Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Аполлон

Глоссарий синонимов
  1. Аполлон , бог

  2. , бабочка семейства парусников. крылья в размахе 7-9 см, белые, у вершин прозрачные, с черными и красными пятнами. встречается преимущественно в горных районах европы, кавказа и зап. сибири. во многих странах охраняется. в красной книге.

  3. (феб) , в греческой мифологии и религии сын зевса, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. изображался прекрасным юношей с луком или кифарой. среди изображений аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): "аполлон, убивающий ящерицу" (ок. 370 до н. э., скульптор пракситель) и "аполлон бельведерский" (сер. 4 в. до н. э., скульптор леохар).

  4. , малая планета диаметром ок. 1 км, открыта к. рейнмутом (германия, 1932), обращается вокруг солнца по вытянутой эллиптической орбите с периодом 1,81 года. расстояние аполлона от солнца изменяется от 0,65 до 2,33 а. е. сближается с землей до 0,1 а. е.


Бог, русский
  1. Бог, аллах, иегова, саваоф, небо, всевышний, вседержитель, господь, предвечный, создатель, творец. (зевес, юпитер, нептун, аполлон, меркурий и др.) (ж. р. богиня); божество, небожитель. , идол, любимец , в бозе почивший, воссылать молитву к богу, давай бо

  2. , в религиозных верованиях сверхъестественное существо; в мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому богу принадлежит абсолютная власть над миром ("всемогущество"). вера в бога - основа всякой религии.

  3. (лат. deus, греч. theos) – высший предмет религиозной веры, рассматриваемый всегда более или менее как личность, считается сущностью, наделенной «сверхъестественными», т.е. необыкновенными, свойствами и силами; в самом широком смысле – сущность, наделенная всеми совершенствами. в понятие совершенства верят и преклоняются перед ним как сущим. особенно хорошо можно проследить развитие представления о боге в инд. мифологии: инд. «боги» сначала были выдающимися, сильными, победоносными, сведущими и изобретательными людьми, которые знали и могли намного больше, чем все другие, и поэтому приносили людям нужные им блага, о которых их просили. позднее их возвели в ранг богов, тем самым боги стали «могущественными», «знающими», «добрыми» и «жертвователями всех благ». они были «творцами», т.е. изобретателями, техниками древности, героями и «королями», родоначальниками и вождями племен («праотец», «предок» – у первобытных народов это часто характеристика божества). в свете представления о боге с самого начала выступали также могущественные природные силы и вещи: ясное дневное небо, солнце, луна и т. д.; перед ними преклонялись еще наивно, как перед самим явлением, позднее преклонялись (или боялись их) перед невидимыми, непонятными силами, стоящими за явлениями или действующими в самих естественных явлениях и управляющими ими (см. анимизм, первобытные формы религии), как перед духовными сущностями. поэтому эти сущности стали одновременно идеальными и желаемыми, они суть то, чем и каким человек не является, но хотел бы быть. они вносят ясность и устойчивость в запутанное и неустойчивое существование. кто повинуется им, следует их заповедям, ублажает их жертвоприношениями, к тому они милостивы, одаряют его сначала материальными, а затем и духовными благами и дают ему долю своей проницательности, своего могущества и, наконец, даже бессмертия в «потустороннем» мире. они придают жизни высший смысл и являются представителями всеобщего принципа, дающего возможность понять мир со всем его злом и со всеми страданиями, благодаря которым находят объяснение также загадки собственной души («борьба между зверем и ангелом» – а. жид); см. также искупление. самая первоначальная форма религии – это, пожалуй, монотеизм как «первобытный монотеизм», т.е. почитание родоначальника, праотца внутри рода. появление др. героев, предков, вождей, изобретателей и т. п. вместе с почитанием различных явлений природы приводит к политеизму, почитанию многих богов; если при наличии множества богов почитается лишь один бог, говорят о генотеизме. более поздний универсальный монотеизм происходит отчасти от «первобытного монотеизма», отчасти от смешения политеистических богов в некое предметное единство, которое часто связано с политической централизацией власти. но первоначально единственный бог путем обожествления его атрибутов снова может превратиться во множество богов. представления народной религии соответственно своему происхождению остаются по большей части антропоморфическими: бог – это человекоподобная личность (см. теизм) – или тероморфическими: боги выступают в виде животных. научное познание и философское мышление приводят к деизму, или к пантеизму, или к панентеизму, или к атеизму. все представления о боге, выражающиеся в этих понятиях, так или иначе противоречат христ. церковным догмам о боге. в этом смысле специфическое понятие бога ограничивается, собственно говоря, философским мышлением. современная метафизика называет божественное (бога или богов) первичной данностью человеческого создания; божественное является священным (см. священное) и абсолютно сущим, в то время как человек относится к сфере относительно и случайно сущего (которое, однако, согласно шелеру, «выполняет функцию извещения об абсолютном бытии сущего»). божественное равнозначно царству ценностей, в особенности этических. благодаря прогрессивному осуществлению человеком ценностей (см. этика)` происходит становление божественного, божества, бога. бог, по словам рильке, является «грядущим, которое предстает перед вечностью, будущим, окончательным плодом дерева, листья которого – мы». становящийся бог вырастает в сердце человека, человек превращается в человека в подлинном смысле слова по мере того, как ему удается осуществлять этические ценности, т.е. по мере того, как в нем вырастает бог, и человек становится богоподобным. следовательно, человек – не подражатель «мира идей» или «провидения», который существует сам по себе или еще до сотворения существует в боге в готовом виде, а один из ваятелей, созидателей и исполнителей идеального результата становления, оформляющихся вместе с самим человеком в мировом процессе. человек – это единственный пункт, в котором и посредством которого не только первосущее само себя постигает и познает, но он есть также сущее, в свободном решении которого бог может осуществлять и освящать свою чистую сущность. назначение человека – быть больше, чем только «рабом» и покорным слугой, больше даже, чем только «сыном» в себе завершенного и совершенного бога. в своем человеческом бытии, смысл которого принимать решение, человек обладает высшим достоинством соратника бога, соучастника в его делах, который должен нести впереди божественное знамя, знамя «deitas`a», осуществляющегося только вместе с мировым процессом, и во время мировой грозы взять на себя ответственность за все.




