Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Учение о выражении

Глоссарий по философии
    – учение о том, что доступное наблюдению бытие и поведение человека есть выражение психического состояния и психических процессов; оно входит как составная часть в учение о характере, поскольку характер становится доступным для понимания благодаря формам выражения. современная психология причисляет к гештальткачествам также свойства сущности, показывая, что предметы и отношения вещей также обладают сущностью и через ее свойства выражают свой «характер» – в большинстве случаев неподвластным человеку образом. в зависимости от того, рассматриваются образы выражения (установившиеся телесные формы) или выразительные движения, позволяющие выявить скрытое за ними душевное содержание, различают учение о статическом выражении (физиономику) и учение о динамическом выражении (патономику). к учению о статическом выражении относится учение о конституции, задачей которого является исследование связей, существующих между телом и характером; сюда же относится (сильно переоцениваемое) учение о том, какое значение имеет при определении характера форма головы (см. френология), лица (см. физиономика), рук (см. хирономика). к учению о динамическом выражении относится учение о содержании, которое находит выражение в игре лица, в свойственных телу манерах и жестах (см. мимика) и пантомимике, точно так же, как в походке, в характерных особенностях голоса, в манере говорить. особенно важное значение имеет почерк (см. графология), исследование которого создает благоприятные условия для исследования выражения, т. к. в письме, как и в каждом трудовом процессе, фиксируются и закрепляются следы определенных форм выражения того, кому оно принадлежит. в современном учении о выражении все чаще и чаще прибегают к исследованию динамических форм выражения, поскольку они позволяют сделать вывод относительно закономерностей. хотя к динамическим формам выражения могут быть отнесены только (изменчивые) душевные настроения, но и изучение специфических форм потенциальной возможности поведения, изучение оттенков выражения лица, также поможет произвести классификацию постоянных черт характера того или иного человека. учение о выражении развивалось параллельно с психологией; от рассмотрения отдельных элементов (когда отдельному признаку по мере надобности приписывалось определенное значение) перешли к целостному рассмотрению (признак приобретает определенное значение только в том случае, если он ставится в связь с др. признаками, в каждом движении проявляется весь характер человека); возник этот метод уже в 18 в., в период возрождения учения о выражении (гёте, лафатер, лихтенберг), его развитию особенно большое содействие оказали и.и.энгель своим произв. «ideen zu einer mimik» (1785- 1786), t. пидерит и ч. дарвин. в 19 в., под влиянием развития естественнонаучного мышления, это учение было почти совсем забыто. в настоящее время видным представителем и продолжателем учения о выражении может считаться людвиг клагес.




Выражение, русский
  1. Выражение , вид, слово

  2. – введенное лейбницем понятие, указывающее на способ и средства, благодаря которым раскрывается то, что происходит в душе. в 19 в. в психологии возникло учение о выразительных движениях мышц лица, конечностей. см. также выражения способ, выражения метафизика, учение о выражении. в логистике выражение – символический знак или группа таких знаков.

  3. Комбинация значений, констант, переменных, операторов и функций, которая может быть интерпретирована в соответствии с правилами конкретного формального языка.


Выражение благодарности, русский

Выражение боли, русский

Выражение времени, русский

Выражение изображения в цифровой форме, русский

Выражение лица, русский

Выражение на лице, русский

Выражение над массивами; выражение с массивами, русский

Выражение смеха, русский

Выражение удовольствия, русский

Выражение-массив;, русский

Выражение;, русский

Выражения метафизика, русский
    – учение о принципиально данной или принципиально отрицаемой возможности выражать душевную и духовную жизнь через недушевное (см. выражение). объектами рассмотрения со стороны метафизики выражения являются, в частности, воспринимаемые органами чувств форма и ее «выразительность» (см. морфология), а также символ. «мыслит ли мировой дух теми же самыми образами, которые человек, обладающий гениальной интуицией, узнает (см. также анамнезис), а человек, способный к рефлекции, мыслящий, объясняет?» (a. wenzl, wissenschaft und weltanschauung, 1949).


Выражения психология, русский
    – то же самое, что и учение о выражении.


Выражения способ, русский
    – в науках, изучающих духовную жизнь народа, взгляд на культуру как на выражение психического склада людей. так, буркхардт характеризует эпоху греч. культуры как выражение процесса изменения греков; лампрехт считает историю выражением социально-психических изменений. зомбарт рассматриьс»ет экономику как выражение «души капитализма» и т. д. значение способа выражения подвергается сомнению.


Ученая степень, русский
    , научная квалификация в определенной отрасли знания. как правило присуждается после соответствующих этапов обучения в вузе или по завершении образования в его исследовательском (напр., аспирантском) подразделении и публичной защиты специальной научной работы. в университетах россии единые правила присуждения ученой степени магистра и доктора действовали в 1819-1917. в 1937 в ссср были установлены степени кандидата и доктора наук. с 1992 в российской федерации вводится принятая во многих странах мира система ученых степеней: бакалавра, магистра, доктора (ок. 20 отраслей).


