Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Польский язык

Общая лексика
    , официальный язык польши, относится к славянским языкам (западнославянская группа), входящим в индоевропейскую семью языков. письменность на основе латинского алфавита.




Польск., русский

Польская академия наук, русский
    (ан республики польша) , организована в 1952 в варшаве; предшественники - академия знаний (1873, краков) и варшавское научное общество (1907). в 1991 св. 180 академиков, св. 150 членов-корреспондентов; св. 70 научных учреждений, св. 100 научных комитетов.


Польская валюта, русский

Польская национальная католическая церковь, русский

Польская низменность, русский
    , часть среднеевропейской равнины на территории польши.


Польская объединенная рабочая партия, русский
    , действовала в декабре 1948 - январе 1990. создана в результате объединения польской рабочей партии (преемница кп польши, основана в 1942) и польской социалистической партии (основана в 1893). в январе 1990 самораспустилась, в качестве ее преемницы создана новая партия левых сил - социал-демократия республики польша.


Польская философия, русский
    . – в ка честве начального пункта философского развития в польше можно принять год основания ягеллонского (ныне краковского) ун-та (1364). 15 век – век расцвета польск. схоластики. за нею следовала аристотелевско-стоическая философия эпохи возрождения (андрей фрыч-модржевский, 1503-1572). во второй пол. 18 в. философия просвещения свела на нет влияние господствовавшей неосхоластики (преобразование школ и ун-тов, 1773); главные представители: гуго коллонтай (1750-1812), станислав сташиц (1755-1826), ян снядецкий (1756-1830). в последующий романтический период существовали попытки построить универсальную философию абсолюта: бронислав трентовский (приват-доцент во фрейбурге, в брейсгау, 1808 – 1869), кароль либельт (1807-1875), юзеф кремер (1806-1875); к этим попыткам принадлежит также и мессианизм, историософский синтез, построенный на религиозных и националистических основах (ю. хёне-вроньский, август цешковский, 1814-1894). затем последовал научный и социальный позитивизм (юлиан охорович, 1850 – 1917); параллельно существовало неотомистское движение (мариан моравский, 1845-1901). ок. 1900 казимеж твардовский основал аналитическое направление, которое стало господствующим (котарбинский, айдукевич) и из которого выделилась логическая школа яна лукасевича, станислава лещинского (1886- 1939), альфреда тарского. из др. философов, не принадлежавших к школе твардовского, можно отметить владислава генриха (1896-1957), взгляды которого были близки идеям авенариуса, флориана знайнецкого (1882-1958), посвятившего последние годы жизни исследованиям в области социологии, а также представителя феноменологии романа ингардена. кроме того, большую известность в области истории философии снискали труды таких ученых, как констанцы михальский (1879-1947), александр бирнепмайер и владислав татаркевич, который занимался также вопросами эстетики. после второй мировой войны наряду с аналитическим направлением с его многочисленными ответвлениями (а.шафф, л.колаковский) на первый план выступает марксистская философия, потерпевшая в польше крах к сер. 80-х годов.


Польские города, русский
    (т . е. расположенные в поле), историческое название в 16-17 вв. части территории дикого поля, присоединенной к русскому государству, в бассейне рек северский донец, тихая сосна, воронеж (часть современных курской, белгородской, липецкой, воронежской обл.).


Польские злотые, русский

Польский, русский

Польский "театр народовы", русский
    (teat narodowy) , один из старейших драматических театров страны. основан в 1765 в варшаве в составе оперно-драматической труппы; спектакли сначала в здании "операльни", затем на других сценах. с 1807 современное название. в 1833 отделился от оперной труппы, получив собственную сценическую площадку.


Польский государственный театр оперы и балета, русский
    ("театр вельки" , teat wielki), один из старейших оперных театров страны. основан в 1765 в варшаве как оперно-драматический; спектакли сначала в здании "операльни", затем на других сценах, с 1833 - в здании "театра вельки".


Польский злотый, русский

Польский национальный банк, русский
    (narodowy bank polski) , эмиссионный кредитный и расчетный центр польши. основан в 1945. 49 контор и 626 отделений. сумма баланса св. 11 трлн. польских злотых (кон. 1980-х гг.).


