Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Учение о всеобщем одушевлении

Глоссарий по философии
    – то же самое, что панпсихизм.




Панпсихизм, русский
  1. Теория в естествознании, согласно коей душой наделена вся природа, в том числе неживая.

  2. (греч. pan – всё и psyche – душа) – учение о всеобщей одушевленности, согласно которой все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой. это же относится и к миру как целому. в действительности, т. о., не существует ничего мертвого, не одаренного жизнью и сознанием. см. гилозоизм, мировая душа.

  3. (от пан ... и греч. psyche - душа), идеалистическое представление о всеобщей одушевленности природы. исторические формы панпсихизма различны: от анимизма первобытных верований и гилозоизма древнегреческой философии до развитых учений о душе и психической реальности как подлинной сущности мира (концепция монады у г. в. лейбница, философские идеи г. т. фехнера, к. г. юнга и др.).


Учение о выражении, русский
    – учение о том, что доступное наблюдению бытие и поведение человека есть выражение психического состояния и психических процессов; оно входит как составная часть в учение о характере, поскольку характер становится доступным для понимания благодаря формам выражения. современная психология причисляет к гештальткачествам также свойства сущности, показывая, что предметы и отношения вещей также обладают сущностью и через ее свойства выражают свой «характер» – в большинстве случаев неподвластным человеку образом. в зависимости от того, рассматриваются образы выражения (установившиеся телесные формы) или выразительные движения, позволяющие выявить скрытое за ними душевное содержание, различают учение о статическом выражении (физиономику) и учение о динамическом выражении (патономику). к учению о статическом выражении относится учение о конституции, задачей которого является исследование связей, существующих между телом и характером; сюда же относится (сильно переоцениваемое) учение о том, какое значение имеет при определении характера форма головы (см. френология), лица (см. физиономика), рук (см. хирономика). к учению о динамическом выражении относится учение о содержании, которое находит выражение в игре лица, в свойственных телу манерах и жестах (см. мимика) и пантомимике, точно так же, как в походке, в характерных особенностях голоса, в манере говорить. особенно важное значение имеет почерк (см. графология), исследование которого создает благоприятные условия для исследования выражения, т. к. в письме, как и в каждом трудовом процессе, фиксируются и закрепляются следы определенных форм выражения того, кому оно принадлежит. в современном учении о выражении все чаще и чаще прибегают к исследованию динамических форм выражения, поскольку они позволяют сделать вывод относительно закономерностей. хотя к динамическим формам выражения могут быть отнесены только (изменчивые) душевные настроения, но и изучение специфических форм потенциальной возможности поведения, изучение оттенков выражения лица, также поможет произвести классификацию постоянных черт характера того или иного человека. учение о выражении развивалось параллельно с психологией; от рассмотрения отдельных элементов (когда отдельному признаку по мере надобности приписывалось определенное значение) перешли к целостному рассмотрению (признак приобретает определенное значение только в том случае, если он ставится в связь с др. признаками, в каждом движении проявляется весь характер человека); возник этот метод уже в 18 в., в период возрождения учения о выражении (гёте, лафатер, лихтенберг), его развитию особенно большое содействие оказали и.и.энгель своим произв. «ideen zu einer mimik» (1785- 1786), t. пидерит и ч. дарвин. в 19 в., под влиянием развития естественнонаучного мышления, это учение было почти совсем забыто. в настоящее время видным представителем и продолжателем учения о выражении может считаться людвиг клагес.


Упанишады, русский
  1. (от санскр. ира – рядом и sad – сидеть с учителем) – древнеинд. произв. религиозно-философского характера, примыкающие к ведам и определявшие духовное развитие древнеинд. культуры приблизительно с 800 до 500 до р. x. развивая темы и понятия вед (космологическая тематика, идея единства всего сущего и т. д.), упанишады вводят их в рамки более последовательной монистической системы и – в отличие от вед – переносят центр тяжести с внешней на внутреннюю сторону явлений. упанишады оказали исключительное воздействие на развитие инд. мысли и явились источником для самых различных религиозных и философских направлений. см. индийская философия.

  2. (санскритское - сокровенное знание) , заключительная часть вед, их окончание ("веда-анта"); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем индии, в т. ч. веданты. из св. 200 упанишад ок. 10 считаются главными. время создания 7-3 вв. до н. э. - 14-15 вв. н. э. разнообразное содержание упанишады подчинено практическим целям достижения духовного освобождения. в центре упанишады - учение о тождестве брахмана и атмана.