Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Милль

Глоссарий по философии
  1. (mill) джеймс (род. 6 апр. 1773, нортуотер бридж – ум. 23 июня1836, кенсингтон) – англ, историк и психолог. разрабатывал законы ассоциации и в центр своей психологической теории в качестве основополагающего понятия поставил чувство. осн. произв.: «history of british india», 6 vol., 1818-1819; «analysis of the phenomena of the human mind», 1829.

  2. (mill) джон стюарт (род. 20 мая 1806, лондон – ум. 8 мая 1873, авиньон) – англ, философ, психолог, социолог и экономист; сын джеймса милля. особенно известен своей системой индуктивной и дедуктивной логики («system of logik, ratiocinative and induktive», 1843 – рус. пер. «система логики силлогической и индуктивной», 1914); продолжал традиции классического эмпиризма англ, философии, развив его в позитивизм (в противоположность религиозно-недогматическому позитивизму конта). милль наряду с контом и ардиго – наиболее значительный позитивист 19 в. согласно учению милля, основу всей философии составляет психология, которая устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и представление о переходах или будущих возможных ощущениях. понятия – это просто (языковые) названия (терминологические). милль отвергает силлогизм аристотеля. внешний мир в этом смысле – постоянная возможность сходных ощущений. единственным источником познания является опыт, единственно допустимым приемом познания – индукция; она же лежит в основе умозаключений логики и аксиом математики; она должна устанавливать не причины, а только законы явлений. милль различает науки о природе (историческую науку он также стремится отнести к «наукам о природе») и науки о духе (moral sciences) – психология, «этология», наука об обществе – и дает первую обстоятельную теорию экспериментальной науки о природе и описательного метода. задачей этики, по миллю, является моральное преобразование общества в смысле удовлетворительного компромисса между индивидом и обществом. моральные ценности не являются врожденными, интуитивными (или априорными), неизменными, напротив, они эмпиричны и изменчивы. для милля («utilitarianism», 1864) высшей целью нравственного поведения является, как и по бентаму, содействие возможно большему счастью всех (см. эвдемонизм, утилитаризм). исходя из этических принципов, милль религиозно воспринимает высшую, божественную сущность, но космические события, по миллю, затрудняют веру во всемогущество этого бога. милль высказал определенную точку зрения также и в отношении многих др. проблем: парламентаризма (в 1866 – 1868 он был депутатом палаты общин), экономической и колониальной политики (сначала он был служащим ост-индской компании), по ирл. вопросу, по женскому вопросу. его произв.: «examination of sir w. hamilton`s philosophy», 1865. (рус. пер. «обзор философии сэра вильяма гамильтона», 1869; резкие нападки на рационализм); «огюст конт и позитивизм», 1865 (1897); «principles of political economy», 2 vol., 1848 (рус. пер. «основания политической экономии», 1909); «essay on liberty», 1859 (рус. пер. «о свободе», 1906); «considerations and discussions, political, philosophical and historical», 4 vol., 1859; «letters», 2 vol., 1910; «autobiography», 1873 (рус. пер. «автобиография», 1896).

  3. (mill) джеймс (1773-1836) , английский философ, историк и экономист. последователь философии д. юма. в социологии отрицал теорию естественного права. комментатор экономического учения д. рикардо.


Mill, русский



Ассоциации, русский

Позитивизм, русский
  1. Философское направление, утверждающее, что все пози-- : .тивное (подлинное) знание есть совокупный результат специальных наук; наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, как исследовании мировоззренческих проблем, а роль науки ограничивает

  2. (франц . positivisme, от лат. positivus - положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. основан в 30-х гг. 19 в. о. контом (ввел самый термин). различают "классический" позитивизм - э. литтре, и. тэн, э. ренан (франция), дж. с. милль, г. спенсер (великобритания), в. в. лесевич, м. м. троицкий (россия); эмпириокритицизм (махизм); современная форма позитивизма - неопозитивизм (см. аналитическая философия). оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й пол. 19 в.).


Противоположность, русский
  1. Противоположность , в противоположность

  2. – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. контрадикция; см. также противоречие), контрарные или полярные (см. контрарный, антитезис).


