Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Познания теория

Общая лексика
    , см. теория познания.




Познание, русский
  1. Познание , знание, понимание

  2. Постижение чего-либо, приобретение знаний о чем-либо; постижение закономерностей некоих явлений, процессов и пр.

  3. – усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. познанием называют как (неточно) процесс, который правильнее было бы обозначить словом «познавание», так и результат этого процесса. в философском смысле познание всегда есть акт, в котором «нечто познается как нечто»; напр., говорят: «он познал его как лжеца». в познании, т. о., содержится оценка, которая опирается на опыт. кто не знает, что есть лжец и что лжец есть, тот никогда не сможет познать человека как лжеца. в познании всегда содержится также узнавание. новое, не зависящее от внутреннего и внешнего опыта познание может возникнуть только как следствие творческой фантазии. познание исследуется со времен греч. философии, оно изучается с точки зрения (объективного) источника, или происхождения (субъективной), способности, т.е. возможностей к познанию, с точки зрения цели, характерных черт и силы, а также с точки зрения границ и препятствий (апории и антиномии). это исследование познания составляет предмет учения о познании, которое только с канта определилось в качестве особой области философии, получив название «теория познания», и которое в 19 в., а также в нач. 20 в. порой заглушало почти все прочие направления философии. внутри познания проводят различие между (неподлинным) формальным, или абстрактным, познанием и (подлинным) содержательным, или конкретным, познанием; в свою очередь внутри этого деления происходит членение на многие виды познания в соответствии с наиболее важными предметными областями. в познании субъект и объект противостоят друг другу как познающее и познаваемое. субъект постигает, а объект постигаем. понимание происходит в силу того, что субъект вторгается как раз в сферу объекта и переносит его в свою собственную орбиту, поскольку определенные моменты объекта отображаются в субъекте, в возникающих в нем отображениях (см. явление). это отражение также объективно, т.е. субъект отличает отражение, в образовании которого он даже принимал участие, от самого себя как противостоящего отражению. отражение неидентично объекту, хотя ему подобает быть «объективным». объект независим от субъекта. он более чем просто предмет познания, и в этом «более чем быть просто объектом» объект выступает как «трансобъективное». наряду с бытием объекта в качестве предмета он обладает и бытием-в-себе. если объект мыслится независимо от отношения познания, то он становится вещью. но субъект также может быть субъектом для самого себя, т.е. он может сознавать свою способность познания; помимо свойства быть познающим он обладает еще и бытием-для-себя. бытие-в-себе объекта означает, что наряду с познаваемым в объекте остается еще не познанный остаток. тот факт, что мы никогда не можем полностью и без остатка охватить предмет познания, постичь во всей полноте его определенность, отражается в несовпадении объекта и образа. поскольку субъект знает об этом различии, появляется такой феномен, как проблема, который порождает напряжение в процессе дальнейшего познания и требует все больших усилий познания. смягчение такого напряжения надо искать в направлении прогресса познания, благодаря которому граница между тем, что уже познано, и тем, что должно быть познано, передвигается в трансобъективное. деятельность сознания приводит к прогрессу познания; стремление сознания к познанию есть прогрессирующее «предрасположение себя" к определенностям объекта. то, что должно быть познано, является для стремящегося к познанию сознания неисчерпаемым, т.е. бесконечным. прогресс познания находит свой окончательный предел в границе познаваемости. за этой границей начинается непознаваемое, трансинтеллигибельное (часто ошибочно называемое иррациональным). «как трансобъективное надо искать в направлении познанного (причем оно все более отодвигается в этом направлении), так трансинтеллигибельное надо искать внутри трансобъективного (причем оно все более отодвигается в направлении познаваемого)» (н. гартман). существование трансинтеллигибельного – это такое существование, которое не дает прекратиться процессу познания. область трансинтеллигибельного, к которой принадлежат бытие-в-себе (см. также реальность) и 6ытие-для-себя, является медиумом, осуществляющим действенную связь между объектом и субъектом. каким образом происходит перенос определенных моментов объекта на субъект, по сути дела, неизвестно. но если исходить из того, что все сущее, поскольку оно принадлежит к общей сфере непознаваемого, всесторонне как-то обусловлено, определено, если, далее, полагать, что субъект является наиболее способным среди всего сущего к реагированию и чувствованию, то из этого следует, что вся система сущего должна из трансобъективного через объект и отражение предстать перед субъектом в явлении. с этой точки зрения познание есть постижение прежде всего соответствующих субъекту членов отношений между объектом и субъектом. принципы познания, т.е. способ, каким совершается познание, должны быть, т. о., одинаковыми для всех субъектов. с др. стороны, напр. из исчисляемости физических процессов (возможностей с учетом известных погрешностей), следует, что границы математической логики (и тем самым значимость, законность априорного взгляда) находятся за сферой. применение положений математики к природным явлениям означает распространение логической сферы на реальную. имеются логические связи и отношения, которые согласуются со связями и отношениями реального. в соответствии с этим логическая сфера является посредником между миром отражения и миром реального. следовательно, принципы познания не только одинаковы для всех субъектов, но они выступают также и в мире объективного – как категории. познание возможно, потому что категории познания идентичны категориям бытия. однако как неверно говорить, что все категории познания являются категориями бытия, так неправильно доказывать, что все категории бытия представляют собой одновременно и категории познания. если бы было действительно первое, то всякое познание содержало бы чистую истину; если бы было действительно второе, то все сущее было бы познаваемо без остатка. область категорий бытия и категорий познания совпадает частично, и только этим можно объяснить, что процессы природы кажутся совершающимися по математическим законам: напр., орбиты движения планет фактически являются «эллиптическими».

