Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Научение социальное

Глоссарий по психологии
  1. Термин введен бихевиористами; означает обретение организмом новых форм реакций путем наблюдения за поведением других живых существ и подражания ему. научение социальное объяснялось, исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление),

  2. Термин введен бихевиористами; означает обретение организмом новых форм реакций путем наблюдения за поведением других живых существ и подражания ему. научение социальное объяснялось, исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление), и экспериментально изучалось на животных.

  3. – в психологической теории поведение, направленное на обучение, которое осуществляется под воздействием скорее влияний окружающей среды, чем врожденных или внутренних сил. осн. представитель теории социального научения, часто называемого моделированием, – амер. психолог альберт бандура, который предпринял исследования, показавшие, что, когда дети наблюдают за другими, они обучаются многим формам поведения, таким, как соучастие, агрессия, сотрудничество, социальное взаимодействие и поощрение. при научении с помощью подражания дети, которые видели, как кого-то наказывали за агрессивное поведение, проявляли меньше подобных реакций по сравнению с детьми, которые видели, как поощряли за такое поведение, или по сравнению с теми, кто видел, что за это и не поощряли и не наказывали. работы бандуры поставили вопрос о потенциальном «опыте научения», предлагаемом детям популярными телевизионными передачами и кинофильмами, особенно теми, в которых демонстрировалось асоциальное поведение или насилие. были предложены две противоположные теории: в одной провозглашалось, что наблюдение за проявлениями насилия позволит сублимировать такие побуждения (испытанные в замещенной форме, они ослабляют побуждение); в другой утверждалось, что такого рода наблюдение только усиливает побуждение. данные свидетельствуют в пользу последней теории. последователи бандуры установили, что социальное научение, основанное на наблюдении, – это сложный процесс, включающий 3 стадии: подверженность влиянию других, согласие с тем, что видит индивид, и последующее принятие образцов действия в качестве ориентиров своего собственного поведения. см. также научение психомоторное, научение перцептивное.




Научение, русский
  1. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта. это понятие возникло в зоопсихологии. научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, или мотивами и целями. путем научения может приобрета

  2. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта. это понятие возникло в зоопсихологии. научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, или мотивами и целями. путем научения может приобретаться любой опыт – знания, умения, навыки (у человека) и новые формы поведения (у животных).

  3. , приобретение знаний, умений и навыков. термин применяется преимущественно в психологии поведения. в отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т. д.). одно из основных понятий этологии.

  4. 1. приобретение знаний, умений и навыков. термин применяется преимущественно в психологии поведения.


Научение вербальное, русский
  1. Научение через словесные воздействия: инструкции, разъяснения, описания и прочее, – без обращения к конкретным действиям предметным, к обусловливанию оперантному или условно-рефлекторному.

  2. Научение через словесные воздействия: инструкции, разъяснения, описания и прочее, – без обращения к конкретным действиям предметным, к обусловливанию оперантному или условно-рефлекторному.


Научение викарное, русский
    Научение через прямое наблюдение за чувственно представленными образами и через подражание им.


Научение оперантное, русский
    Вид научения, происходящего за счет спонтанного порождения субъектом множества разнообразных реакций на одну и ту же ситуацию или стимул – с последующим закреплением лишь тех, что оказываются самыми удачными с позиции получаемого эффекта.


Научение перцептивное, русский
    – влияние прошлого опыта на восприятие. готовность организма к научению имеет первостепенное значение для его выживания, и эта готовность в значительной степени зависит от его перцептивных навыков. перцептивные навыки непосредственно включены в выработку более эффективных реакций на раздражители. гештальтпсихологи полагают, что научение позволяет человеку замечать стимулы, на которые он до того не обращал внимания, напр. как происходит восприятие обычных пространственных отношений. человека учат, что тарелка остается круглой, даже если под различными углами зрения она выглядит эллиптической, и эти виды допущений существенны для снижения неопределенности при восприятии. перцептивные способности не являются неизменными и меняются при обучении. с помощью исследований, проведенных на только что родившихся животных и испытуемых людях, у которых было выработано умение смотреть сквозь призму, разлагающую свет на составные части, ученые также обнаружили, что активное, направленное на исследование взаимодействие с окружающей средой значительно улучшает перцептивное научение. см. также научение психомоторное.


