Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Социальная стратификация

Общая лексика
    , социологическое понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоев; систему признаков социальной дифференциации; отрасль социологии. в теориях социальной стратификации на основе таких признаков как образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т. п., общество делится на "высшие", "средние" и "низшие" классы и страты. некоторые концепции социальной стратификации различных типов опираются на марксистскую теорию общественных классов.




Социальная апатия, русский
    Крайняя форма социальной пассивности, отвержение любых форм политического участия.


Социальная выплата, русский
    Основные социальные выплаты семьям, имеющим детей. предусмотрены следующие виды пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка.


Социальная география, русский
    , отрасль социально-экономической географии, изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей, прежде всего с точки зрения условий труда, быта, отдыха, воспроизводства жизни человека. связана с социологическими, демографическими, экономическими и др. исследованиями.


Социальная гигиена, русский
    , область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья населения.


Социальная деятельность, русский
    Диалектическое единство опосредованных информационно-управляющих и вещественно-энергетических процессов.


Социальная защита инвалидов, русский
    Система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограниченной жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.


Социальная инженерия, русский
    Направление, стремящееся создать конкретное социальное вмешательство в функционирование общества. помимо методического обеспечения исследовательской социологической деятельности создает средства непосредственного содействия преобразовательной социальной практике. это содействие осуществляется путем внедрения социальных технологий, специальных методов, методик, отдельных техник и приемов, повышающих эффективность каких-либо социальных процессов. результатами труда социального инженера, помимо новой информации, становятся управленческие решения, социальные проекты, программы, сплоченные социальные группы, управленческие команды руководителей и специалистов, изменение мотивации и т.п.


Социальная информация, русский
    Сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми в системе массовой коммуникации.


Социальная коммуникация, русский
    Обмен информацией между социальными субъектами: индивидами, индивидом и общностью, общностями, индивидом и институтом, общностью и институтом, социальными институтами.


Социальная медицина, русский
    Область медицины, рассматривающая здоровье и болезнь как функции группового проживания. см занимается здоровьем людей в связи с их поведением в социальных группах, и как таковая подразумевает лечение отдельного пациента как члена семьи или другой важной в повседневной жизни группы. также см занимается здоровьем этих групп как таковых, а с ними и здоровьем всего общества. отцом см был иоганн петер франк (1745–1821), который подробно описал дисциплину в труде system einer vollstndingen medicinischen polizey (1779). после того, как джон райль (1889–1950) сообщество 221 впервые был назначен профессором см в оксфордском университете, этот термин стал употребляться в объединенном королевстве применительно к кафедрам, имеющим дело с этой дисциплиной; в 70-х годах хх века более предпочтительным стал термином общественная медицина. в отчете ачесона (1988) выдвигались аргументы в защиту термина медицина общественного здоровья, который был принят преподавателями общественной медицины королевских колледжей объединенного королевства по подготовке врачей и многими британскими академическими кафедрами. частые изменения терминологии для данной области медицины контрастирует со стабильностью терминов в таких областях, как, например, анатомия и психиатрия, и раздражают тех, кто боится, что этот процесс может продолжаться и далее. см. также общественное здоровье.


Социальная мобилизация, русский

Социальная мобильность, русский
    , изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.


Социальная неделя, русский

Социальная недостаточность, русский
    Снижение способности выполнять социальную роль в результате нарушения или инвалидности, неадекватной подготовки к этой роли или других обстоятельств. применительно к детям термин, как правило, обозначает наличие нарушения или других обстоятельств, которые вмешались в нормальный рост и развитие, возможность учиться. см. также ммеждународная классификация нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, где дано определение воз.


Социальная ответственность, русский

Социальная педагогика, русский
    – направление в педагогике, идеал воспитания которого определяется социально-этическими мотивами, а осн. задачей является воспитание из детей граждан.


Социальная пенсия-, русский
    Регулярная денежная выплата нетрудоспособным гражданам, по каким-либо причинам не имеющим права на трудовую пенсию. возраст престарелых граждан, по достижении которого может быть назначена с.п., на 5 лет выше, чем для пенсионеров по старости: женщин - 60 лет, мужчин - 65 лет. с.п. устанавливается независимо от наличия трудового стажа. престарелым гражданам с.п. назначается в твердой сумме, равной 2/з минимального размера пенсии по старости. работающим пенсионерам с.п. выплачивается в полной сумме.


