляются список этих лиц, сведения о них, включая сведения о характере их имущественных отношений с должником, а также их письменное согласие на участие в проведении санации. преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник предприятия - должника, кредиторы, члены трудового коллектива этого предприятия. в случаях, если кандидатами на участие в санации являются собственник предприятия - должника и (или) члены трудового коллектива этого предприятия, они самостоятельно участвуют в санации. 2. основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия - должника для продолжения его деятельности путем оказания этому предприятию финансовой помощи собственником и иными лицами. 3. в случае, если в течение 36 месяцев повторно подано заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, арбитражный суд не вправе выносить определение о проведении санации. 4. в случае удовлетворения ходатайства о санации арбитражный суд с согласия собственника предприятия - должника и кредиторов объявляет конкурс желающих принять участие в санации. в обязательном порядке конкурс объявляется в том случае, если к моменту вынесения арбитражным судом определения о проведении санации собственник предприятия - должника и члены трудового коллектива не воспользовались своим преимущественным правом на участие в проведении санации. объявление о проведении конкурса публикуется должником в "вестнике высшего арбитражного суда российской федерации" за свой счет. к участию в конкурсе допускаются юридические, в том числе и иностранные, физические лица, а также члены трудового коллектива предприятия - должника. заявление на участие в конкурсе подается в арбитражный суд, объявивший конкурс, в течение месяца со дня опубликования объявления о проведении конкурса. 5. если по истечении срока подачи заявлений на участие в конкурсе выразивших желание участвовать в санации не окажется, арбитражный суд выносит определение об отмене проведения санации и принимает одно из решений, предусмотренных в статье 10 настоящего закона. 6. не позднее десяти дней по истечении срока подачи заявлений на участие в конкурсе, а в тех случаях, когда конкурс не объявлялся, - не позднее десяти дней после вынесения определения о назначении санации арбитражный суд рассматривает кандидатуры лиц, выразивших желание участвовать в санации, и определяет лиц, допущенных к участию в ней, о чем выносит определение. 7. в семидневный срок со дня вынесения определения, указанного в пункте 5 настоящей статьи, участники санации обязаны провести собрание, на котором они должны выработать соглашение. в соглашении должно содержаться обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки, указываются предполагаемая продолжительность санации, согласованное с участниками санации распределение между ними ответственности перед кредиторами, ответственность одного или нескольких участников санации в случае их отказа от участия в санации после ее начала, а также другие условия, которые участники санации сочтут необходимым предусмотреть. по истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 40 процентов от общей суммы требований кредиторов. удовлетворение требований кредиторов производится в очередности, установленной в статье 30 настоящего закона. в соглашении не может предусматриваться передача должником основных средств участникам санации. участники санации обязаны выполнить принятые обязательства перед кредиторами в полном объеме и несут за их выполнение солидарную ответственность, если соглашением не предусмотрено иное. соглашение передается в арбитражный суд в течение десяти дней с момента подписания. 8. на основании представленного соглашения арбитражный суд выносит определение о начале проведения санации в порядке и на условиях, определенных в соглашении, и осуществляет контроль за ее проведением. 9. продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. арбитражный суд вправе по ходатайству участников санации, за исключением случаев санации государственных или муниципальных предприятий, продлить срок ее проведения, но не более чем на шесть месяцев. 10. в процессе проведения санации собственник предприятия - должника, любой из кредиторов или члены трудового коллектива предприятия - должника могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о неэффективном проведении санации или о действиях участников санации, ведущих к ущемлению интересов собственника предприятия - должника, либо кредиторов, либо членов трудового коллектива предприятия - должника. арбитражный суд рассматривает такие заявления и принимает соответствующее решение вплоть до решения о прекращении санации. 11. санация может быть прекращена в связи с окончанием установленного срока ее проведения, невыполнением требований, предусмотренных в абзаце 2 пункта 7 настоящей статьи, а также в связи с установленной неэффективностью санации. в случае прекращения санации арбитражный суд принимает решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства. 12. достижение цели санации дает основание арбитражному суду для вынесения определения о ее завершении и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. при этом сохраняются все права участников санации, установленные в соглашении о санации. статья 14. особенности реорганизационных процедур для предприятий, в имуществе которых имеется вклад государства или местного совета народных депутатов, а также получающих дотации из бюджетов соответствующих уровней в трехдневный срок со дня возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия должник уведомляет об этом: орган, уполномоченный государством или местным советом народных депутатов управлять имуществом предприятия, в котором вклад государства или местных советов народных депутатов составляет не менее 50 процентов; финансовые органы соответствующих уровней - в отношении предприятий, получающих дотации из бюджетов соответствующих уровней. орган, уполномоченный государством или местным советом народных депутатов управлять имуществом предприятия, или финансовый орган соответствующего уровня в 15-дневный срок со дня получения уведомления представляет в арбитражный суд свои предложения. в случае, если орган, уполномоченный государством или местным советом народных депутатов управлять имуществом должника, или финансовый орган соответствующего уровня вносит предложение о проведении санации или о предоставлении предприятию дополнительной дотации из соответствующего бюджета, он обязан гарантировать удовлетворение имущественных требований всех кредиторов и возмещение арбитражных расходов. в обязательном порядке предоставляются дотации предприятию, для которого в соответствии с законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не возмещаются его затраты на производство товаров (работ, услуг). эти дотации должны возместить убытки, понесенные предприятием в результате работы в таких условиях. гарантии органа, уполномоченного государством или местным советом народных депутатов управлять имуществом предприятия, или финансового органа соответствующего уровня являются основанием для приостановления арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. в случае отказа органа, уполномоченного государством или местным советом народных депутатов управлять имуществом предприятия, от проведения санации или финансового органа соответствующего уровня от предоставления дотации арбитражный суд принимает одно из решений в соответствии со статьей 10 настоящего закона. раздел iv. принудительная ликвидация предприятия - должника по решению арбитражного суда. конкурсное производство статья 15. цель конкурсного производства конкурсное производство осуществляется с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов и объявления должника свободным от долгов, а также с целью охраны сторон от неправомерных действий в отношении друг друга. статья 16. решение о принудительной ликвидации предприятия - должника арбитражный суд, признав должника несостоятельным (банкротом), принимает решение о его принудительной ликвидации и об открытии конкурсного производства. об открытии конкурсного производства арбитражный суд уведомляет: трудовой коллектив предприятия - должника; соответствующие органы местного самоуправления; местные финансовые органы; банки и иные кредитные учреждения, обслуживающие должника. статья 