Научение психомоторное, русский
    – развитие организационной, сознательной, направляемой умом физической активности, такое, как, напр., ходьба, игра на музыкальном инструменте, спортивные занятия, вырабатывающие психомоторный навык. исследуются обычно психомоторные навыки, отрабатываемые гл. о. скоординированными движениями ног и рук, кистей рук и пальцев, т.е. тем, что позволяет легко измерить скорость научения. была выведена формула, которая гласит, что прогресс в научении может быть представлен как математическая функция числа подкрепленных действий. чтобы подкрепление имело место, необходима соответсвующая биологическая обратная связь (информация, показывающая субъекту, как он продвигается в обучении); чем больше обратной связи получает субъект, тем быстрее он обучается. усвоение какого-либо навыка может влиять – позитивно или негативно – на способность усвоить сходный навык; это явление известно как генерализация, или перенос. обычно чем более схожи две задачи, тем большей будет генерализация. перцептивные, пространственные и моторные способности в значительной степени определяются наследственностью. фактор, больше всего влияющий на моторику, – возраст. в целом лучше всего навыки усваиваются в возрасте от 5 до 30 лет, после этого возраста способности людей сохраняются на достигнутом уровне, а затем постепенно снижаются.


Научение условно-рефлекторное, русский
    Вид научения, происходящего за счет выработки реакций на новые раздражители по механизму рефлекса условного.


Наученный опытом, русский
    Наученный опытом , опытный


Социальная апатия, русский
    Крайняя форма социальной пассивности, отвержение любых форм политического участия.


Социальная выплата, русский
    Основные социальные выплаты семьям, имеющим детей. предусмотрены следующие виды пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка.


Социальная география, русский
    , отрасль социально-экономической географии, изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей, прежде всего с точки зрения условий труда, быта, отдыха, воспроизводства жизни человека. связана с социологическими, демографическими, экономическими и др. исследованиями.


Социальная гигиена, русский
    , область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья населения.


Социальная деятельность, русский
    Диалектическое единство опосредованных информационно-управляющих и вещественно-энергетических процессов.


Социальная защита инвалидов, русский
    Система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограниченной жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.


Социальная инженерия, русский
    Направление, стремящееся создать конкретное социальное вмешательство в функционирование общества. помимо методического обеспечения исследовательской социологической деятельности создает средства непосредственного содействия преобразовательной социальной практике. это содействие осуществляется путем внедрения социальных технологий, специальных методов, методик, отдельных техник и приемов, повышающих эффективность каких-либо социальных процессов. результатами труда социального инженера, помимо новой информации, становятся управленческие решения, социальные проекты, программы, сплоченные социальные группы, управленческие команды руководителей и специалистов, изменение мотивации и т.п.


Социальная информация, русский
    Сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми в системе массовой коммуникации.


Социальная коммуникация, русский
    Обмен информацией между социальными субъектами: индивидами, индивидом и общностью, общностями, индивидом и институтом, общностью и институтом, социальными институтами.


Социальная медицина, русский
    Область медицины, рассматривающая здоровье и болезнь как функции группового проживания. см занимается здоровьем людей в связи с их поведением в социальных группах, и как таковая подразумевает лечение отдельного пациента как члена семьи или другой важной в повседневной жизни группы. также см занимается здоровьем этих групп как таковых, а с ними и здоровьем всего общества. отцом см был иоганн петер франк (1745–1821), который подробно описал дисциплину в труде system einer vollstndingen medicinischen polizey (1779). после того, как джон райль (1889–1950) сообщество 221 впервые был назначен профессором см в оксфордском университете, этот термин стал употребляться в объединенном королевстве применительно к кафедрам, имеющим дело с этой дисциплиной; в 70-х годах хх века более предпочтительным стал термином общественная медицина. в отчете ачесона (1988) выдвигались аргументы в защиту термина медицина общественного здоровья, который был принят преподавателями общественной медицины королевских колледжей объединенного королевства по подготовке врачей и многими британскими академическими кафедрами. частые изменения терминологии для данной области медицины контрастирует со стабильностью терминов в таких областях, как, например, анатомия и психиатрия, и раздражают тех, кто боится, что этот процесс может продолжаться и далее. см. также общественное здоровье.


