Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Научение викарное

Глоссарий по психологии
    Научение через прямое наблюдение за чувственно представленными образами и через подражание им.




Викарная гипертрофия, русский
    (лат. vicarius заменяющий, заместительный + гр. hyper сверх + trophe питание), заместительная гипертрофия — увеличение парного органа (почки, железы, мышцы), выполняющего функции атрофированного или удаленного органа.


Викарные процессы, русский

Викарный, русский

Научение, русский
  1. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта. это понятие возникло в зоопсихологии. научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, или мотивами и целями. путем научения может приобрета

  2. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта. это понятие возникло в зоопсихологии. научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, или мотивами и целями. путем научения может приобретаться любой опыт – знания, умения, навыки (у человека) и новые формы поведения (у животных).

  3. , приобретение знаний, умений и навыков. термин применяется преимущественно в психологии поведения. в отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т. д.). одно из основных понятий этологии.

  4. 1. приобретение знаний, умений и навыков. термин применяется преимущественно в психологии поведения.


Научение вербальное, русский
  1. Научение через словесные воздействия: инструкции, разъяснения, описания и прочее, – без обращения к конкретным действиям предметным, к обусловливанию оперантному или условно-рефлекторному.

  2. Научение через словесные воздействия: инструкции, разъяснения, описания и прочее, – без обращения к конкретным действиям предметным, к обусловливанию оперантному или условно-рефлекторному.


Научение оперантное, русский
    Вид научения, происходящего за счет спонтанного порождения субъектом множества разнообразных реакций на одну и ту же ситуацию или стимул – с последующим закреплением лишь тех, что оказываются самыми удачными с позиции получаемого эффекта.


Научение перцептивное, русский
    – влияние прошлого опыта на восприятие. готовность организма к научению имеет первостепенное значение для его выживания, и эта готовность в значительной степени зависит от его перцептивных навыков. перцептивные навыки непосредственно включены в выработку более эффективных реакций на раздражители. гештальтпсихологи полагают, что научение позволяет человеку замечать стимулы, на которые он до того не обращал внимания, напр. как происходит восприятие обычных пространственных отношений. человека учат, что тарелка остается круглой, даже если под различными углами зрения она выглядит эллиптической, и эти виды допущений существенны для снижения неопределенности при восприятии. перцептивные способности не являются неизменными и меняются при обучении. с помощью исследований, проведенных на только что родившихся животных и испытуемых людях, у которых было выработано умение смотреть сквозь призму, разлагающую свет на составные части, ученые также обнаружили, что активное, направленное на исследование взаимодействие с окружающей средой значительно улучшает перцептивное научение. см. также научение психомоторное.


Научение психомоторное, русский
    – развитие организационной, сознательной, направляемой умом физической активности, такое, как, напр., ходьба, игра на музыкальном инструменте, спортивные занятия, вырабатывающие психомоторный навык. исследуются обычно психомоторные навыки, отрабатываемые гл. о. скоординированными движениями ног и рук, кистей рук и пальцев, т.е. тем, что позволяет легко измерить скорость научения. была выведена формула, которая гласит, что прогресс в научении может быть представлен как математическая функция числа подкрепленных действий. чтобы подкрепление имело место, необходима соответсвующая биологическая обратная связь (информация, показывающая субъекту, как он продвигается в обучении); чем больше обратной связи получает субъект, тем быстрее он обучается. усвоение какого-либо навыка может влиять – позитивно или негативно – на способность усвоить сходный навык; это явление известно как генерализация, или перенос. обычно чем более схожи две задачи, тем большей будет генерализация. перцептивные, пространственные и моторные способности в значительной степени определяются наследственностью. фактор, больше всего влияющий на моторику, – возраст. в целом лучше всего навыки усваиваются в возрасте от 5 до 30 лет, после этого возраста способности людей сохраняются на достигнутом уровне, а затем постепенно снижаются.


Научение социальное, русский
  1. Термин введен бихевиористами; означает обретение организмом новых форм реакций путем наблюдения за поведением других живых существ и подражания ему. научение социальное объяснялось, исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление),

  2. Термин введен бихевиористами; означает обретение организмом новых форм реакций путем наблюдения за поведением других живых существ и подражания ему. научение социальное объяснялось, исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление), и экспериментально изучалось на животных.