Преимущественно, русский
    Преимущественно, предпочтительно, особенно, особливо, пуще всего, паче всего, наипаче, первее всего, главным образом. паче всего берегись дурного общества.


Прорицатель, русский
    Прорицатель , предсказатель


Покровитель, русский
    Покровитель, защитник, заступник, благодетель, благожелатель, доброжелатель, опекун, попечитель, меценат, патрон, протектор. ср. благодетель и защитник. , благодетель, защитник


Пракситель, русский
    (ок . 390 - ок. 330 до н. э.), древнегреческий скульптор. представитель поздней классики. работал главным образом в афинах. мраморные статуи праксителя отличают чувственная красота, одухотворенность ("афродита книдская", "отдыхающий сатир" - известны по копиям).


Расстояние, русский
  1. Расстояние, промежуток, отдаление, дистанция. стоять на приличной дистанции. "он держался в гордом отдалении от прочих". тург. отступив от дома на пять сажен (на расстоянии пяти сажен от дома). "купель сия, по словам даниила, находится на в

  2. , геометрическое понятие, содержание которого зависит от того, для каких объектов оно определяется. напр., расстояние между двумя точками - длина соединяющего их отрезка прямой, расстояние от точки до прямой (или плоскости) - длина отрезка перпендикуляра, опущенного на данную прямую (плоскость).


Апострофировать, русский
    Апострофировать [апострофа: риторическая фигура, когда говорящий обращается к лицу или предмету, как бы беседуя с ними (даль)] , говорить


Аподиктический, русский
  1. Аподиктический [убедительный, ясный, понятный, короткий и положительный, не допускающий спора, возражений, сомнений (даль)] , доказательный, назидательный

  2. (от греч. apodeiktike [episteme] – наука, служащая доказательству) – неопровержимый, безусловно правильный. аподиктическое суждение выражает логическую необходимость или твердую уверенность.