Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Испанская философия

Глоссарий по философии
    – за время своего 2000-летнего существования претерпела разнообразные изменения. стоик сенека является первым представителем исп. философии. к концу периода античности ее представляет отец церкви исидор из севильи (560-636). затем наступает 500-летнее господство мусульманской философии и еврейской философии. только во времена средней и поздней схоластики исп. философия возрождается вновь. в числе других ее представляют доминик гундисальвус (12 в.) и раймунд луллий; наиболее значительным периодом в истории исп. философии был 16 в., когда католич. философия организовала контрреформацию в испании и вне ее, особенно с помощью ордена иезуитов, и прежде всего лойолы и суареса. благодаря шопенгауэру стал известен иезуит грасиан. только в 19 в. происходит заметное обновление в развитии философии, особенно благодаря «краузианству» исп. сторонника философии краузе сансу дель рио (1814 – 1869), против которого выступили, однако, такие ортодоксальные католич. мыслители, как бальмес (1810 – 1848) и донозо кортес (1809-1853). и только в новейшее время включается испания со своими собственными идеями в философию остальной европы, особенно благодаря мигелю де унамуно и хосе ортега-и-гасету. на традиции исп. философии, идущие еще от сенеки, обращал внимание менендес-и-пелайо (1856 -1912).




Испанская песета, русский

Испанская социалистическая рабочая партия (исрп), русский
    , основана в 1879. в 1936-39 входила в народный фронт. в 1939 - феврале 1977 на нелегальном положении. входит в социалистический интернационал. с 1982 правящая. генеральный секретарь - ф. гонсалес.


Испанская фаланга, русский
    , правая партия в испании. основана в 1933. в 1937 при ф. франко объединилась с другими группами под названием "испанская фаланга традиционалистов и хунт национал-синдикалистского наступления". со 2-й пол. 50-х гг. закрепилось название "национальное движение". в апреле 1977 распущена.


Испански, русский

Испанский, русский

Испанский язык, русский
    , язык испанцев (официальный язык испании), а также населения латинской америки (официальный язык 19 стран, в т. ч. в перу наряду с кечуа, в боливии наряду с кечуа и аймара, в пуэрто-рико наряду с английским). распространен на юго-западе сша, а также в бывших колониях и зонах испанского протектората в африке (официальный язык экваториальной гвинеи), один из двух официальных языков республики филиппины. относится к романской группе индоевропейской семьи языков. официальный и рабочий язык оон. число говорящих 320 млн. человек (1990). письменность на основе латинского алфавита.