Польское агентство печати (пап), русский
    , государственное информационное агентство польши. действует с июля 1944, варшава.


Польское наследство, русский
    , война за польское наследство (1733-35), между францией, с одной стороны, россией, австрией и саксонией - с другой. повод - выборы короля на польский престол после смерти августа ii (1733); кандидаты - станислав лещинский (ставленник франции), август саксонский (ставленник союзников). закончилась признанием францией польским королем августа саксонского (август iii).


Язык, русский
  1. Язык, говор, наречие, диалект; слог, стиль; народ. , народ , притча во языцех , шпион , владеть языком, воздержный на язык, говорить языком кого-либо, держать язык за зубами, держать язык на веревочке, держать язык на привязи, закусить язык, злой язык, ли

  2. Система знаков, служащая средством человеческого общения, деятельности мыслительной (-> мышление), способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. язык – носитель общественного сознания.

  3. ,..1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. реализуется и существует в речи. языки мира различаются строением, словарным составом и др., однако всем языкам присущи некоторые общие закономерности, системная организация единиц языка (напр., парадигматические и синтагматические отношения между ними) и др. язык изменяется во времени (см. диахрония), может перестать использоваться в сфере общения (мертвые языки). разновидности языка (национальный язык, литературный язык, диалекты, языковая культа и др.) играют различную роль в жизни общества...2) любая знаковая система, напр. язык математики, кино, язык жестов. см. также: искусственные языки, язык программирования...3) то же, что стиль (язык романа, язык газеты).

  4. , в анатомии - у наземных позвоночных и человека мышечный вырост (у рыб складка слизистой оболочки) на дне ротовой полости. участвует в захвате, обработке пищи, в актах глотания и речи (у человека). на языке расположены вкусовые рецепторы.

  5. Система знаков, служащая средством человеческого общения, деятельности мыслительной (-> мышление), способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. язык – носитель общественного сознания.