  3. – в психологической теории поведение, направленное на обучение, которое осуществляется под воздействием скорее влияний окружающей среды, чем врожденных или внутренних сил. осн. представитель теории социального научения, часто называемого моделированием, – амер. психолог альберт бандура, который предпринял исследования, показавшие, что, когда дети наблюдают за другими, они обучаются многим формам поведения, таким, как соучастие, агрессия, сотрудничество, социальное взаимодействие и поощрение. при научении с помощью подражания дети, которые видели, как кого-то наказывали за агрессивное поведение, проявляли меньше подобных реакций по сравнению с детьми, которые видели, как поощряли за такое поведение, или по сравнению с теми, кто видел, что за это и не поощряли и не наказывали. работы бандуры поставили вопрос о потенциальном «опыте научения», предлагаемом детям популярными телевизионными передачами и кинофильмами, особенно теми, в которых демонстрировалось асоциальное поведение или насилие. были предложены две противоположные теории: в одной провозглашалось, что наблюдение за проявлениями насилия позволит сублимировать такие побуждения (испытанные в замещенной форме, они ослабляют побуждение); в другой утверждалось, что такого рода наблюдение только усиливает побуждение. данные свидетельствуют в пользу последней теории. последователи бандуры установили, что социальное научение, основанное на наблюдении, – это сложный процесс, включающий 3 стадии: подверженность влиянию других, согласие с тем, что видит индивид, и последующее принятие образцов действия в качестве ориентиров своего собственного поведения. см. также научение психомоторное, научение перцептивное.


Научение условно-рефлекторное, русский
    Вид научения, происходящего за счет выработки реакций на новые раздражители по механизму рефлекса условного.


Наученный опытом, русский
    Наученный опытом , опытный


Наблюдение, русский
  1. 1. изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс. в наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, ус

  2. 1. изучение, исследование; 2. надзор за чем-либо; 3. слежение, обследование.

  3. 1. изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс. в наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленность личности.

  4. – преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях. в зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда события анализируются как бы «изнутри». с развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом. на его результаты в большей степени влияют уровень опыта и квалификации наблюдателя. тем не менее наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью: оно может создавать установку, благоприятную для констатации отношения наблюдателя к явлению, что порождает интерпретацию факта в духе ожиданий наблюдателя. подобные трудности чаще всего возникают в социальных науках, особенно в социологии и социальной психологии, где результаты наблюдения в большей мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому. одним из методов исследования в психологии является самонаблюдение, являющееся частным случаем наблюдения.

  5. , целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п. основное условие научного наблюдения - объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (напр., эксперимента).

  6. Система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта.

  7. Целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены

  8. Метод эмпирического познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств.


Подражание, русский
  1. Подражание, воспроизведение, копия, пародия, плагиат. здесь подражание достигает высоты оригинала. ср. повторение. , воспроизведение, изображение, повторение , делать в подражание

  2. Следование некоему примеру, образцу; самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. у человека играет решающую роль в присвоении общественного опыта. встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития. посредством подражания в в

  3. Следование некоему примеру, образцу; самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. у человека играет решающую роль в присвоении общественного опыта. встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития. посредством подражания в возрасте раннем и дошкольном усваиваются действия предметные, навыки самообслуживания, нормы поведения и речи.

  4. – как невольное (пассивное), так и сознательное (активное) повторение чужого поведения в интонации и жестах, совершаемое по самым различным мотивам; оно свойственно поведению как животных, так и людей, как при игре, так и при упражнениях или учении, применяется в развитии речи, искусства, нравов, мод и т. д. «все большие ценности, которыми человек может пользоваться в своей творческой профессиональной деятельности, в семье, в дружбе, в религии и искусстве, – все они оставались бы не раскрытыми для индивидов, если бы подражание не давало им в руки ключ к этим сокровищам» (фиркандт). тард («les lois de г imitation», 1890) рассматривал подражание как самую важную в обществе формирующую силу; ницше – как средство всех культур. образец, достойный подражания, является одним из важнейших факторов воспитания. на подражание как эстетический принцип указывал в своей поэтике еще аристотель, учивший, что искусство есть подражание природе, которая дает человеку образцы для подражания и тем самым вызывает у него стремление к подражанию. для идеалистического же понимания сущность искусства состоит в идеализации образцов природы. р. касснер считал, что в искусстве человек подражает богам.

  5. , 1) философско-эстетическое понятие, восходящее к античным учениям о мимесисе и характеризующее сущность художественного воспроизведения мира (подражание природе как реализация изначально данных форм, эйдосов и т. п.). получило особое распространение в эстетике возрождения и классицизма 17-18 вв. 2) в психологии и социологии - копирование чужих движений, действий, способ усвоения новых форм поведения и деятельности.


Научение оперантное, русский
    Вид научения, происходящего за счет спонтанного порождения субъектом множества разнообразных реакций на одну и ту же ситуацию или стимул – с последующим закреплением лишь тех, что оказываются самыми удачными с позиции получаемого эффекта.


Научение вербальное, русский
  1. Научение через словесные воздействия: инструкции, разъяснения, описания и прочее, – без обращения к конкретным действиям предметным, к обусловливанию оперантному или условно-рефлекторному.

  2. Научение через словесные воздействия: инструкции, разъяснения, описания и прочее, – без обращения к конкретным действиям предметным, к обусловливанию оперантному или условно-рефлекторному.