Религиозно, русский
    Религиозно , благоговейно


Значительный, русский
    Значительный , большой, важный, веский, порядочный, чувствительный


Психология, русский
  1. Наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

  2. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. область знаний о внутреннем – психическом – мире человека. термин в

  3. — наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

  4. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. область знаний о внутреннем – психическом – мире человека. термин возник в xvi в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. в строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог – человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.

  5. (от греч. psyche душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; учение о душе и душевном. исходным материалом для психологии, поскольку она пользуется методом самонаблюдения, служат факты т. н. внутреннего опыта – воспоминания, переживания, волевые побуждения и т. п.; поскольку же она использует методы науки о выражениях, таким материалом становятся формы выражения духовных переживании, напр. жесты, почерк, вообще действия любого вида. современная психология отличается от старой (которую завершает в. вундт) следующими принципами: 1) в сфере психического не целое возникает из отдельного (элементов), а отдельное из целого и, следовательно, теория ассоциации является бессодержательной; 2) душевное развитие продвигается не от специфического к всеобщему, а наоборот (см. понятие); 3) целое обладает собственными свойствами, которые не выявляются в его составных частях (см. гештальткачества, структурная психология); 4) возникновение психической целостности протекает не произвольно, а по законам гештальта (см. закон, прегнантности правило); 5) если психическое явление представляет собой часть целого, то оно имеет др. свойства, чем когда выступает обособленно (см. система отношений, поле). в то время как общая психология открывает и исследует закономерности душевной жизни (центральные проблемы: действительность, наличное, преднаходимое, проблема тела и души, сознание, восприятие, установка, представление, воспоминание, внимание), прикладная психология занимается проблемами душевного и духовного развития человека, вопросами воспитания и обучения (детская и юношеская психология), совместной жизни людей (социальная психология, психология масс), психологией правонарушения (криминалистическая психология), проблемами духовного действия бессознательного (психоанализ, психология личности, глубинная психология), духовных требований трудовой жизни (психология труда, тейлоризм, тесты), внутренней жизни животных (зоопсихология), вопросом о роли эротики в душевной жизни (сексуальная психология), устранением духовных и душевных нарушений (психопатология, психотерапия). кроме того, с точки зрения метода различают экспериментальную (см. экспериментальная психология), сравнительную, дифференциальную (см. дифференциальная психология) и описательную (см. описательная психология) психологии. вспомогательными науками по отношению к психологии являются прежде всего теория познания, психофизика, физиология, психиатрия, хирургия мозга. психология как наука развивалась исторически. первую психологию написал аристотель; он рассматривал душу как «первую энтелехию», т.е. как одушевленную основу (принцип) тела с тремя осн. способностями – питанием, ощущением и мышлением. и только благодаря прогрессу естественных наук в 16 в. аристотелевская психология, господствовавшая в течение всего средневековья, сменилась новой психологией, в центре которой стояло убеждение в том, что причинность закономерно определяет душевную жизнь. это механистическое понимание душевной жизни представляли гоббс и спиноза. в англ, ассоциативной психологии (гартли, юм – в 18 в., позже – дж. милль, дж.ст.милль, а.бэн, г.спенсер и др.) была сделана попытка представить душевную жизнь в качестве естественного и равным образом «механического» результата побуждений к представлению, подчиняющихся ассоциативным законам. гербарт пытался создать психологию, подобную естественным наукам, т.е. придать ей математическую оформленность всюду, где это только возможно. прогресс психологии чувств (и.мюллер, е.г.вебер, г.л.ф.гельмгольц и др.), обоснование психофизики в качестве точной теории об отношении души и тела (г.т.фехнер), результаты анатомии мозга в совокупности с физиологией, применение к психологии учения о развитии (ч.дарвин, г.спенсер и др.), обоснование научной зоопсихологии, детской психологии и психологии народов, объединение психологии с социологией и, наконец, создание экспериментальной психологии – все эти отдельные науки в 19 в. определяли психологическое исследование. наконец, с нач. 20 в. психология (благодаря новой психологии целостности) все больше и больше начала освобождаться от препятствий, которые она встречала в виде механистических и психологистических попыток ее интерпретации.

  6. (от психо ... и ...логия), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души (аристотель, "о душе" и др.). в 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. в сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). в 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. в русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция "двух психологий" - естественно-научной и культурно-исторической (см. понимающая психология). главные течения психологии 20 в. - гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в сша) гуманистическая психология, когнитивная психология. отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.


