Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Реализм

  1. Термин, используемый в двух смыслах: в первом случае реализм противостоит номинализму в вопросе соотношения общего и единичного и допускает существование общего в виде «реалий»; в другом случае реализм противоположен инструментализму и феноменологизму и п

  2. (от. позднелат. realis – вещественный, действительный) – точка зрения реальности. реализм утверждает наличное бытие действительности, лежащей вне сознания. эта действительность может пониматься как материальная (напр., у левкиппа, лукреция, геккеля и в современном естествознании) или как идеальная (аристотель, католич. теология и современная диалектическая протестант, теология). теоретико-познавательный реализм, в противоположность идеализму, означает принятие мира вещей, существующего независимо от познающего субъекта. т. н. наивный реализм полагает, что этот мир вещей точно или приблизительно таков, каким мы его воспринимаем. в этом смысле в. вундт называет реализмом именно то мировоззрение, которое пытается оправдать различные (материальные и идеальные) составные части, на которые, как оказывается, мир расчленяется уже для донаучного мышления и которое пытается сохранить значение, соответствующее влиянию каждой из этих частей на действительность. трансцендентальный реализм кантианского толка объявляет наш пространственный и временной мир явлений действительностью, существующей независимо от нашей чувственности. сторонники критического реализма (а. риль, о. кюльпе, ф. брентано, а. мейнонг) придерживаются того взгляда, что наше мышление обладает познавательными средствами, настолько способными к приспособлению, что постепенно мы можем достигать все более глубокого, более совершенного и правильного познания реального. католич. философия, т.е. неосхоластика, под реализмом понимает утверждение о реальности всеобщих понятий (см. спор об универсалиях); противоположность – номинализм. современная философия по преимуществу реалистична. важнейшие направления современного реализма: исторический материализм, неореализм, неотомизм и новая онтология, содержанием которой является метафизический реализм. в центре анализа стоит вопрос о том, каким образом нам дана реальность и до каких пределов она может быть познана. важнейший вклад в современный реализм вносят феноменология и экзистенциализм.

  3. (от ср .-век. лат. realis - вещественный, действительный), в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма 20 в.). средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. см. номинализм и концептуализм. реализм научный - направление в современной западной философии науки, признающее существование объективной реальности и возможность ее истинного познания в ходе исторической эволюции научных теорий. основные представители - х. патнэм, у. селларс, м. хессе, а. масгрейв, г. харре.


Realismus, немецкий

Реальность, русский
  1. Некое действительно существующее явление; то, что есть в действительности; сама действительность.

  2. (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – вещественность, онтологическое бытие-в-себе, т.е. в-себе-6ытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи (см. онтология). в отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают. реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени (см. необходимость), что существует и является преходящим. реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве. проблема скорее заключается в том, каким образом дана нам реальность, как мы понимаем ее. проблема эта может быть рассмотрена с различных сторон.

  3. (от позднелат . realis - действительный), существующее в действительности; различают объективную реальность, т. е. материю, и субъективную реальность, т. е. явления сознания.


Действительность, русский
  1. , объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятие действительности употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости.

  2. – в метафизическом смысле бытие того сущего (см. сущее), к которому приложим предикат «действительный», т.е. действительное бытие сущего. в нем. языке термин «действительность» (wirklichkeit) как перевод лат. слова «actualitas» («действенность») был введен мейстером экхартом. в нем. языке в понятии «действительность» содержится, следовательно, важный компонент действия, в то время как в древнегреч. и лат. действительность идентична с истинностью, а во франц. и англ. – с реальностью. в нем. языке истинность отличается от действительности тем, что она связана с очевидностью (но не с действием), а реальность от действительности – тем, что в ней содержится также и возможное. в философской терминологии действительность противопоставляется как чисто кажущемуся, мнимому, так и просто возможному. если при этом хотят подчеркнуть противоположность ее кажимости, то употребляют также слово «реальность», если же противоположность возможности, то употребляют также и понятие «наличное бытие», «существование». в неотомизме понятия «действительность» и «возможность» применяются наряду с понятиями «акт» и «потенция». о понимании действительности кантом см. постулат. современная психология в первую очередь различает макрокосмическую и микрокосмическую действительность (см. макрокосмос, микрокосмос). переживаться может только микрокосмическая действительность (см. трансцендентное по отношению к переживанию)., макрокосмическая же действительность, минуя раздражители, обнаруживает свое наличие и свои свойства через явления. макрокосмическая действительность равнозначна физической (действительность в первом смысле), исследование которой составляет задачу физики. но физика также имеет дело не с самой макрокосмической действительностью, а только с ее проявлениями (см. видимость). микрокосмическая действительность равнозначна окружающему миру, с которым мы сталкиваемся ежедневно. в ней различают преднаходимое и представление. собственно, действительно только встречаемое (действительность во втором смысле), оно является просто действительностью переживания, «наглядно-данным» нашего восприятия, и занимает в сфере сущего то же место, что и действительность в первом смысле. по сравнению с теориями старой психологии следует заметить: имеются только наблюдающий субъект (он называется я) и наблюдаемый мир, который является непосредственно созерцаемым. но сам этот мир в свою очередь не наблюдает физический мир (или раздражения), а находится к нему в отношении зависимости, описываемом как чисто вещное. на основе этого отношения он воспринимается субъектом как указание на этот физический мир. при этом наблюдатель расценивает определенные признаки наглядного мира как указания на определенные свойства физически действительного, и он может ошибиться в их выборе и объяснении. припоминаемое образует действительность в третьем смысле; она не занимает такое же положение, что и действительность во втором смысле, но все же относится к действительности, ибо воздействует на наше духовно-душевное я. подчас она действует значительно сильнее, чем могли бы это делать телесные вещи и лица, с которыми мы сталкиваемся. действительность в третьем смысле, и только она, обладает интенциональностью (см. интенция). как правило, она указывает на действительность во втором смысле, но и при теоретико-научной установке я может указывать также и на действительность в первом смысле. соответствующее переживанию отношение между действительностью в третьем и втором смысле часто составляет в теории познания основу для гипотез об отношении действительности во втором и первом смысле. существует, однако, большая опасность смешения и подмены этих двух сходных между собой отношений (см. внешний мир, психофизический уровень). различие между нечто и ничто (в обычном словоупотреблении между полным и пустым, присутствующим и отсутствующим и т. д.) может не совпадать с различием между действительным и недействительным; стакан без воды выглядит «пустым», но полный воды аквариум без рыбы является также «пустым». действительность в третьем смысле в свою очередь может иметь различную степень действительности: событие, которого мы боимся, всегда становится тем действительнее, чем ближе оно подступает к нам. кроме того, наши органы чувств передают нам сведения о действительности (во втором смысле) также с различной интенсивностью, не говоря уже об индивидуально различной остроте чувств. самой малой интенсивностью обладает обоняние, затем идут вкусовые ощущения, слух, зрение и, наконец, осязание. предмет, которого мы касаемся кончиком пальца или даже охватили рукой, вселяет в нас только ему присущим способом уверенность в то, что мы имеем дело с чем-то реальным. с чувством осязания связано коренящееся в недрах бессознательного знание о том, что в тот самый момент, когда мы касаемся нашей, данной нам наглядно рукой также данного нам наглядно предмета (оба – действительность во втором смысле), в сфере макрокосмического (действительность в первом смысле) также происходит соприкосновение.

