|
|
|
|
|
|
|
|
|
Провиденциализм
Глоссарий по философии |
- (от лат. providentia – провидение) – понимание истории как проявления воли внешних по отношению к процессу сил, провидения, бога. введенный еще августином провиденциалистский путь к «царству божию» лег в основу всей средневековой схоластики. в 17 в. идеи провиденциализма разрабатывал франц. епископ ж. б. боссюэ (1627-1704). в эпоху просвещения развивается в противовес провиденциализму рационалистический взгляд на историю как на процесс осуществления «естественного закона», разума, позже – здравого смысла и т. д. однако провиденциализм продолжал оставаться философской основой многих течений и направлений (ж.м. де местр, ф. шлегель и др.). даже гегель, хотя и с оговорками, допускал в «философии истории», что провидение, и притом божественное провидение, управляет мировыми событиями. подобных представлений придерживались течения томизма, славянофильства, в наст, время – неотомизма. термин «провиденциализм» часто употребляется в более широком смысле, когда любые изменения (не только в истории) рассматриваются как заранее предустановленные и определенные неким «замыслом» или «волей провидения».
- (от лат . providentia - провидение), истолкование исторического процесса как осуществления замысла бога. присущ теизму, характерен для средневековой историографии (августин и др.).
|
|
Провидение, русский
Провидение , дальновидность, судьба
Проявления, русский
Противовес, русский
- Противовес , в противовес
- , груз, уравновешивающий силы и моменты, действующие в машинах, механизмах, сооружениях (напр., в грузоподъемных кранах, лифтах).
Оставаться, русский
Оставаться, сохраниться, уцелеть. ср. быть. , быть, сохраняться , ничего более не оставалось, как, ничего не оставалось, как
Истолкование, русский
|
Продик из юлиды, русский
На о-ве кеос софист времен сократа, младший современник протагора; придал софистическим положениям этически-религиозный оттенок; занимался проблемами языкознания и заложил основы синонимики, т.е. распознавания и различения родственных по смыслу слов. продику также приписывают аллегорический рассказ «гераклит на распутье», где изображается душевная борьба героя-полубога при выборе между суровой дорогой добродетели и пестрой дорогой порока.
Проблематичные натуры, русский
– по гёте, люди, которых не удовлетворяет никакое из положений, в каком они находятся, которые ни одним из них не довольствуются; отсюда и возникает чудовищное противоборство, раздирающее жизнь и лишающее ее удовольствия.
|
|
|
|
|
|
|