Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Познание художественное

Глоссарий по психологии
  1. Свойственно искусству; отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное ви

  2. Свойственно искусству; отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира, кое чаще всего и составляет основной интерес в художественном произведении. в противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества науке свойствен интеллектуализм и рационализм.




Познание, русский
  1. Познание , знание, понимание

  2. Постижение чего-либо, приобретение знаний о чем-либо; постижение закономерностей некоих явлений, процессов и пр.

  3. – усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. познанием называют как (неточно) процесс, который правильнее было бы обозначить словом «познавание», так и результат этого процесса. в философском смысле познание всегда есть акт, в котором «нечто познается как нечто»; напр., говорят: «он познал его как лжеца». в познании, т. о., содержится оценка, которая опирается на опыт. кто не знает, что есть лжец и что лжец есть, тот никогда не сможет познать человека как лжеца. в познании всегда содержится также узнавание. новое, не зависящее от внутреннего и внешнего опыта познание может возникнуть только как следствие творческой фантазии. познание исследуется со времен греч. философии, оно изучается с точки зрения (объективного) источника, или происхождения (субъективной), способности, т.е. возможностей к познанию, с точки зрения цели, характерных черт и силы, а также с точки зрения границ и препятствий (апории и антиномии). это исследование познания составляет предмет учения о познании, которое только с канта определилось в качестве особой области философии, получив название «теория познания», и которое в 19 в., а также в нач. 20 в. порой заглушало почти все прочие направления философии. внутри познания проводят различие между (неподлинным) формальным, или абстрактным, познанием и (подлинным) содержательным, или конкретным, познанием; в свою очередь внутри этого деления происходит членение на многие виды познания в соответствии с наиболее важными предметными областями. в познании субъект и объект противостоят друг другу как познающее и познаваемое. субъект постигает, а объект постигаем. понимание происходит в силу того, что субъект вторгается как раз в сферу объекта и переносит его в свою собственную орбиту, поскольку определенные моменты объекта отображаются в субъекте, в возникающих в нем отображениях (см. явление). это отражение также объективно, т.е. субъект отличает отражение, в образовании которого он даже принимал участие, от самого себя как противостоящего отражению. отражение неидентично объекту, хотя ему подобает быть «объективным». объект независим от субъекта. он более чем просто предмет познания, и в этом «более чем быть просто объектом» объект выступает как «трансобъективное». наряду с бытием объекта в качестве предмета он обладает и бытием-в-себе. если объект мыслится независимо от отношения познания, то он становится вещью. но субъект также может быть субъектом для самого себя, т.е. он может сознавать свою способность познания; помимо свойства быть познающим он обладает еще и бытием-для-себя. бытие-в-себе объекта означает, что наряду с познаваемым в объекте остается еще не познанный остаток. тот факт, что мы никогда не можем полностью и без остатка охватить предмет познания, постичь во всей полноте его определенность, отражается в несовпадении объекта и образа. поскольку субъект знает об этом различии, появляется такой феномен, как проблема, который порождает напряжение в процессе дальнейшего познания и требует все больших усилий познания. смягчение такого напряжения надо искать в направлении прогресса познания, благодаря которому граница между тем, что уже познано, и тем, что должно быть познано, передвигается в трансобъективное. деятельность сознания приводит к прогрессу познания; стремление сознания к познанию есть прогрессирующее «предрасположение себя" к определенностям объекта. то, что должно быть познано, является для стремящегося к познанию сознания неисчерпаемым, т.е. бесконечным. прогресс познания находит свой окончательный предел в границе познаваемости. за этой границей начинается непознаваемое, трансинтеллигибельное (часто ошибочно называемое иррациональным). «как трансобъективное надо искать в направлении познанного (причем оно все более отодвигается в этом направлении), так трансинтеллигибельное надо искать внутри трансобъективного (причем оно все более отодвигается в направлении познаваемого)» (н. гартман). существование трансинтеллигибельного – это такое существование, которое не дает прекратиться процессу познания. область трансинтеллигибельного, к которой принадлежат бытие-в-себе (см. также реальность) и 6ытие-для-себя, является медиумом, осуществляющим действенную связь между объектом и субъектом. каким образом происходит перенос определенных моментов объекта на субъект, по сути дела, неизвестно. но если исходить из того, что все сущее, поскольку оно принадлежит к общей сфере непознаваемого, всесторонне как-то обусловлено, определено, если, далее, полагать, что субъект является наиболее способным среди всего сущего к реагированию и чувствованию, то из этого следует, что вся система сущего должна из трансобъективного через объект и отражение предстать перед субъектом в явлении. с этой точки зрения познание есть постижение прежде всего соответствующих субъекту членов отношений между объектом и субъектом. принципы познания, т.е. способ, каким совершается познание, должны быть, т. о., одинаковыми для всех субъектов. с др. стороны, напр. из исчисляемости физических процессов (возможностей с учетом известных погрешностей), следует, что границы математической логики (и тем самым значимость, законность априорного взгляда) находятся за сферой. применение положений математики к природным явлениям означает распространение логической сферы на реальную. имеются логические связи и отношения, которые согласуются со связями и отношениями реального. в соответствии с этим логическая сфера является посредником между миром отражения и миром реального. следовательно, принципы познания не только одинаковы для всех субъектов, но они выступают также и в мире объективного – как категории. познание возможно, потому что категории познания идентичны категориям бытия. однако как неверно говорить, что все категории познания являются категориями бытия, так неправильно доказывать, что все категории бытия представляют собой одновременно и категории познания. если бы было действительно первое, то всякое познание содержало бы чистую истину; если бы было действительно второе, то все сущее было бы познаваемо без остатка. область категорий бытия и категорий познания совпадает частично, и только этим можно объяснить, что процессы природы кажутся совершающимися по математическим законам: напр., орбиты движения планет фактически являются «эллиптическими».