  3. Validity

  4. Объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественноисторических явлений


Realismus [i, m], латинский

Nuda rerum imitatio [onis, f], латинский



Используемый, русский

Существование, русский
  1. Существование , бытие, жизнь , вести жалкое существование, влачить жалкое существование, кончить земное существование, отравлять существование

  2. – см. экзистенция.

  3. ,1) в истории философии - понятие, обозначавшее наличное бытие вещи, которое, в отличие от сущности, постигается не мышлением, но опытом.2) центральная категория экзистенциализма.


Вещественный, русский
    Вещественный , настоящий


Действительный, русский
  1. Действительный , настоящий

  2. Valid


Аристотель, русский
  1. Известнейший древнегреческий философ, разработав-ший в своих книгах «риторика» и «поэтика» основные понятия грамматики, такие, как предложение, часть речи

  2. (384-322 гг. до н.э.) - один из наиболее известных древнегреческих мыслителей, философ и ученый, энциклопедист, основатель перипатетической школы. ученик и критик платона.

  3. (384-322 до н . э.), древнегреческий философ. учился у платона в афинах; в 335 основал ликей, или перипатетическую школу. воспитатель александра македонского. сочинения аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. основоположник формальной логики. создатель силлогистики. "первая философия" (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении (см. акт и потенция), форме и материи, действующей причине и цели (см. энтелехия). колебался между материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) - внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. источник движения и изменчивого бытия - вечный и неподвижный "ум", нус (перводвигатель). ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. "ум", разум, отличает человека от животного. центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия). человек - существо общественное. наилучшие формы государства - монархия, аристократия, "политика" (умеренная демократия), наихудшие - тирания, олигархия, охлократия. суть искусства - подражание (мимесис), цель трагедии - "очищение" духа (катарсис). основные сочинения: логический свод "органон" ("категории", "об истолковании", "аналитики" 1-я и 2-я, "топика"), "метафизика", "физика", "о возникновении животных", "о душе", "этика", "политика", "риторика", "поэтика". см. аристотелизм.


Протестант, русский

Познавательный, русский

Противоположность, русский
  1. Противоположность , в противоположность

  2. – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. контрадикция; см. также противоречие), контрарные или полярные (см. контрарный, антитезис).


Независимо, русский
    Независимо , беспричинно, единовластно


Приблизительно, русский
  1. Приблизительно, почти, около, гадательно, на глаз, на глазомер, предположительно, примерно. лет этак через двадцать. в конце этак марта месяца. прот. точно. ср. почти. , почти

  2. Приблизительно, более или менее, до некоторой степени, практически, в той или иной степени. один из часто употребляемых в юридических и финансовых текстах латинских терминов. может использоваться в сокращении cir. circa 2000 - приблизительно в 2000 году.


Мировоззрение, русский
  1. Мировоззрение , воззрение, мнение

  2. Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельнос

  3. Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. в качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.

  4. – совокупность результатов метафизического мышления и исследований, причем метафизика понимается как наука, которая объединяет в единое целое формы познания мира: во-первых, различные «естественные» виды мировоззрения, связываемые по традиции с эпохой, народом, расой и т. п., во-вторых, философию, стремящуюся к априорному знанию (т.е. знанию, не зависящему от количества индуктивных исследований) во всех областях, и,- в-третьих, результаты конкретных наук. «мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (г. мейер); см. также картина мира. согласно м. шелеру, мировоззрение – «управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо от того, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще».

  5. (миросозерцание) , система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. на основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. носитель мировоззрения - личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.

  6. Система обобщения взглядов на объективный мир и место человека в нем.


Материальные, русский
    Устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (фз «об экологической экспертизе»).


Оказывается, русский

Realismus, немецкий

Realisierung, verwirklichung, немецкий