  4. , процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

  5. Совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

  6. Способ отражения объективной реальности путем получения знания о ней.

  7. Умственный процесс приобретения знаний. он включает в себя восприятие, рассуждение, творческую деятельность, разрешение возникших проблем и, возможно, интуицию. в познании выделяют два уровня: чувственное позна- ние, осуществляемое с помощью ощущения, восприятия, представ- ления, и рациональное познание, протекающее в понятиях, сужде- ниях, умозаключениях и фиксируемое в теориях. различают также обыденное, художественное и научное познание, а в рамках послед- него – познание человека, познание природы и познание общества. различные стороны процесса познания исследуются рядом специ- альных наук: когнитивной психологией, историей науки, социологи- ей науки и т.п. общее учение о познании дает философская теория познания – гносеология. [115].


Познание научное, русский
    Исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное методами получения и проверки новых знаний. научное знание отличается от обыденного своей систематичностью, обоснова


Познание обыденное, русский
  1. Познание, реализуемое в повседневной жизненной практике. в некоторой степени схоже с познанием научным: приходится опираться на определенные выявленные закономерности жизни; при взаимодействии с новым – на определенные гипотезы, не всегда осознанно формул

  2. Познание, реализуемое в повседневной жизненной практике. в некоторой степени схоже с познанием научным: приходится опираться на определенные выявленные закономерности жизни; при взаимодействии с новым – на определенные гипотезы, не всегда осознанно формулируемые; эти гипотезы проверяются практикой, при неподтверждении меняются, и соответственно им производятся действия. однако есть и существенные различия. в житейском опыте опора производится преимущественно на обобщения эмпирические, а наука опирается на обобщения теоретические. житейский опыт преимущественно индивидуален, наука стремится к универсальности знания. житейский опыт ориентирован на практический эффект, наука (особенно «чистая») на знание как таковое, как самостоятельную ценность. наконец, в познании обыденном методы познания, как правило, не вырабатываются специально, тогда как в науке создание и обоснование методов принципиально важно.


Познание религиозное, русский
  1. В отличие от науки, коей свойственна готовность к самоопровержению (далеко не всегда реализуемая) – вплоть до базовых принципов, религиозное знание – в рамках любой конфессии – обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа ве

  2. В отличие от науки, коей свойственна готовность к самоопровержению (далеко не всегда реализуемая) – вплоть до базовых принципов, религиозное знание – в рамках любой конфессии – обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа веры (правда, в основе научных представлений тоже всегда лежат некие постулаты, принимаемые без доказательств и чаще всего недоказуемые; ученые явно или неявно отстаивают их, защищая так, как если бы они были бесспорными). другое различие: в познании религиозном мир рассматривается как проявление божественных замыслов и сил, тогда как в науке он рассматривается как относительно самостоятельная реальность.


Познание художественное, русский
  1. Свойственно искусству; отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное ви

  2. Свойственно искусству; отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира, кое чаще всего и составляет основной интерес в художественном произведении. в противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества науке свойствен интеллектуализм и рационализм.


Познания, русский

Теории прочности, русский
    Теории, в основу которых положено то или иное представление о механизме разрушения деформируемого твёрдого тела


Теория, русский
  1. Теория , учение

  2. Система основных идей в определенной отрасли знания; форма научного знания.

  3. Теория научная – это систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений; попытка целостного представления закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности, возникающая на базе широко подтверждаемых гипотез. сущест

  4. Теория научная – это систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений; попытка целостного представления закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности, возникающая на базе широко подтверждаемых гипотез. существует до тех пор, пока не накапливается определенное количество противоречащих ей данных, требующих пересмотра теории или даже отказа от нее. собственно развитие науки в основном являет собой развитие и смену теорий.