  4. , процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

  5. Совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

  6. Способ отражения объективной реальности путем получения знания о ней.

  7. Умственный процесс приобретения знаний. он включает в себя восприятие, рассуждение, творческую деятельность, разрешение возникших проблем и, возможно, интуицию. в познании выделяют два уровня: чувственное позна- ние, осуществляемое с помощью ощущения, восприятия, представ- ления, и рациональное познание, протекающее в понятиях, сужде- ниях, умозаключениях и фиксируемое в теориях. различают также обыденное, художественное и научное познание, а в рамках послед- него – познание человека, познание природы и познание общества. различные стороны процесса познания исследуются рядом специ- альных наук: когнитивной психологией, историей науки, социологи- ей науки и т.п. общее учение о познании дает философская теория познания – гносеология. [115].


Познание научное, русский
    Исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное методами получения и проверки новых знаний. научное знание отличается от обыденного своей систематичностью, обоснова


Познание обыденное, русский
  1. Познание, реализуемое в повседневной жизненной практике. в некоторой степени схоже с познанием научным: приходится опираться на определенные выявленные закономерности жизни; при взаимодействии с новым – на определенные гипотезы, не всегда осознанно формул

  2. Познание, реализуемое в повседневной жизненной практике. в некоторой степени схоже с познанием научным: приходится опираться на определенные выявленные закономерности жизни; при взаимодействии с новым – на определенные гипотезы, не всегда осознанно формулируемые; эти гипотезы проверяются практикой, при неподтверждении меняются, и соответственно им производятся действия. однако есть и существенные различия. в житейском опыте опора производится преимущественно на обобщения эмпирические, а наука опирается на обобщения теоретические. житейский опыт преимущественно индивидуален, наука стремится к универсальности знания. житейский опыт ориентирован на практический эффект, наука (особенно «чистая») на знание как таковое, как самостоятельную ценность. наконец, в познании обыденном методы познания, как правило, не вырабатываются специально, тогда как в науке создание и обоснование методов принципиально важно.


Познание религиозное, русский
  1. В отличие от науки, коей свойственна готовность к самоопровержению (далеко не всегда реализуемая) – вплоть до базовых принципов, религиозное знание – в рамках любой конфессии – обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа ве

  2. В отличие от науки, коей свойственна готовность к самоопровержению (далеко не всегда реализуемая) – вплоть до базовых принципов, религиозное знание – в рамках любой конфессии – обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа веры (правда, в основе научных представлений тоже всегда лежат некие постулаты, принимаемые без доказательств и чаще всего недоказуемые; ученые явно или неявно отстаивают их, защищая так, как если бы они были бесспорными). другое различие: в познании религиозном мир рассматривается как проявление божественных замыслов и сил, тогда как в науке он рассматривается как относительно самостоятельная реальность.


Познания, русский

Познания теория, русский
    , см. теория познания.


Познанское великое княжество, русский
    , образовано на отошедшей к пруссии по решению венского конгресса 1814-15 части территории варшавского княжества. центр - г. познань. в результате познанского восстания 1918-19 его территория вошла в состав польского государства.


Познань, русский
    (poznan) , город в западной части польши, на р. варта, административный центр познанского воеводства. 589,7 тыс. жителей (1992). международный аэропорт. машиностроение, пищевая, резиновая, парфюмерная, стеклянная, легкая промышленность. университет, медицинская академия. театры (в т. ч. оперный). ежегодные международные ярмарки. национальный музей, археологический музей. древнейший город великой польши, в 10-11 вв. резиденция польских князей. с 1815 центр познанского великого княжества. после познанского восстания 1918-19 в составе воссозданного польского государства. готические костелы (в т. ч. собор, 13-15 вв.), ратуша в стиле ренессанса (13-16 вв.), дома 16-19 вв.


Художественная гимнастика, русский
    , вид спорта, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом (лента, мяч, обруч, скакалка, булава) и без него. возникла в ссср в 40-е гг., в 60-е гг. признана международной федерацией гимнастики. чемпионаты мира с 1963. в программе олимпийских игр с 1984.


Художественная литература, русский

Художественная промышленность, русский
    , изготовление промышленными методами декоративно-прикладных изделий, служащих для художественного оформления быта, интерьера, одежды.