Испанский; исповедник, русский

Испанское наследство, русский
    , война за испанское наследство (1701-14), началась после смерти последнего испанского габсбурга (1700). франция возвела на испанский престол филиппа бурбона (внука людовика xiv). против франко-испанской коалиции выступила коалиция великобритании, голландии, австрии (император "священной римской империи"), пруссии и др. (крупные победы этой коалиции - при гохштедте, 1704, мальплаке, 1709, крупная победа противников - при денене, 1712). война закончилась подписанием утрехтского (1713) и раштаттского (1714) миров. филиппу бурбону была оставлена испания с ее заморскими колониями (при условии отказа его наследников от прав на французский престол). австрийские габсбурги получили испанские владения в нидерландах и в италии; великобритания - гибралтар и маон (на о. менорка), право асьенто - от испании, ряд владений в сев. америке - от франции. усиление английского морского и колониального могущества было главным результатом войны.испанское наследство, война за испанское наследство 1701-14 между францией и австрийскими габсбургами за гегемонию в европе.начало войны в войне участвовали две коалиции. одну из них возглавляла франция, на стороне которой выступили испания, бавария, кельнское курфюршество, савойя (перешедшая вскоре на сторону противника), парма и мантуя. в другую коалицию во главе с австрией, англией и голландией вошли также дания, португалия, пруссия и другие германские государства. война началась в связи со смертью последнего габсбурга, находящегося на испанском престоле - карла ii, у которого не было прямого наследника. в родстве с карлом ii состояли французский король людовик xiv и император "священной римской империи" австрийский эрцгерцог леопольд i габсбург. испании в то время принадлежали большая часть италии и южные нидерланды в европе, территории в южной, центральной и северной америке, африке, а также канарские, антильские, филиппинские и другие острова. выбор нового испанского короля в значительной степени определял расстановку сил в европе. поэтому борьба коалиций за право возвести свою кандидатуру на испанский престол получила название войны за испанское наследство.ход военных действий в ноябре 1700 после смерти карла ii людовик хiv провозгласил королем испании своего внука филиппа v, герцога анжуйского. европейские государства решительно воспротивились действиям людовика хiv, направленным на объединение франции и испании под одной короной. 7 сентября 1701 англия, голландия и австрия заключили "большой альянс" - военный союз против франции. англо-голландские войска возглавил герцог мальборо, войска "священной римской империи" - принц евгений савойский. военные действия велись одновременно в испанских нидерландах (современная бельгия), испании, италии, рейнской области, в колониях и на морях.боевые действия начались в июне 1701 вторжением австрийских войск (20 тыс. человек пехоты и 12 тыс. кавалерии) во главе с евгением савойским в северную италию. благодаря смелому маневру австрийские войска вышли в тыл французов у вероны, но затем активность спала, и успех закрепить не удалось. 50-тысячная французская армия потеснила австрийцев.поражения французов в 1703 в связи с началом освободительного движения ференца ii ракоци в венгрии против габсбургов часть имперских войск была отозвана для его подавления. англо-австрийская коалиция стремилась вывести из войны союзника франции - баварию. крупное сражение произошло 13 августа 1704 у гохштедта (см. гохштедтское сражение). соединенные армии австрийцев и англичан численностью в 60 тыс. человек разгромили франко-баварские войска (56 тыс. человек), переломив ход войны. потери франко-баварских войск составили 28 тыс. человек, а англо-австрийской армии - 12,5 тыс. человек.имперская армия под предводительством эрцгерцога карла начала предпринимать попытки вторгнуться в испанию, но только в мае 1704 англо-австрийским войскам удалось вступить на ее территорию. 4 августа 1704 английский флот захватил крепость гибралтар, являющуюся ключом к средиземному морю. армии "большого альянса" заняли ряд испанских провинций и в июне 1706 вошли в мадрид.