  6. – наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа. язык развился из естественных звуков. уже каждый крик – своего рода язык. человек трудился над совершенствованием этого важного, хотя еще и весьма примитивного средства общения, стремясь придать крику некую форму. крик при этом распадался на свои составные части; так появился ряд звуков, которые сначала являлись только особыми звуковыми оттенками крика. звуки обособлялись от крика, опять срастались в звуковые образования и превращались, т. о., в основы слов, при этом пантомимический характер звуков играл решающую роль. такой звуковой комплекс, как, напр., «хо», мог уже столь отчетливо отличаться от др. звуковых комплексов («ха», «хе» и т. д.), что возникала привычка связывать его с наличием или появлением какого-то определенного предмета. поэтому, когда появлялся этот предмет, появлялся как бы сам по себе и в одной и той же форме этот звуковой комплекс. данный процесс обратим: восприятие звукового комплекса влечет за собой возникновение представления о предмете. звуковой комплекс превращается в магическое слово, обладающее способностью совершать колдовство с предметом (в мышлении первобытных народов представление и реальность еще весьма и весьма слабо различаются). язык еще и сегодня рассматривается в некоторых случаях как обладающий магической силой («заговаривание», заклинания, молитвы и т. д.). под каждым словом, которое я произношу, я что-то подразумеваю. слово находится между сознанием и мыслимым предметом. оно участвует в бытии обоих. оно отделяет их друг от друга, давая мне тем самым возможность отличать возникающее благодаря слову представление от предмета. без него представление не могло бы возникнуть ни у меня, ни у другого. но слово также и связывает предмет и сознание. без слова представление не могло бы становиться знаком того, что мыслится. в этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление. благодаря языку мышление само может становиться предметом исследования, оно может объективироваться и передаваться другим даже по наследству. язык, даже объективный дух, воплощает в себе личный дух. дух скрыт в слове (гёльдерлин). но т. к. наше мышление может быть познано нами только в языковой оболочке и форме, то мир микрокосмоса постигается нами согласно способу бытия нашего языка: мир превращается нами в язык др. рода. каждый предмет становится носителем некоторой сущности, которую мы можем познать. поскольку воспринимаемый органом слуха звук, а также движение рук и мимика чтото для нас значат, постольку и весь мир имеет для нас значение. язык в равной мере делает дух телесным и одухотворяет действительность. слово – сосуд для нашего духа, из которого мы выплескиваем его на весь мир, осмысливая, т. о., последний. благодаря слову предмет становится доступным духу и превращается в нечто такое, что дано нашему познанию. слово – произносимая сущность предмета. благодаря выражающему сущность предмета слову предмет привлекает к себе внимание и говорит нам, чтб он, собственно, есть. по мере того как предметы начинают участвовать в этом процессе общения, придающее смысл сознание, с помощью языка воздействуя на них, фактически приспосабливается к ним. сознание движется по миру на повозке языка и возвращается обогащенным к себе самому; см. рефлексия. в языке можно выделить три функции (к. бюлер): выражения (обнаружения), воздействия (с помощью призыва, сообщения и т. д.), отнесенности к вещи (называние, ориентирование, изображение). говорящий всегда что-то выражает, обращается ли он к себе (интроекция) или к тем, с кем он говорит. эта отнесенность к другому (в качестве воздействия) является уже вторжением в сферу свободы, она есть «действие». высказываются не просто предложения, а просьбы, жалобы, вопросы, сообщения, поучения, поощрения, угрозы, приказания. при этом речь большей частью идет о вещном, которое образует содержание (в узком смысле) высказываемого. центром тяжести речи может быть как демонстрация (напр., какое-либо объяснение), так и воздействие или нечто вещественное; однако вместе с фиксированием какого-либо положения вещей должен также указываться путь для действия, должна открываться часть поля действия, а также твердо быть установлена цель этого действия. во всех случаях сама демонстрация есть часть жизни. история всякого языка отражает социальную историю его народа. корневые слова языка показывают, какие предметы были самыми важными для народа в период формирования языка. словарный состав языка показывает, о чем думает народ, а синтаксис – как думает (см. сфера мышления). язык наиболее точно характеризует народ, ибо является объективным духом. характерным, напр., является тот факт, что у бедуинов имеется множество слов для обозначения верблюда, в зависимости от условий, в которых он фигурирует в их жизни, а восточноафрик. охотники имеют множество слов для выражения различных оттенков коричневого цвета и только одно – для выражения каждого из всех остальных цветов. и если в слав, языках вспомогательный глагол «есть» играет значительно меньшую роль, чем, напр., в роман, и герман. языках, то это говорит лишь о том, что проблема существования, и в первую очередь проблема реальности, здесь совсем не стоит или стоит не с такой остротой, как в роман, и герман. языках. в языке запечатлевается, находит выражение та или иная сфера жизни; она возникает перед глазами слушателя, которого язык благодаря этой особенности отсылает к определенным ее моментам, к определенной области опыта, переживаний; причем эти переживания не слабеют у того, к кому обращена речь, а, наоборот, усиливаются (слово «море» означает для рыбака нечто иное, чем для курортника). следовательно, каждое воспринимаемое слово должно интерпретироваться, чтобы иметь возможность быть понятым в этом же смысле, какой подразумевается говорящим. но правильная интерпретация возможна только тогда, когда сфера мышления говорящего известна по крайней мере со стороны ее структуры. понимание чужого языка связано с тем же самым, но только более сложным процессом интерпретации.


Язык (колокола), русский

Язык (оползня), русский

Язык (орган), русский

Официальный, русский
  1. Официальный, официозный, гласный, должностной, парадный, правительственный; публичный, служебный, формальный, церемониальный, праздничный, торжественный. прот. частный. , открытый, торжественный

  2. -ая, -ое арта


Письменность, русский
  1. Письменность , литература

  2. Письменные памятники народа или эпохи.

  3. , 1) то же, что письмо (в 1-м значении). 2) совокупность письменных памятников какого-либо народа, какой-либо эпохи (напр., древнерусская письменность).


Польское агентство печати (пап), русский
    , государственное информационное агентство польши. действует с июля 1944, варшава.


Narodowy bank polski, английский