Художественная самодеятельность, русский
    , одна из форм народного творчества. коллективы художественной самодеятельности возникли в ссср. в сер. 20-х гг. зародилось трамовское движение (см. трам). в 30-е гг. получили массовое распространение драматические и музыкальные коллективы, позднее эстрадные и цирковые, различные ансамбли (народного танца, песни и др.), оркестры.


Художественно-исторический музей, русский
    (музей истории искусств) , вена, основан в 1891. собрание восточных и античных древностей, живопись западноевропейских старых мастеров, скульптура, монеты, медали, оружие и др.


Художественное конструирование, русский
    , вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами (см. также дизайн).


Художественное образование, русский

Художественное произведение, русский

Художественность, русский
  1. Художественность , красота

  2. Серпаслун


Художественные произведения; иллюстрации; графика, русский

Художественный, русский
  1. Художественный , красивый

  2. , -ая, -ое серпаса


Художественный перевод, русский
    Перевод произведений художественной литературы, т.е. текстов, основная функция которых заключается в художественно-эстетическом воздействии на читателя.


Максимально, русский

Субъективное, русский
    , то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект.


Противоположность, русский
  1. Противоположность , в противоположность

  2. – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. контрадикция; см. также противоречие), контрарные или полярные (см. контрарный, антитезис).


Интеллектуализм, русский
    – название для теоретического и практического вида «интеллектуального», которое явно или скрытно предоставляет интеллекту – хотя и критическому, но слепому по отношению к себе – управление действиями и поступками. в теории познания интеллектуализм защищает рационализм, в этике – возможность научить добродетелям, в педагогике отдает предпочтение образованию умственному перед нравственным.


Рационализм, русский
  1. Учение в теории познания, направленное против средневековой схоластики и религиозных догм и считающее разум источником знания и основой поведения людей

  2. (от лат. rational« разумный, ratio – разум) – точка зрения рассудка, соответственно – разума; совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной. после наметок объективистского рационализма в древнем мире в 17 и 18 вв. подвергается систематизации субъективистский рационализм, собственно рационализм. это делают декарт, спиноза, лейбниц и вольф; против них выступали эмпиристы локк, юм, кондильяк. кант устраняет противоположность эмпиризма и рационализма в высшем синтезе своего критицизма; фихте, шеллинг, гегель частично возвращаются к объективистскому рационализму, скорее даже панлогизму. целиком рационалистичными являются исторический материализм, позитивизм, прагматизм и те направления современной философии, которые зависят от философии рационализма и находятся под его влиянием: марксизм, неовитализм, логицизм, неореализм. рационализм – метод мышления эпохи просвещения, разделяющий оптимизм этого мышления, ибо он верит в неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим. для рационализма есть только еще не разрешенные, но не принципиально неразрешимые проблемы. в эпоху рационализма возникло новое понятие науки, которое отождествлялось с математикой и естественными науками вообще. «научным» с этого времени называют то, что может быть представлено, изображено с помощью математического и естественнонаучного языка. .позднее возникает понятие «науки, свободной от ценностей», означающее, что наука заботится не о том, ценны ли с этической точки зрения и приобрели ли достоинство ценности предметы, а также результаты ее исследований, заключают ли они в себе святое или несвятое. рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господство; против разума нельзя уже апеллировать ни к какой высшей инстанции. для метафизики в системе рационализма нет места. поэтому в эпоху господства разума история философии фиксирует упадок метафизики. противники рационализма – романтизм, иррационализм (шопенгауэр, кьёркегор, мэн де биран, ницше) и философия жизни (бергсон, дильтей), но часто они сами невольна попадают в плен к рационализму. под религиозным рационализмом понимают апогей теологии просвещения 18 в., в которой традиционное учение об откровении полностью интерпретируется с позиций истин разума.

  3. , движение в архитектуре 20 в., стремившееся выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. принципы рационализма осуществляли ш. ле корбюзье во франции, школа "баухауз" в германии, группа "стиль" в нидерландах и др. лозунг рационализма выдвигала группа архитекторов (см. аснова).

  4. (от лат . rationalis - разумный, ratio - разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (р. декарт, б. спиноза, н. мальбранш, г. лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. рационализм - один из философских источников идеологии просвещения.


Поиск информационный, русский
  1. Рассмотрение и распознание оператором поступающей информации в ключе решения определенной задачи управления или контроля.

  2. Поиск нужной информации в большом массиве по заранее известной совокупности признаков.


Познание религиозное, русский
  1. В отличие от науки, коей свойственна готовность к самоопровержению (далеко не всегда реализуемая) – вплоть до базовых принципов, религиозное знание – в рамках любой конфессии – обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа ве

  2. В отличие от науки, коей свойственна готовность к самоопровержению (далеко не всегда реализуемая) – вплоть до базовых принципов, религиозное знание – в рамках любой конфессии – обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа веры (правда, в основе научных представлений тоже всегда лежат некие постулаты, принимаемые без доказательств и чаще всего недоказуемые; ученые явно или неявно отстаивают их, защищая так, как если бы они были бесспорными). другое различие: в познании религиозном мир рассматривается как проявление божественных замыслов и сил, тогда как в науке он рассматривается как относительно самостоятельная реальность.