в италии крупнейшее сражение произошло 7 сентября 1706 под турином. 60 тыс. французов, осадившие город, не смогли взять его приступом, австрийская армия численностью в 36 тыс. человек сумела прорвать осаду города и нанести противнику поражение. сражение показало неэффективность равномерного, линейного боевого порядка французов против сосредоточенного удара австрийских войск. потеряв в сражении 40 тыс. человек, французы вынуждены были оставить италию.в испанских нидерландах активные действия вела армия мальборо. в битве при рамини 23 мая 1706 англичане разбили 80-тысячную армию французов, потери которых составили 20 тыс. человек.в июле 1707 австро-английские войска осадили тулон. французская армия была измотана боями, страна истощена, казна пуста. людовик хiv запросил мира. но в связи с тем, что требования победителей оказались неприемлемыми для франции (отказ от испанских нидерландов, милана, французских владений в вест-индии и в южной америке, согласие на возведение на испанский престол карла габсбурга), людовик хiv отказался их выполнить и возобновил военные действия.окончание войны. мирные договоры после поражения при мальплаке 11 сентября 1709 положение франции казалось безнадежным. но к этому времени антифранцузская коалиция стала распадаться. одна из причин - изменение политического курса англии под влиянием успехов россии в северной войне 1700-21. в 1710 в англии к власти пришли тори, ставившие целью сближение с францией и борьбу с россией. кроме того, в лондоне стало известно о переговорах между петром i, людовиком хiv и королем испании филиппом v о заключении союзного договора. в этих условиях англия прекратила военные действия, ее примеру последовали голландия, пруссия, савойя, португалия.оставшись в одиночестве, австрия пыталась продолжить борьбу, но в июле 1712 в районе денена (город на севере франции) французская армия маршала к. виллара нанесла поражение превосходящей по численности войск имперской армии евгения савойского. 24 июля виллар 8 пехотными колоннами, имея в резерве кавалерию, атаковал денен и овладел им. в сражении погибло две трети 12-тысячного гарнизона денена, потери же французских войск составили 2 тыс. человек. падение денена поставило евгения савойского в безвыходное положение: его войска начали отступление из испанских нидерландов. победа виллара заставила габсбургов прекратить войну.в 1713 был заключен утрехтский мир между францией и испанией с одной стороны, и англией, голландией, пруссией, савойей и португалией - с другой, а в 1714 в раштатте - мирный договор между францией и "священной римской империей". в результате филипп v был признан королем испании и ее колоний при условии отказа его наследников от прав на французский престол. значительные выгоды от войны получила англия: к ней отошли крепость гибралтар, остров менорка в средиземном море, французские владения в северной америке (земли вокруг гудзонова залива, остров ньюфаундленд), кроме того, право асьенто от испании. голландия получила право держать военные гарнизоны в крепостях намюр, турн, ипр и других. к австрии были присоединены испанские нидерланды, южная часть италии, сардиния, часть тосканы, милан и мантуя, возвращены территории на рейне. сицилия отошла к савойе. франция в результате войны лишилась прежнего могущества и влияния в европе. стратегия обеих сторон отличалась нерешительностью, отсутствием единого плана войны и единого командования коалиционными войсками. основным способом стратегических действий были марши и контрмарши, оборона и осада крепостей; полевые сражения проводились редко. общее число убитых и раненых в войне составило около 600 тыс. человек. усиление английского морского и колониального могущества стало главным результатом войны за испанское наследство.литература:дельбрюк г. история военного искусства. м., 1938. т. 4.история дипломатии. м., 1959. т. 1. с. 319-323.урланис б. у. войны и народонаселение европы. м., 1960. с. 51-65.kamen h. the war of succession in spain, 1700-1715. london, 1969.roosen u. y. the age of louis xiv: the rise of modern diplomacy. cambridge (mass.), 1976.а. и. саплин