Учение, русский
  1. Учение, преподавание, наставление, дрессировка; наука, дисциплина, доктрина; воззрение, теория, система. ср. наука. , наука

  2. Система воззрений мыслителя или ученого; совокупность положений о какой-либо области явления.

  3. ,..1) одна из сторон процесса обучения - деятельность ученика в овладении знаниями и навыками...2) совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности...3) система воззрений какого-либо ученого или мыслителя.

  4. Совокупность теоретических положений о какойлибо области явлений действительности


Учение, русский

Учение (воен.), русский

Учение атомно-молекулярное, русский
    См. атомно-молекулярное учение.


Учение и ученье, русский

Психология, русский
  1. Наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

  2. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. область знаний о внутреннем – психическом – мире человека. термин в

  3. — наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

  4. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. область знаний о внутреннем – психическом – мире человека. термин возник в xvi в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. в строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог – человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.

  5. (от греч. psyche душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; учение о душе и душевном. исходным материалом для психологии, поскольку она пользуется методом самонаблюдения, служат факты т. н. внутреннего опыта – воспоминания, переживания, волевые побуждения и т. п.; поскольку же она использует методы науки о выражениях, таким материалом становятся формы выражения духовных переживании, напр. жесты, почерк, вообще действия любого вида. современная психология отличается от старой (которую завершает в. вундт) следующими принципами: 1) в сфере психического не целое возникает из отдельного (элементов), а отдельное из целого и, следовательно, теория ассоциации является бессодержательной; 2) душевное развитие продвигается не от специфического к всеобщему, а наоборот (см. понятие); 3) целое обладает собственными свойствами, которые не выявляются в его составных частях (см. гештальткачества, структурная психология); 4) возникновение психической целостности протекает не произвольно, а по законам гештальта (см. закон, прегнантности правило); 5) если психическое явление представляет собой часть целого, то оно имеет др. свойства, чем когда выступает обособленно (см. система отношений, поле). в то время как общая психология открывает и исследует закономерности душевной жизни (центральные проблемы: действительность, наличное, преднаходимое, проблема тела и души, сознание, восприятие, установка, представление, воспоминание, внимание), прикладная психология занимается проблемами душевного и духовного развития человека, вопросами воспитания и обучения (детская и юношеская психология), совместной жизни людей (социальная психология, психология масс), психологией правонарушения (криминалистическая психология), проблемами духовного действия бессознательного (психоанализ, психология личности, глубинная психология), духовных требований трудовой жизни (психология труда, тейлоризм, тесты), внутренней жизни животных (зоопсихология), вопросом о роли эротики в душевной жизни (сексуальная психология), устранением духовных и душевных нарушений (психопатология, психотерапия). кроме того, с точки зрения метода различают экспериментальную (см. экспериментальная психология), сравнительную, дифференциальную (см. дифференциальная психология) и описательную (см. описательная психология) психологии. вспомогательными науками по отношению к психологии являются прежде всего теория познания, психофизика, физиология, психиатрия, хирургия мозга. психология как наука развивалась исторически. первую психологию написал аристотель; он рассматривал душу как «первую энтелехию», т.е. как одушевленную основу (принцип) тела с тремя осн. способностями – питанием, ощущением и мышлением. и только благодаря прогрессу естественных наук в 16 в. аристотелевская психология, господствовавшая в течение всего средневековья, сменилась новой психологией, в центре которой стояло убеждение в том, что причинность закономерно определяет душевную жизнь. это механистическое понимание душевной жизни представляли гоббс и спиноза. в англ, ассоциативной психологии (гартли, юм – в 18 в., позже – дж. милль, дж.ст.милль, а.бэн, г.спенсер и др.) была сделана попытка представить душевную жизнь в качестве естественного и равным образом «механического» результата побуждений к представлению, подчиняющихся ассоциативным законам. гербарт пытался создать психологию, подобную естественным наукам, т.е. придать ей математическую оформленность всюду, где это только возможно. прогресс психологии чувств (и.мюллер, е.г.вебер, г.л.ф.гельмгольц и др.), обоснование психофизики в качестве точной теории об отношении души и тела (г.т.фехнер), результаты анатомии мозга в совокупности с физиологией, применение к психологии учения о развитии (ч.дарвин, г.спенсер и др.), обоснование научной зоопсихологии, детской психологии и психологии народов, объединение психологии с социологией и, наконец, создание экспериментальной психологии – все эти отдельные науки в 19 в. определяли психологическое исследование. наконец, с нач. 20 в. психология (благодаря новой психологии целостности) все больше и больше начала освобождаться от препятствий, которые она встречала в виде механистических и психологистических попыток ее интерпретации.

