Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Универсалии

Глоссарий по философии
  1. (от лат. unlversalis общий) – в схоластике общие понятия, идеи, которые, имея самостоятельный смысл, существуют телесно, «до вещей» (иоанн скот эриугена) или «в вещах» (фома аквинский), либо же они существуют только в виде умственных построений «после вещей» (локк) или являются просто «именами вещей», словами (росцелин, оккам).

  2. (от лат . universalis - общий), общие понятия. онтологический статус универсалии - одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии "до вещей", как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), "в вещах" (аристотелизм, умеренный реализм), "после вещей" в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).




Самостоятельный, русский
    Самостоятельный, независимый, свободный, самодержавный, автокефальный, автократический, автономный; беспричинный, самопроизвольный, самобытный, оригинальный, абсолютный, безотносительный. самобытное мнение. он сам себе господин, сам собой располагает. идт


Существуют, русский
    Способы: пункция через затылочноатлантное отверстие, атлантноэпистрофейная


Universalis, латинский

Аристотелизм, русский
  1. , философские течения и школы, находившиеся под влиянием учения аристотеля. об аристотелизме в античности см. перипатетическая школа. в средние века, часто в сочетании с неоплатонизмом, получил распространение в греческой патристике (иоанн дамаскин) и византийской философии, в арабской (кинди, фараби и особенно ибн рушд) и еврейской (м. маймонид) философии; с кон. 12 в. аристотелизм оттесняет в зап. европе платонизм и в 13 в. становится философской основой схоластики (альберт великий, фома аквинский и томизм, аверроизм); в 14-16 вв. определяет философию падуанской школы. схоластический аристотелизм, господствовавший в западноевропейских университетах вплоть до 17-18 вв., подвергался резкой критике начиная с эпохи возрождения.

  2. – философское направление, исходящее из философии аристотеля (см. аристотель, перипатетики). в послеклассическую эпоху особенно сильное влияние аристотелизм оказал на араб. (аверроэс) и евр. (маймонид) философию; начиная с 18 в. он владел умами философов запада; распространению аристотелизма содействовали альберт великий и фома аквинский, конечно, внесшие в него – что было обусловлено влиянием христианства – существенные изменения. аристотелизм стал философской основой современной католич. неосхоластики. в эпоху возрождения попавшие в италию визант. ученые внесли в аристотелизм живую струю, противопоставив гуманизм схоластике; в германии схоластика как католич. (суарес), так и протестант. (меланхтон) толка основывалась на аристотелизме. см. также неотомизм.


Номинализм, русский
  1. (от лат. nomen имя, название) – философское воззрение, согласно которому всеобщие понятия, универсалии, не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только субъективные формы мысли. так, сторонники концептуализма утверждают, что универсалии являются самостоятельными мыслительными формами, а последователи крайнего номинализма считают их лишь языковыми обозначениями, именами (лат. nomina). для номинализма универсалии, т.е. всеобщие понятия, являются простыми словами, именами, которые служат знаками вещей и их свойств и вне мышления ничего, никакой объективной действительности выражать не могут. в сущности, номинализм воскрешает учения киников и стоиков, боровшихся против платоновского реализма понятий. само название «номиналист» («nominales») возникло в ранний период развития схоластики, в то время, когда иоганн росцеллш возродил древний номинализм. философия росцеллина, проникнутая номиналистическими идеями, в 1092 была осуждена церковным собором в суассоне. но настоящее философско-религиозное обоснование номиналистических идей было впервые дано уильямом оккамом, заимствовавшим их у дунса скота (правда, сам дуне скот не был номиналистом). в конце концов то направление номинализма, родоначальником которого был оккам, заняло ключевые позиции в философии и определило направление ее развития в 15 в. номинализм – предшественник эмпиризма. современные феноменология и онтология выступают с резкой критикой номинализма.

  2. , направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм - и. росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого "умеренного номинализма" - концептуализм; основан п. абеляром). возник в 11-12 вв., получил особое развитие в 14-15 вв. (у. оккам и его школа).


Концептуализм, русский
  1. (от лат. conceptus – мысль, представление) – направление в средневековой схоластич. философии. см. номинализм.

  2. , направление средневековой схоластической философии. см. номинализм, универсалии.


Универсум, русский
  1. (от лат. universum, summa rerum) – единая вселенная; «мир как целое».

  2. (лат . universum, summa rerum), философский термин, обозначающий мир как целое.

  3. Область, на которой определены значения предиката. из этой области берутся значения для означивания переменных, входящих в предикат. для многоместных предикатов у. есть декартово произведение областей определения для каждого из аргументов предиката.


Универсализм, русский
    – всесторонность, многосторонность, всеохватывающее знание; стремление к целостности, форма мышления, которая рассматривает универсум как целое и пытается из этого довлеющего над всем целого объяснить, понять и вывести единичное (платон, аристотель, фома аквинский, гегель). социологический универсализм, выступающий против индивидуализма, имеет место у адама мюллера и отмара шпанна.