Философии институт ран (ифан), русский
    , организован в москве в 1929 в результате преобразования философской секции коммунистической академии. с 1936 в системе ан.


Философия, русский
  1. Мoвпаланбур

  2. (от греч. phileo люблю, sophia – мудрость) – любовь к истине. в этом смысле слово «философия» употреблялось впервые в сократической школе. слово «philosophos» впервые встречается у гераклита, обозначая исследователя природы вещей. вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. то от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. на философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. то, что выступает под названием «философия», в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет всеобщезначимых результатов – того, что можно познать и чем благодаря этому можно обладать. в-то время как науки получили в своих областях определенные обязательные и общепризнанные знания, философия не достигла ничего, несмотря на тысячелетние усилия. нельзя отрицать того, что в философии нет единодушия, присущего сфере окончательно познанного. то, что с необходимостью признается каждым человеком, становится в силу этого научным познанием и уже не является философией, а относится к особой области знания. в противоположность . наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. конечно, мы ушли дальше, чем древнегреч. врач гиппократ. но едва ли мы можем сказать, что мы ушли дальше платона. мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. в самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему. достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, т.е. одинаковой `для всякого человека, это – убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. в то время как научное познание направляется на отдельные предметы, знать о которых совершенно не обязательно для каждого, в философии речь идет о целостности бытия, которая присуща человеку как таковому, – об истине. там, где вспыхивает свет этой истины, она схватывается глубже, чем всяким научным познанием. правда, развитая философия связана с науками, она делает своей предпосылкой то наиболее высокое состояние, которое достигнуто науками в соответствующую эпоху. но смысл философии имеет совершенно др. происхождение. «там, где пробуждается человек, прежде др. наук выступает философия» (к. jaspers. einfьhrung in die philosophie, 1950). для философских вопросов характерна радикальность: исследуется не та или иная причинная связь, а смысл, который может быть присущ всему целому; т. к. для философствующего человека решающее есть чувственно данное, то всякое философствование является «экзистенциальным». согласно платону, философия – познание сущего, или вечного, непреходящего; по аристотелю, философия – исследование причин и принципов вещей. стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности, эпикурейцы – как путь для достижения счастья посредством разума. в эпоху христ. средневековья философия, в противоположность теологии (божественной мудрости), становится мирской мудростью, органом которой является естественный свет разума, в то время как органом теологии является сверхъественный свет, откровение. фрэнсис бэкон и декарт понимают под философией целостную, единую науку, облеченную в понятийную форму. христиан вольф называет философию наукой о всех возможных вещах – как и почему они возможны. кант отличает философию в ее школьном понимании – как систему всех философских знаний – от философии, рассматриваемой с точки зрения понимания ею мира, как науку об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума. фихте считает: то, что схватил наш дух, создал вокруг себя и внес в высший порядок вещей, и есть имеющаяся в нас философия; в нас должен существовать философ, наша целостная сущность; все наше духовное образование и образование сердца должно само быть философией. шеллинг ставит условие: призванным к философии является не тот, чей дух еще совершенно подобен tabula rasa, а тот, кто благодаря опыту познал всю широту и глубину того, что подлежит пониманию. гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя. согласно шопенгауэру, перед философией стоит задача повторить всю сущность мира в понятиях – в абстрактной, всеобщей и отчетливой форме. гёте признает себя философом, поскольку философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое, спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое. согласно н. гартману, философия является мировым сознанием, в котором человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мир и самого себя. философия как система обычно делится на теорию познания, метафизику (онтологию, космологию, философскую антропологию, философию существования, теологию), логику (логистику, математику), этику, философию права, эстетику и философию искусства, натурфилософию, философию истории и культуры, социальную и экономическую философию, религиозную философию, психологию. история философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением. философы всех времен и народов занимаются одними и теми же проблемами, во всех философиях есть теория познания, метафизика, этика и т. д. попытки разрешения этих проблем могут быть объединены в три большие историко-философские области: европейская философия, индийская философия и китайская философия. эти области делятся на историю философии отдельных народов (греч., нем., франц., англ., иудейскую и пр.), которые тем не менее связаны друг с другом через выдающиеся философские системы, направления, течения, школы и проч., и историю этих направлений, течений и т. д. (теория познания, метафизика, этика и т. д., патристика, схоластика, просвещение и т. п., реализм, идеализм, материализм и т. д.).

  3. (от фил ... и греч. sophia - мудрость), форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. в решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др. исторические формы философии: философские учения др. индии, китая, египта; древнегреческая, античная философия - классическая форма философии (парменид, гераклит, сократ, демокрит, эпикур, платон, аристотель); средневековая философия - патристика и выросшая из нее схоластика; философия эпохи возрождения (г. галилей, б. телезио, н. кузанский, дж. бруно); философия нового времени (ф. бэкон, р. декарт, т. гоббс, б. спиноза, дж. локк, дж. беркли, д. юм, г. лейбниц); французский материализм 18 в. (ж. ламетри, д. дидро, к. гельвецкий, п. гольбах); немецкая классическая философия (и. кант, и. г. фихте, ф. в. шеллинг, г. в. ф. гегель); философия марксизма (к. маркс, ф. энгельс, в. и. ленин); русская религиозная философия 19-20 вв. (в. с. соловьев, с. н. булгаков, с. л. фрак, п. а. флоренский, н. а. бердяев, л. шестов, в. в. розанов); философия русского космизма (н. ф. федоров, к. э. циолковский, в. и. вернадский); основные направления философии 20 в. - неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, аналитическая философия, философская антропология, структурализм, философская герменевтика. основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.

  4. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, об общих законах развития природы, человека и общества. философия вырабаты- вает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем челове- ка; она исследует познавательное, ценностное, социально- политическое, нравственное и эстетическое отношение челове- ка к миру. будучи детерминирована социальной действительно- стью, философия оказывает активное воздействие на обществен- ные отношения, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. философия – одна из девяти форм общественного сознания. [127].