Представление, русский
  1. Представление , воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба

  2. Наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. в отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможн

  3. Образцы предметов, явлений и событий, которые возникают при воспоминании о них или воображении.

  4. Наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. в отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможному будущему.

  5. – 1) предмет мышления, чувствования, волнения, фантазии или мечтания, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается как бы поставить его перед собой как нечто восг принимаемое. в узком смысле представление есть появляющийся в сознании образ ранее воспринятого предмета или процесса внешнего мира, после того как представляемое объективно уже не присутствует. большинство представлений – представления прошлого (см. воспоминание, память). но они могут также относиться и к будущему (вызываться ожиданием, предвкушением радости, предчувствием, заботой, страхом и т. п.) или представлять собой более или менее свободную переработку восприятий (фантастические представления; см. фантазия). самостоятельным видом представлений, отличающихся особенной наглядностью и интенсивностью, являются эйдетические наглядные образы (см. эйдетика). представления и установки – существенные элементы мышления; 2) психический акт, посредством которого мыслимое, представляемое, предполагаемое, предчувствуемое, вспоминаемое, ожидаемое, планируемое, задуманное, познаваемое в понятиях «поднимается» из сферы бессознательного (в настоящее время) и превращается в частичное содержание сознания. результатом этого процесса является представленное.

  6. , образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

  7. Следы бывших восприятий, их образы, возникающие в сознании непроизвольно или произвольно при отсутствии в момент их возникновения самого объекта в пределах досягаемости соответствующего анализатора.

  8. Воссоздание образа предмета или явления ненаблюдаемого в данный момент, но зафиксированного памятью, а также образ, созданный воображением, опирающимся на абстрактное мышление.


Милюков п, русский
    Авел николаевич (род. 1859, москва – ум. 1943, париж) – рус. историк и социолог; один из лидеров росс, партии кадетов. как и большинство рус. историков, примыкал к школе, которая занималась изучением внутренней, бытовой или культурной истории, однако, как социолог, он был далек от одностороннего, узко материалистического или узко идеалистического взгляда на понимание исторического процесса. по его мнению, попытки свести всю сложность и разнообразие исторической эволюции к какой-либо одной ее стороне не могут иметь успеха, ибо простое и сложное различаются в сту. пенях развития всемирной истории. цель исторической науки – уяснение закономерности исторического процесса во всей его полноте. в этом процессе главную роль играют три осн. элемента: внутренняя тенденция процесса, являющаяся в чистом виде лишь возможностью; среда, в которой развивается общественная жизнь; личность, характеризующая своими индивидуальными особенностями исторические события. для того чтобы внутренняя тенденция процесса могла перейти из возможности в действительность, необходима реализация ее в конкретных условиях исторической жизни, а эти условия могут видоизменять до бесконечности ее осн. направление. законы действия среды на общественную жизнь остаются всегда одинаковыми, но связь данной обстановки с данной общественной группой в социологическом смысле является случайной, т.е. не вытекающей из внутренних законов общественной эволюции. осн. тенденция социального процесса и среда, в которой она осуществляется, определяют эволюцию социального порядка, учреждений и нравов. индивидуальные же особенности личности объясняют тот остаток, который сохраняется за вычетом всего, что в историческом подтексте поддается объяснению при помощи этих двух элементов. сила и значение личности возрастают, когда она действует в одном направлении с развитием исторического процесса, а при той бессознательности, с которой эволюционировали общественные отношения, только личности, официальные и моральные руководители толпы, совершали общественно целесообразные поступки. наука и жизнь для милюкова тесно связаны друг с другом, и поскольку выводы первой он считает ценными, то они применимы ко второй. осн. произв.: «очерки истории рус. культуры», 1896-1903; «разложение славянофильства», 1893; «надеждин и первые критические статьи белинского», 1900; «из истории рус. интеллигенции. сборник статей и этюдов», 1902.


Миле, русский
    (milhaud) гастон (род. 1858, нимс – ум. 1918, париж) – франц. философ. примыкал к ренувье, к его теории достоверности, находился также под влиянием канта и подчеркивал суверенность духа в научном процессе созидания. осн. произв.: «essai sur les conditions et les limites de la certitude logique», 1894; «le rational», 1898; «etudes sur la pensee scientifique», 1906.