Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Гавриил,

Глоссарий по философии
    В миру воскресенский василий николаевич (род. 1795, москва – ум. 1868, муром) – рус. богослов и историк философии, архимандрит, профессор казанского ун-та. «история философии» (1840) архимандрита гавриила – одно из первых рус. исследований, где разработаны теоретико-методологические проблемы историко-философского знания. в ней содержались сведения по истории восточной (кит. и инд.) философии; она впервые давала очерк истории рус. философии. история философии для гавриила – это история познавательных возможностей человека, его чувствительности, разума и воли, которые должны рассматриваться совокупно, без абсолютизации одной какой-либо познавательной способности исключительно. как и история познания, она демонстрирует абсолютизацию этих начал; в результате мы имеем осн. философские направления: сенсуализм, абсолютизировавший чувство, идеализм, абсолютизировавший разум, и мистицизм, абсолютизировавший волю. история философии, по мнению гавриила, должна рассматривать их, во-первых, хронологически («следовать тому порядку, в котором они обнаружились»), во-вторых, в их взаимовлиянии и взаимозависимости. гавриил считал, что история философии есть история опытов, изъяснения цели, хода и взаимных отношений религий, наук, законодательств, гражданского образования. однако, как богослов, он подчеркивал, что, разделенные как объект исследования, религия и философия «в. душе истинного философа соединены совершенно. они существуют не смешиваясь и различаются, не уничтожая себя взаимно». единство логического и исторического в истории философии гавриила дополняется требованием обязательного учета индивидуальных особенностей философа, чьи произв. подвергаются анализу. национальные особенности рус. философии он трактует провиденциалистски, добавляя, что божья благодать по-разному распределена для разных народов и поэтому должны быть учтены также географический фактор («климат и особенности земли»), социально-психологические черты народа и его традиции во всех сферах жизнедеятельности – от государственной до культурной. совокупность названных условий приводит у одних народов к развитию философии в «наукообразном выражении», у других – в «повестях, нравоучениях, стихотворениях и религии». при этом он делает вывод, что рус. народ привержен религии и монархии. национальной особенностью рус. философии, по мнению архимандрита гавриила, является сочетание веры и знания, рассудительности и набожности. самый ожесточенный отпор с его стороны встретили юм и кант, наиболее снисходителен он к кузену, благосклонен – к аббату ботену. рус. философию характеризовал в духе славянофилов. несмотря на некоторую недостоверность и фантастичность фактов «истории философии», архимандрит гавриил остается первым историком рус. философии, кстати, и таких ее областей, как логика, метафизика, нравственная философия, эстетика. кроме упомянутых произв. им написана «философия правды» (1813).




Архимандрит, русский
  1. Архимандрит , духовенство

  2. (греч . archimandrites), старший монашествующий сан 2-й степени священства (перед епископом), обычно его имеют настоятели православных монастырей.


Исследований, русский

Чувствительности, русский

Способности, русский
  1. Индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности, базирующиеся на природных психофизиологических особенностях индивида — его задатках.

  2. , индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.


Исключительно, русский
    Исключительно , только


Направления, русский

Сенсуализм, русский
  1. В психологии – учение и методологическая позиция, характерные допущением, что все содержание психической жизни исчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в ходе жизнедеятельности субъекта познания. на базе сенсуализма возникла психология ассоци

  2. В психологии – учение и методологическая позиция, характерные допущением, что все содержание психической жизни исчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в ходе жизнедеятельности субъекта познания. на базе сенсуализма возникла психология ассоцианистская, в коей задачей психологического эксперимента виделось выявление первичных чувственных элементов, или ощущений, из коих складывается вся душевная жизнь. дальнейшее развитие психологии экспериментальной показало, что действительная структура сознания значительно сложнее, что мыслительные акты не могут рассматриваться как ассоциации ощущении, что в интеллекте есть содержание, несводимое к чувственным образам, а объяснить мотивацию поведения и роль действия в построении этих образов сенсуализм вообще бессилен.

  3. (от лат. sensus – чувство, ощущение, смысл) – теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения. сенсуалистами в древности, в частности, были киренаики и эпикурейцы; в средние века сенсуализм был мало распространен. в новое время локк заложил основу сенсуализма своим известным положением: нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве (nihil est in intellectu, quod non prius fuerti in sensu). систематическое обоснование сенсуализм получил у франц. просветителей, напр. у кондильяка: чувственное восприятие охватывает все духовные способности. юм добавляет к «внешнему опыту», из которого исходили все прежние представители сенсуализма, «внутренний опыт»: все творческие силы души не более чем способность связывать, переставлять и увеличивать материю, данную при помощи чувств и опыта. противоположное понятие – рационализм. чрезвычайно близки к сенсуализму эмпириокритицизм и позитивизм.

  4. (от лат . sensus - восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания. противостоит рационализму. основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли п. гассенди, т. гоббс, дж. локк, к. гельвеций, д. дидро, п. гольбах, а также дж. беркли, д. юм.


Рассматривать, русский
  1. Рассматривать , испытывать, осматривать, смотреть, судить

  2. Review (to)


Гадание по руке, русский
    – искусство читать по руке, то же самое, что греч. «хирология», «хиромантия», т.е. наука о руке, умение сказать правду по руке. см. учение о выражении.


Габироль, русский
    (gabirol) соломон бен иегуда ибн, авицеброн (род. 1020/21, малага – ум. 1069/70, испания) – первый евр. философ запада; оказал большое влияние на схоластику, в особенности тем, что передал ей аристотелевско-неоплатоновское идейное наследство. в универсальной материи (materia universalis) различает телесную и духовную; душа тоже является материей. только бог – форма без материи; от него исходит воля, которая творит и движет мир, связывает друг с другом форму и материю. осн. произв. – «fцns vitae».