Философия, русский

Философия веры, русский
    – см. философия чувства.


Философия жизни, русский
  1. – в широком смысле слова всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни, особенно если она оставляет в стороне теоретическое знание, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания. философия жизни стремится «понять жизнь из нее самой»; она стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта; она защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание – от понятия, «творческое» – от «механического». к сторонникам философии жизни причисляют многих досократиков (особенно эмпедокла) и стоиков, а также нем. натурфилософов послереформаторского периода, начиная с парацельса (особенно ван-гельмонта-старшего), представителей иррационализма 18 в. (особенно гаманна, гердера и гёте), нем. идеализма (особенно шеллинга), романтизма и биологизма. основателем современной, подчеркнуто антирационалистической философии жизни считается шопенгауэр и в еще большей степени ницше. в нач. 20 в. философия жизни в лице бергсона, зиммеля, дилътея, кейэерлинга и клагеса достигла вершины своего развития. в настоящее время философия жизни имеет только историко-философское значение, являясь предшественницей экзистенциализма – философии существования. переоценивая биологический момент, смешивая психическое и духовное, она неспособна понять объективное положение вещей. «философами жизни» называют иногда также моралистов.

  2. , философское течение кон. 19 - нач. 20 вв., исходящее из понятия "жизни" как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. в различных вариантах этого течения "жизнь" истолковывается как естественноорганическое начало в противоположность механически-рассудочному (ф. ницше, л. клагес, т. лессинг, л. фробениус и др.), как космическая сила, создающая новые формы ("жизненный порыв" а. бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (в. дильтей, г. зиммель), которая противопоставляется механической "цивилизации" (о. шпенглер). оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др.


Философия и операционный стиль руководства, русский

Философия истории, русский
  1. (выражение «философия истории» ввел вольтер, фактически же оно восходит к античности) – философское истолкование и оценка истории, т.е. по большей части результатов исторического исследования и изложения истории. важнейшими системами философии истории являются следующие: теологическая философия истории считает движущей силой истории решение бога; метафизическая философия истории – трансцендентальную закономерность или судьбу; идеалистическая философия истории – идеи, духовно-научную или духовно-душевную жизнь человека; натуралистическая философия истории – природу человека как обладающего побуждениями, страстями и его среду; материалистически-экономическая философия истории – экономические отношения. в зависимости от того, как определяется роль человека в истории, существует индивидуалистическая и коллективистская философия истории. с др. стороны, им противостоит фаталистическая (детерминистская) и активистическая (индетерминистская) философия истории. др. важные проблемы философии истории: сущность и границы исторического познания, образование понятий исторической науки, т. н. исторический закон, т. н. смысл истории – все эти проблемы сводятся к вопросу о том, связан ли необходимым образом «прогресс» с ходом истории и какие ступени при этом должны быть пройдены. исторически философия истории начинается в античности исследованиями геродота и фукидида о силе исторического движения, далее идет через полибия к целостному пониманию посидония и нравственно-политическому – плутарха. августин создал философию истории божественного государства, нашедшего свое земное выражение в христ. церкви, и его философия истории оказала решающее влияние на последующее тысячелетие. только в 18 в. философия истории принципиально вышла за пределы августиновского учения, на котором она основывалась в течение столетий; правда, она стала психологизирующей, желающей видеть в истории осуществление законов индивидуальной душевной жизни. нем. идеализм с его предшественниками, начиная с лейбница, считает господствующими в истории метафизические силы и идеи, а человека рассматривает как вплетенного в эмпирические и трансцендентальные события истории; гегель прямо-таки всю действительность считает историей, в которой господствует мировой разум. философия истории 19 и нач. 20 в. примыкает к философии истории 18 в., большей частью полемизируя с естественно-научной точкой зрения и часто развивая весьма абстрактную логику и теорию познания истории, нередко также склоняясь к историзму, или, как артур шопенгауэр, якоб буркхардт и освальд шпенглер, к пессимизму, или, как арнольд тойнби, к умеренному оптимизму, или, как марксизм, к принципиальному оптимизму, опирающемуся на диалектику мировых событий. все большее значение приобретает теологическая философия истории верующих. на последний вопрос, стоящий перед философией истории, – имеет ли смысл человеческая история – в настоящее время отвечают в общем отрицательно (за исключением христ. философии истории). см. также ожидание гибели. выдающиеся представители философии истории: вико («основания новой науки», 1940), монтескье («о духе законов», 1809), лессинг («мысли о воспитании рода человеческого»), гердер («идеи о философии истории человечества», 1959), кант («ideen zu einer allgemeinen geschichte in weltbьrgerlichen absicht», 1784), фихте («die grundzьge des gegenwдrtigen zeitalters», 1800), новалис («die christenheit oder europa», в «fragmente», 1802), гегель («лекции по философии истории», 1935), маркс и энгельс («манифест коммунистической партии», 1848), буркхардт («weltgeschichtliche betrachtung», 1905), дильтей («einleitung in die geisteswissenschaften», 1928), шпенглер («закат европы», 1923), теодор лессинг («geschichtsphilosophie als sinngebung des sinnlosen», 1927; «europa und asien», 1930).