Социальная позиция, русский
    Устоявшаяся тенденция индивида реагировать определенным образом в определенных ситуациях, обусловленная множеством факторов ментального, эмоционального, поведенческого свойства.


Социальная политика, русский
  1. Деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, направленная на поддержание на 63 должном уровне трудовой мотивации населения, удовлетворения его интересов и потребностей, утверждение образа жизни, способствующего полноценному развитию личности и общества.

  2. Политика, направленная на решение социальных задач, например, таких как устранение бедности, образование и доступ к инфраструктуре. такая политика может концентрироваться на потребностях в социальной справедливости, включая перераспределение дохода и развитие инфраструктуры для бедных и в сельской местности. см. отраслевая политика.


Социальная помощь, русский
    Забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием.


Социальная психология, русский
  1. Отрасль науки психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей при их социальном взаимодействии.

  2. — отрасль науки психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей при их социальном взаимодействии.

  3. – пограничная между социологией и психологией область, исследующая переживания и основанные на них способы поведения индивида в социальных союзах, т.е. в сообществах, а также психологические характеристики социальных групп. задачей социальной психологии является исследование осн. психических актов, появляющихся в сообществе: побуждений, инстинктов, форм коммуникации, внушения, любви, дружбы, самоутверждения, воли к власти и т. п. (см. глубинная психология), а также исследование вопроса о влиянии окружающего мира на психику, о свойствах психики различных социальных групп – крестьян, рабочих и т. п. – и, наконец, вопроса о модах, обычаях и направлении их развития. представители новой социальной психологии, особенно в сша, пытаются превратить ее в главную дисциплину точной науки о человеческом обществе и стремятся поэтому выработать дескриптивно-экспериментальные методы, с помощью которых можно было бы исследовать социальные` установки и поведение (религиозные и политические верования, i моральные оценки и т. д.). амер. социальная психология, весьма схожая с амер. социологией, испытывает сильное влияние эволюционизма и по своей сути является универсалистской и прагматистской. социальные отношения рассматриваются как определяющие человека связи, как конституция и структура его сознания. поэтому в центре исследования стоят отношения людей (human relations), внимание к которым, а также их укрепление во всех областях (политике, воспитании, различных видах попечения и т. д.) считаются первостепенной задачей социальной психологии. др. важными областями исследования являются: примитивные культуры и их отношение к психике ребенка (cultural pattern), психическая жизнь и защита ее от причинения вреда (mental hygiene), группа как совокупность единства жизни и опыта.

  4. , отрасль психологии, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологические характеристики этих групп. как самостоятельная дисциплина возникла в нач. 20 в. (работы у. мак-дугалла и э. о. росса, 1908, сша).


Образование, русский
  1. Образование, воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс; образованность; выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование (формировка), организация, устройство. , воспитание

  2. 1. обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением.

  3. – духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. при этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. в образовании имеется всегда как форма`льная сторона, т.е. духовная деятельность или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от соответствующего данному времени материала), так и материальная, т.е. содержание образования. значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в кон. 18 в., особенно под влиянием гёте, песталоцци и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей. с этого времени данное понятие приобрело более широкое значение. обычно говорят об общем образовании, которое дается в школе, и о специальном образовании (напр., научном, музыкальном, техническом). специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное, гуманитарное, политическое и др.). образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное образование.

  4. , процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. основной путь получения образования - обучение и самообразование.


Психология, русский
  1. Наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

  2. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. область знаний о внутреннем – психическом – мире человека. термин в

  3. — наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

  4. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. область знаний о внутреннем – психическом – мире человека. термин возник в xvi в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. в строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог – человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.