  5. (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – система осн. идей в той или иной отрасли знаний. для геродота theorein (смотреть) и historein (расспрашивать) являются основой науки. у ионийских натурфилософов слово «теория» приобретает смысл духовного созерцания абстрактных вещей; у аристотеля bios theoretikos – определяемая «мысленным рассмотрением вещей» жизнь. в настоящее время теорией в противоположность голой эмпирии называется любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, т.е. такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних (фриз). ко всякому теоретическому познанию, в силу того что теории неизбежно присущ гипотетический элемент, примешивается момент неуверенности; она приобретает вероятностный характер, причем обнаружение каждого согласующегося с этой теорией факта увеличивает степень ее достоверности, а обнаружение факта, противоречащего ей, делает ее менее достоверной, вероятной. с позиции веры в упорядоченность всех мировых событий (см. порядок) считается, что, чем проще теория, тем ближе она к истине. теория может быть как исходным пунктом научных исследований, так и их результатом (см. гипотеза).

  6. (от греч . theoria - рассмотрение, исследование), система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

  7. Система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности


Теория 152, русский

Теория x, русский
    Традиционная философия в менеджменте, строящаяся на том, что люди в большинстве своем ленивы и безответственны и способны усердно трудиться только в том случае, если их к этому принуждают.


Теория y, русский
    Философия в менеджменте, строящаяся на том, что при создании надлежащих условий труда люди вполне способны трудиться продуктивно и нести ответственность за выполненную работу.


Теория аберраций высшего порядка, русский

Теория автоматизма, русский
  1. Основана на принципе параллелизма психофизического: если физиологические процессы не зависят от психических, то всю жизнедеятельность человека можно описать средствами физиологии. при этом можно вообще не предполагать у человека каких-либо чувств, пережив

  2. Основана на принципе параллелизма психофизического: если физиологические процессы не зависят от психических, то всю жизнедеятельность человека можно описать средствами физиологии. при этом можно вообще не предполагать у человека каких-либо чувств, переживаний, мыслей и сознания вообще. психика оказывается эпифеноменом, и возникает критический вопрос: зачем тогда возникло сознание? с эпифеноменалистической позиции оно должно рассматриваться как результат случайной мутации, однако становится необъяснимым неуклонное развития психики в филогенезе и бурное – в онтогенезе, прогресс сознательных форм отражения в историческом развитии человечества. потребность объяснения полезной функции психики остается.


Теория акселератора, русский
    Теория, утверждавшая, что объем инвестиций, связан с объемом производства прямой пропорцией, поскольку сам акселератор - это отношение прироста инвестиций к вызвавшему его относительному приросту дохода, потребительского спроса или готовой продукции; возн


Теория аксиоматическая, русский
    Логическая теория, в которой все исходные аксиомы являются тождественно истинными, а правила вывода - достоверными.


Теория актов коммуникативных, русский
  1. Относится к группе теорий соответствия когнитивного. автор – т. ньюком. проводит идею о том, что средство преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением человека к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, – это раз

  2. Относится к группе теорий соответствия когнитивного. автор – т. ньюком. проводит идею о том, что средство преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением человека к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, – это развитие коммуникации между партнерами, в ходе коей позиция одного из них изменяется и тем самым восстанавливается соответствие.


Теория арбитражного ценообразования, русский
    Теория оценки финансовых активов, предусматривающая учет влияния нескольких факторов на доходность актива. разработана стивеном россом. согласно данному методу доходность финансового актива равна ожидаемой доходности, скорректированной на величину прирост


Теория архитектуры, русский
    Наука о природе и специфике архитектуры и о её общих закономерностях


Теория аутентификации симмонса, русский

Теория баланса структурного, русский
  1. Относится к группе теорий соответствия когнитивного. автор – ф. хайдер. базируется на идее соответствия и идее атрибуции (-> атрибуция каузальная); рассматривает состояние сбалансированности когнитивной структуры человека в ситуации восприятия им друго

  2. Относится к группе теорий соответствия когнитивного. автор – ф. хайдер. базируется на идее соответствия и идее атрибуции (-> атрибуция каузальная); рассматривает состояние сбалансированности когнитивной структуры человека в ситуации восприятия им другого человека и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению.


Познанское великое княжество, русский
    , образовано на отошедшей к пруссии по решению венского конгресса 1814-15 части территории варшавского княжества. центр - г. познань. в результате познанского восстания 1918-19 его территория вошла в состав польского государства.


Позиционная система, русский
    , система счисления, основана на принципе позиционного, или поместного, значения цифр, т. е. на том, что одна и та же цифра получает различные числовые значения в зависимости от ее места в записи чисел. к позиционным системам принадлежит общепринятая ныне десятичная система счисления; в ней, напр., 222 = 200 + 20 + 2.