  2. , раздел философии, занимающийся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием. представители философии истории (термин ввел вольтер) объявляли движущей силой истории божественное предопределение (августин), божественный разум (и. г. гердер), абсолютный дух (гегель), неизменную природу человека и его естественные условия (просветители, л. фейербах). в философии истории нового времени выдвигаются концепции исторического круговорота (о. шпенглер, а. тойнби, п. а. сорокин), христианской концепции смысла истории (н. а. бердяев, ж. маритен, р. бультман, р. нибур).


Философия морали, русский
    Наука, в частности в католич. теологии, – то же, что и этика.


Философия открытых систем, русский

Философия политическая, русский
    Одна из наук о политике, изучающая взаимоотношения между личностью, обществом государственной властью, выявляющая смысл политических явлений и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики.


Философия права, русский
    – философско-понятийное осмысление сущности права, его возникновения, связи с др. явлениями объективного духа, осмысления соизмеримости сформулированных и кодифицированных правовых положений с лежащими в их основе идеями и нравственными целями. в частности, философия права рассматривает право с логической, гносеологической, психологической, социологической и этической точек зрения. различные по содержанию направления философии права объясняются различиями в мировоззрении, лежащем в их основе, и в том историческом состоянии права, с которым связано его философское осмысление. до настоящего времени важнейшими направлениями философии права были: естественное право, историческая правовая школа (савиньи), неокантианское направление (р. штаммлер).


Философия природы, русский
    – см. натурфилософия.


Существования, русский
    Пищи, воды, воздуха, тепла, света и др


Господство, русский
  1. Господство, владычество, власть, верховенство, главенство, начальство, предводительство, первенство, превосходство, преобладание, гегемония, управление; обладание. , власть, главенство, первенство

  2. Понятие, характеризующее осуществление власти, которое принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата.

  3. – распоряжение человеческими действиями; понятие социологии: везде, где гарантируется защита, возникает господство над защищаемыми, напр. господство отца над ребенком (аналогично – господство церкви над совестью государства, над гражданами и т. д.). чтобы иметь возможность защищать, нужна сила. всякое отношение господства является одновременно (хотя и не без исключения) отношением силы. макс вебер говорит: «господство означает возможность заставить лиц, которым приказывают, повиноваться приказу» («wirtschaft und gesellschaft», 1921).


Обновление, русский

Исследование цветов и тонов, русский
    – область психологии, исследующая синестезию цветов и тонов, слышание цветов.


Искусства философия, русский
    – отрасль философии, которая исследует сущность и смысл искусства на основе науки об искусстве, литературе, музыке, учитывая при этом функции искусства внутри культуры и всей сферы ценностей. философия искусства распадается на две осн. области: 1) объяснение видов искусства и методов художественного изображения и действия; 2) изучение отношений искусства к этике, религии, метафизике и мировоззрению.