Социальная мобилизация, русский

Социальная мобильность, русский
    , изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.


Наблюдения, русский

Подкрепление, русский
  1. В учении о деятельности нервной высшей – раздражитель безусловный, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании коей с предваряющим ее действием индифферентного стимула .вырабатывается классический рефлекс условный. подкрепление, наносящее вред

  2. В учении о деятельности нервной высшей – раздражитель безусловный, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании коей с предваряющим ее действием индифферентного стимула .вырабатывается классический рефлекс условный. подкрепление, наносящее вред организму (например, удар током), называется отрицательным (наказание); подкрепление в виде пищи – положительным (награда). в ситуации обучения инструментального (при выработке двигательной реакции) в роли отрицательного подкрепления может выступать отмена награды, а положительным может стать отмена наказания.


Экспериментально, русский
    Психологический тест - общее название методов исследования некоторых сторон психической


Представитель, русский
  1. Представитель , агент, избранник, посредник

  2. Физическое или юридическое лицо, уполномоченное совершать действия от имени другого лица и по его поруче-нию либо в силу закона. в торговом мореплавании представительство основы-вается на соглашении, причем п. заключает сделки за счет представляемого от е

  3. В гражданском праве это лицо, совершающее сделку или иное юридическое действие от имени другого лица (представляемого).

  4. Representative


Исследования, русский

Сотрудничество, русский
  1. Сотрудничество , помощь

  2. Один из видов взаимодействия людей, при кото¬ром возникает добровольная взаимозависимость, приводящая к координации согласованию совместной деятельности.

  3. Совместное выполнение работы, совместное участие в решении проблемы или задачи.


Взаимодействие, русский
  1. В психологии – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. исследованиями установле

  2. В психологии – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. исследованиями установлены такие виды взаимодействия как содружество, конкуренция и конфликт. нужно иметь в виду, что эти виды – не только взаимодействие двух личностей: они происходят и между частями групп, и между целыми группами. так, в ходе взаимодействия между членами вновь созданной группы появляются признаки, характеризующие эту группу как взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня развития. взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации: оно относительно, происходит с конечной скоростью и в определенном пространстве-времени. но эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия; для опосредованных форм взаимодействия пространственно-временные ограничения многократно ослабляются.

  3. , философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. взаимодействие - универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

  4. – в философии канта категория отношения, которое порождает единство вещей и процессов чувственного мира. в окказионализме, в философии лейбница и лотце взаимодействие понимается метафизически. в психологии взаимодействие представляет собой взаимное влияние души и тела, психического и физического (см. вопрос об отношении души и тела). согласно гипотезе «двойная причина – двойное следствие» (принадлежащей к. штумфу и э. бехеру), каждый физический, нервный процесс, так же как и каждый психический процесс, имеет двойную – физическую и психическую – причину и соответственно следствие. эта гипотеза обладает преимуществом теории психофизического параллелизма и не испытывает ее теоретических затруднений. ее сторонниками являются э. гартман, у. джемс, о. кюльпе, э. бехер, а. венцль.

  5. Термин, который в химии встречаются в следу-ющих понятиях § донорно-акцептороное взаимодействие включает случаи переноса заряда между молекулами донора и акцептора без образования меж-

  6. Философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, а также порождение одним объектом другого. свойства объекта могут прояв


Научение условно-рефлекторное, русский
    Вид научения, происходящего за счет выработки реакций на новые раздражители по механизму рефлекса условного.


Научение оперантное, русский
    Вид научения, происходящего за счет спонтанного порождения субъектом множества разнообразных реакций на одну и ту же ситуацию или стимул – с последующим закреплением лишь тех, что оказываются самыми удачными с позиции получаемого эффекта.