Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Покорение природы

Глоссарий по философии
    – предполагает достижение человеком метафизического убеждения в том, что природа существует для него и он предназначен быть ее властелином (быт., 1, 26). подобное убеждение может возникнуть только после исчезновения анимизма; только тогда становится возможным понимание того, что всё в природе совершается по определенным законам (см. закон природы). следующим шагом является открытие, что точное знание этих законов есть средство заставить природу служить человеческим целям. на основе этого открытия с помощью техники совершается покорение природы. в настоящее время широко распространено чувство, что когда-нибудь метафизическая основа власти над природой окажется недостаточной и природа может в определенном смысле восстать против покорившего ее человека и уничтожить человечество (см. также апокалипсический, ожидание гибели).




Природа, русский
  1. Природа , игра природы

  2. (от греч. physis, от phyein возникнуть, быть рожденным; лат. natura, от nasci – то же самое) – то, что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. поэтому словом «природа» обозначается как первоначальная сущность (ядро) вещи, так и совокупность всех вещей, не тронутых человеком. с точки зрения своего происхождения и существования человек сам является частью природы. в этом смысле природа по содержанию есть совокупность, сумма всей непосредственной деятельности, всех вещей и событий в их всеобщей связи; формально – бытие вообще: она есть все (гёте). сферой, противоположной природе, является дух во всех формах его проявления, в частности в форме культуры (или цивилизации). в человеке обе сферы граничат друг с другом. именно это единство природы и духа в человеке и составляет его человеческую сущность, позволяет ему отделить себя от природы (и от своей собственной жизненной сферы), исправить природу и самого себя в соответствии со своими материальными и духовными потребностями и расширить окружающую его среду до размеров мира. природа и дух полярно противоположны и одновременно тесно связаны друг с другом. «кто хочет наивысшего, должен хотеть всего; кто рассуждает о духе, должен рассуждать и о природе, кто говорит о природе, должен предполагать дух или втайне подразумевать его. мысль нельзя отделить от того, о чем думаешь, желание – от того, что возбуждает его» (гёте). как венец творения и посредника между природой и культурой, иначе говоря, историей рассматривал человека гердер (подобно песталоцци); гегель же, напротив, толковал природу как временно скрытый и бессильный дух. пантеизм приравнивал природу к богу, теизм разделял их. душевно-духовные отношения человека к природе простираются от почитания природы как одухотворенно ощущаемой (см. анимизм, естественная религия) через нерефлектированное, непосредственное переживание природы, т.е. чувство природы, вплоть до понятия природы в философском смысле, которое образовалось в ходе исследования природы, развития науки о природе; правда, данное понятие природы означает, на что указывал уже кант, в значительной мере формальное и абстрактное упрощение первоначального переживания природы (природа как «существование вещей, поскольку оно предопределено всеобщими законами», как «совокупность всех вещей, поскольку они могут быть предметами наших чувств, а вместе с тем и предметами нашего опыта»). природа наряду с историей является источником всего апостериорного познания (см. натурфилософия).

  3. , 1) в широком смысле - все сущее, весь мир в многообразии его форм; употребляется в одном ряду с понятиями: материя, универсум, вселенная. 2) объект естествознания. 3) совокупность естественных условий существования человеческого общества; "вторая природа" - созданные человеком материальные условия его существования. осуществление обмена веществ между человеком и природой - закон, регулирующий общественное производство, условие самой человеческой жизни. совокупная деятельность общества оказывает все более заметное влияние на природу, что требует установления их гармоничного взаимодействия. см. охрана природы.


Природа не делает скачков, русский

Природа не терпит пустоты, русский

Природа созданная, русский

Природа, живая, русский

Природная катастрофа, русский

Природная очаговость, русский
  1. , особенность некоторых инфекционных заболеваний - образование очагов, на территории которых возбудитель постоянно циркулирует среди определенных видов животных, распространяясь, как правило, членистоногими переносчиками.

  2. Особенность отдельных инфекционных болезней, заключающаяся в том, что они


Природная смола, русский
    Смола растительного или животного происхождения.


Природная среда, русский
    (окружающая природная среда) , природная составляющая часть среды обитания и производственной деятельности человечества - часть окружающей среды.


Природная целлюлоза, русский

Природная чрезвычайная ситуация, русский
    Обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные


Природно, русский
  1. Очаговая болезнь, вызываемая одноименным арбовирусом антигенной группы в, передающимся

  2. Очаговая болезнь из группы бактериальных зоонозов, вызываемая francisella tularensis; передается

  3. Очаговая инфекционная болезнь с трансмиссивным (через иксодовых клещей) или алиментарным (через


Природно-техногенная катастрофа, русский
    Разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящий к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды


Природного характера, русский

Природное вещество, русский
    См. вещество(а).


Природное стекло, русский

Природное чутье, русский

Природной пористости, русский

Природные зоны, русский
    , см. зоны физико-географические.


Природные ингредиенты воды, русский

Достижение, русский

Уничтожить, русский

Человечество, русский

Апокалипсический, русский
    (от греч. apokдlypsis – откровение,) – период времени или состояние, когда человеческому существованию угрожают вызванные судьбой могучие, страшные силы (техника, атомная бомба). при этом имеют в виду четырех апокалипсических всадников, о которых говорится в гл. 6 откровений иоанна (чума, война, голод, смерть), и их изображение у дюрера и бёклина. см. также страх.


Полагание, русский
    – в древней философии (тогда оно называлось doxa) обозначение для познания, обращенного на чистую видимость и проходящего мимо истины или бытия. кант считал, что полагание есть недостаточное, «как субъективно, так и объективно, стремление сознания придерживаться истины»; подобные мысли высказывали гегель и гёте. напротив, со времени лотце (который часто говорит о «полагаемом») полагание обозначает особую в пределах общих усилий познания ориентацию на действительное, которая вкладывала значение полагания в средневековое понятие «intentio» (см. гносеология).


Позитивизм философский, русский
    – направление в философии и науке (со времен канта), которое исходит из «позитивного», т.е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование и изложение, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. вопрос, ответ на который не может быть проконтролирован, верифицирован в опыте, позитивизм называет «псевдовопросом» (см. верификация). система позитивизма была создана контом, но до конта он уже был представлен юмом, даламбером и тюрго. осн. понятие позитивизма, понятие «факт», является спорным и совершенно различно интерпретируется даже внутри самого этого направления. все позитивисты единодушны в том, что позитивизм теснейшим образом связан с картиной мира и методами, свойственными естественным наукам. отчасти позитивизм заключается в антифилософской реакции против рационализма, идеализма, спиритуализма и обращается в то же время к материализму; см. неопозитивизм. позитивизму противостоит интуиционизм. особенно многочисленных последователей позитивизм имеет во франции (кроме конта, его представляли литтре, тэн, ренан) и в англии (дж. ст. мил ль, спенсер). нем. позитивисты – л. фейербах, дюринг, йодль, шуппе, авенариус (см. эмпириокритицизм) и др. феноменологическими позитивистами (на идеях которых основываются неопозитивисты) называют э. маха, корнелиуса, циена, ферворна, которые только ощущения считают данным.