17. объявление о несостоятельности (банкротстве) предприятия решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства публикуется в "вестнике высшего арбитражного суда российской федерации" за счет средств, перечисленных на депозитный счет арбитражного суда. публикация должна содержать: наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело; наименование и указание на местонахождение предприятия - должника; дату принятия арбитражным судом решения, на основании которого открывается конкурсное производство; обращение к кредиторам с предложением предъявить имеющиеся у них претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации; иные существенные обстоятельства. статья 18. последствия открытия конкурсного производства для должника с момента признания должника несостоятельным (банкротом) и принятия решения об открытии конкурсного производства: запрещается передача либо другое отчуждение имущества должника (кроме случаев, когда разрешение на отчуждение дано собранием кредиторов), погашение его обязательств. при этом платежи кредиторам - залогодержателям, а также платежи, предусмотренные в пункте 1 статьи 30 настоящего закона, не приостанавливаются; сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими; прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия - должника. все претензии имущественного характера с этого момента могут быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного производства. статья 19. функции арбитражного суда в конкурсном производстве арбитражный суд: открывает и закрывает конкурсное производство; назначает конкурсного управляющего; выносит определение об отстранении руководителя от выполнения обязанностей по управлению предприятием - должником; принимает решения о правомерности действий участников конкурсного производства в случаях, предусмотренных в настоящем законе. статья 20. участники конкурсного производства участниками конкурсного производства являются конкурсный управляющий, собрание (комитет) кредиторов, должник, члены трудового коллектива и другие заинтересованные лица. статья 21. конкурсный управляющий 1. конкурсный управляющий: приобретает право распоряжения имуществом должника; осуществляет анализ финансового состояния должника, изучает обоснованность требований кредиторов, признает или отклоняет их; формирует конкурсную массу, в том числе проводит работу по взиманию дебиторской зад


Российская федерация закон о защите прав потребителей, русский
    (в ред . федерального закона от 09.01.96 № 2-фз) настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. основные понятия, используемые в настоящем законе: потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли; изготовитель - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; исполнитель - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору; продавец - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли - продажи; стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг); недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги); существенный недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранен, либо который проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора; безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). глава i. общие положения статья 1. правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей 1. отношения в области защиты прав потребителей регулируются гражданским кодексом российской федерации, настоящим законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами российской федерации. 2. правительство российской федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. статья 2. международные договоры российской федерации если международным договором российской федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим законом, применяются правила международного договора. статья 3. право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. статья 4. качество товара (работы, услуги) 1. продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. 2. при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. 3. если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. 4. при продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. 5. если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. статья 5. права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу) 1. на товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. 2. изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. перечень таких товаров (работ) утверждается правительством российской федерации. 3. срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими). 4. на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. перечень таких товаров (работ) утверждается правительством российской федерации. 5. продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, запрещается. 6. изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего закона. 7. продавец вправе установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или, если гарантийный срок изготовителем не установлен, продавец вправе установить гарантийный срок сверх сроков, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 19 настоящего закона. требования, которые потребитель вправе предъявлять к продавцу в случае обнаружения недостатка товара в течение установленного продавцом гарантийного срока, порядок и сроки удовлетворения этих требований, а также ответственность продавца устанавливаются договором между потребителем и продавцом. статья 6. обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю. статья 7. право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) 1. потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом. 2. изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю. вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего закона. 3. если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя. 4. товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются правительством российской федерации. не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара, без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи. 5. если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей). если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. при невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности снятие товара (работы, услуги) с производства, изъятие из оборота и отзыв от потребителей производятся по предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме. 6. если установлено, что продавец (исполнитель) реализует товары (выполняет работы), представляющие опасность для жизни, здоровья и имущества потребителей, такие товары (работы) подлежат изъятию у продавца (исполнителя) в порядке, установленном законом. статья 8. право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) 1. потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). 2. указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли - продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов российской федерации и родных языках народов российской федерации. статья 9. информация об изготовителе (исполнителе, продавце) 1. изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. 2. если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию. 3. информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя). статья 10. информация о товарах (работах, услугах) 1. изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются правительством российской федерации. 2. информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги); сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается правительством российской федерации; цену и условия приобретения товаров (работ, услуг); гарантийный срок, если он установлен в соответствии с настоящим законом; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; место нахождения (юридический адрес) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы); информацию о сертификации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом. 3. информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). информация о сертификации товаров (работ, услуг) представляется в виде маркировки в установленном порядке знаком соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем). продукты питания, упакованные или расфасованные на территории российской федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления. статья 11. режим работы продавца (исполнителя) 1. режим работы государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов российской федерации и органов местного самоуправления. 2. режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей и не указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно. 3. режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному. статья 12. ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце) 1. если предоставление ненадлежащей, то есть недостоверной или недостаточно полной, информации о товаре (работе, услуге), а также об изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло: приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. при этом потребитель обязан возвратить товар (выполненную работу) изготовителю (исполнителю, продавцу); невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. при этом потребитель обязан возвратить товар (выполненную работу) изготовителю (исполнителю, продавцу); возникновение недостатков товара (работы) после передачи его потребителю, он вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные пунктами 1 - 4 статьи 18 настоящего закона, или предъявить исполнителю требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 29 настоящего закона; причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, он вправе требовать от изготовителя (исполнителя, продавца) возмещения вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего закона, а также потребовать полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя. 2. при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги). статья 13. ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей 1. за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. 2. убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной настоящим законом или договором. 3. уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. 4. продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным настоящим законом. 5. требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной настоящим законом или договором, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке. 6. при удовлетворении судом требований потребителя, установленных настоящим законом, суд вправе вынести решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя), нарушившего права потребителя, в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам. статья 14. имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги) 1. вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. 2. право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. 3. вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). если на товар (работу) изготовителем (исполнителем) должен быть в соответствии с настоящим законом установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребитель, которому был продан товар (выполнена работа), не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения. если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара (окончания выполнения работы). вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего. вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем. 4. изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет. 5. изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги). статья 15. компенсация морального вреда моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами российской федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. размер компенсации морального вреда определяется судом. компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. статья 16. недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя 1. условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами российской федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. 2. запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. 3. продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя предоставлять дополнительные услуги, оказываемые за плату. потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата сумм, уплаченных за предоставление без его согласия дополнительных услуг. статья 17. судебная защита прав потребителей 1. защита прав потребителей осуществляется судом. 2. иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда. 3. потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также федеральный антимонопольный орган, федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины. глава ii. защита прав потребителей при продаже товаров потребителям статья 18. последствия продажи товара ненадлежащего качества 1. потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжения договора купли - продажи. при этом потребитель обязан возвратить товар с недостатками. при этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя. в отношении технически сложных товаров требования потребителя, указанные в абзацах четвертом - шестом настоящего пункта, подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. перечень таких товаров утверждается правительством российской федерации. в отношении товаров, закупленных продавцом по договору комиссии для последующей реализации потребителям, требования потребителя, указанные в абзацах втором и четвертом настоящего пункта, подлежат удовлетворению с согласия продавца. 2. требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним. 3. потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним. вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. 4. в случае приобретения потребителем товара ненадлежащего качества, на который установлен срок годности, продавец обязан произвести замену этого товара на товар надлежащего качества или возвратить потребителю уплаченную им сумму, если недостатки товара обнаружены в пределах срока годности. 5. требования потребителя рассматриваются при предъявлении потребителем товарного или кассового чека, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, технического паспорта или иного заменяющего его документа. продавец обязан выдать потребителю товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки. продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. при возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны провести экспертизу товара за свой счет. потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны удовлетворить требования потребителя, если они не докажут, что недостатки товара возникли после его передачи потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. 6. доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним. в случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в месте нахождения потребителя доставка и возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. при этом продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны возместить расходы потребителю, связанные с доставкой и возвратом указанных товаров. статья 19. сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара 1. потребитель вправе предъявить установленные статьей 18 настоящего закона требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем в соответствии со статьей 5 настоящего закона. в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в течение шести месяцев со дня передачи их потребителю, а в отношении недвижимого имущества в течение не более чем двух лет со дня передачи его потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. 2. гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня продажи товара потребителю. если день продажи товара установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами российской федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей. при продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли - продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или в сборке, со дня его установки (подключения) или сборки. если день доставки, установки (подключения) или сборки товара установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли - продажи. в отношении недвижимого имущества гарантийный срок и срок службы исчисляются с момента государственной регистрации договора купли - продажи недвижимого имущества. срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию. продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара, установленным стандартами. 3. гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. гарантийные сроки на комплектующие издел