  5. (от греч. psyche душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; учение о душе и душевном. исходным материалом для психологии, поскольку она пользуется методом самонаблюдения, служат факты т. н. внутреннего опыта – воспоминания, переживания, волевые побуждения и т. п.; поскольку же она использует методы науки о выражениях, таким материалом становятся формы выражения духовных переживании, напр. жесты, почерк, вообще действия любого вида. современная психология отличается от старой (которую завершает в. вундт) следующими принципами: 1) в сфере психического не целое возникает из отдельного (элементов), а отдельное из целого и, следовательно, теория ассоциации является бессодержательной; 2) душевное развитие продвигается не от специфического к всеобщему, а наоборот (см. понятие); 3) целое обладает собственными свойствами, которые не выявляются в его составных частях (см. гештальткачества, структурная психология); 4) возникновение психической целостности протекает не произвольно, а по законам гештальта (см. закон, прегнантности правило); 5) если психическое явление представляет собой часть целого, то оно имеет др. свойства, чем когда выступает обособленно (см. система отношений, поле). в то время как общая психология открывает и исследует закономерности душевной жизни (центральные проблемы: действительность, наличное, преднаходимое, проблема тела и души, сознание, восприятие, установка, представление, воспоминание, внимание), прикладная психология занимается проблемами душевного и духовного развития человека, вопросами воспитания и обучения (детская и юношеская психология), совместной жизни людей (социальная психология, психология масс), психологией правонарушения (криминалистическая психология), проблемами духовного действия бессознательного (психоанализ, психология личности, глубинная психология), духовных требований трудовой жизни (психология труда, тейлоризм, тесты), внутренней жизни животных (зоопсихология), вопросом о роли эротики в душевной жизни (сексуальная психология), устранением духовных и душевных нарушений (психопатология, психотерапия). кроме того, с точки зрения метода различают экспериментальную (см. экспериментальная психология), сравнительную, дифференциальную (см. дифференциальная психология) и описательную (см. описательная психология) психологии. вспомогательными науками по отношению к психологии являются прежде всего теория познания, психофизика, физиология, психиатрия, хирургия мозга. психология как наука развивалась исторически. первую психологию написал аристотель; он рассматривал душу как «первую энтелехию», т.е. как одушевленную основу (принцип) тела с тремя осн. способностями – питанием, ощущением и мышлением. и только благодаря прогрессу естественных наук в 16 в. аристотелевская психология, господствовавшая в течение всего средневековья, сменилась новой психологией, в центре которой стояло убеждение в том, что причинность закономерно определяет душевную жизнь. это механистическое понимание душевной жизни представляли гоббс и спиноза. в англ, ассоциативной психологии (гартли, юм – в 18 в., позже – дж. милль, дж.ст.милль, а.бэн, г.спенсер и др.) была сделана попытка представить душевную жизнь в качестве естественного и равным образом «механического» результата побуждений к представлению, подчиняющихся ассоциативным законам. гербарт пытался создать психологию, подобную естественным наукам, т.е. придать ей математическую оформленность всюду, где это только возможно. прогресс психологии чувств (и.мюллер, е.г.вебер, г.л.ф.гельмгольц и др.), обоснование психофизики в качестве точной теории об отношении души и тела (г.т.фехнер), результаты анатомии мозга в совокупности с физиологией, применение к психологии учения о развитии (ч.дарвин, г.спенсер и др.), обоснование научной зоопсихологии, детской психологии и психологии народов, объединение психологии с социологией и, наконец, создание экспериментальной психологии – все эти отдельные науки в 19 в. определяли психологическое исследование. наконец, с нач. 20 в. психология (благодаря новой психологии целостности) все больше и больше начала освобождаться от препятствий, которые она встречала в виде механистических и психологистических попыток ее интерпретации.

  6. (от психо ... и ...логия), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души (аристотель, "о душе" и др.). в 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. в сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). в 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. в русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция "двух психологий" - естественно-научной и культурно-исторической (см. понимающая психология). главные течения психологии 20 в. - гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в сша) гуманистическая психология, когнитивная психология. отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.


Социальной гигиены, русский
    , экономики и управления здравоохранением институт им. н. а. семашко, организован в 1944 в москве, современное название с 1988. изучение состояния здоровья населения и его групп, исследования форм и методов управления здравоохранением и др.


Социальная мобильность, русский
    , изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.