  6. (от психо ... и ...логия), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души (аристотель, "о душе" и др.). в 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. в сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). в 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. в русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция "двух психологий" - естественно-научной и культурно-исторической (см. понимающая психология). главные течения психологии 20 в. - гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в сша) гуманистическая психология, когнитивная психология. отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.


Зависимости, русский
    1. разновидность параметрического проектирования. 2. правила, определяющие положение, наклон, касательность, размеры и отношения между объектами в геометрии


Содержание, русский
  1. Содержание, содержимое, предмет, суть, сущность, материя, сюжет, тема, фабула, оглавление; довольствие, продовольствие, жизнь, иждивение, кошт. сюжет (фабула) романа; предмет (тема) разговора. книга ученого содержания. они рассуждают о важных материях. эт

  2. 1. основная суть изложения; 2. перечень разделов, оглавление; 3. жалованье, заработная плата.

  3. – 1) есть «что» в «как» формы, есть то, что наполняет форму и из чего она осуществляется. содержание понятия, в противоположность его объему, есть совокупность его признаков; 2) всеобщая характеристика ценности, значения какой-либо вещи, в частности в эстетике, употребляется как обозначение ценного и значимого содержания эстетического предмета, в противоположность его форме; 3) в логистике принадлежность «свойства» (качества, отношения) к «материальному образованию» (предмету, обладающему свойствами). собственным, истинным содержанием является, напр., принадлежность белого цвета снегу (бытие белизны – снега), черный снег, напр. в случае, если на него кто-нибудь насыпал сажу, – несобственное, ложное содержание, т.е., по сути дела, уже вообще не содержание. б соответствии с логистикой истина и ложность являются предикатами содержания, и только таковыми.

  4. Элемент аппарата издания, содержащий перечень наименований разделов с указанием начальных страниц. см. оглавление.

  5. Справочный элемент издания, в котором дан перечень всех статей или отдельных произведений, входящих в издание, с указанием номеров страниц, на которых они начинаются


Исследование, русский
  1. Исследование , испытание, книга

  2. 1. проведение научного изучения. 2. осмотр для выяснения, изучения чего-либо. 3. научный труд.

  3. Разновидность деятельности, направленной на получение и развитие обобщаемых знаний. такие знания включают теории, принципы, взаимосвязи или накапливаемую информацию, на которой они основаны, и могут быть подвержены приемлемым методам научного наблюдения, логического вывода и/или эксперимента (адаптировано из cioms, 1993). когда объектами эпидемиологического исследования становятся люди, обязателен этический контроль, однако грань между исследованиями, которые требуют контроля, и обычной практикой, например, надзором или эпидемиологическим контролем, к которому те же правила могут не относится или быть менее обязательными, слабо различима.

  4. Вид познавательной деятельности человека с целью приобретения новых знаний

  5. Процесс выработки новых знаний. характеризуется

  6. (буквально «следование изнутри») в пре- дельно широком смысле – поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. в более узком смысле научное исследование – цикл научной деятельности, направлен- ный на решение конкретной научной проблемы. [70].


Френология, русский
  1. Выдвинутое ф. галлем учение о связи психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа. основная идея: кора мозга головного (-> мозг головной: кора) состоит из ряда центров, и в каждом локализована определенная способность. при си

  2. Выдвинутое ф. галлем учение о связи психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа. основная идея: кора мозга головного (-> мозг головной: кора) состоит из ряда центров, и в каждом локализована определенная способность. при сильном развитии этой способности соответственный центр тоже очень развит, что отражается на конфигурации черепа, позволяя составить с помощью специальных измерений френологическую карту, отражающую: «шишки способностей» к музыке, поэзии, живописи; «бугры» честолюбия, скупости, храбрости и пр.

  3. (от греч. phren – диафрагма как место, где совершается духовная деятельность, и logos – учение) – искусство определять нрав, характер, способности человека по форме черепа; при этом френологию часто неточно называют учением о черепе, которое носит название краниологии или краниоскопии; по своему научному характеру – спорная частная область учения о выражении и характерологии. френология лежит в основе теории локализации, т.е. убеждения в том, что психические функции локализуются в различных участках головного мозга и благодаря этому влияют на его развитие, а также на черепную коробку и ее форму. основатель френологии – галлъ; его главное произв.: «anatomie et physiologie du systeme nerveux en general et du cerveau en . particulier avec des observations sur la possibilite de reconnaitre plusieurs dispositions intellectuelles et morales de 1`homme et des animaux par la configuration de leurs tetes», 4vol., 1810-1819.

  4. (от греч . phren - душа, ум и ...логия), концепция, согласно которой на основании краниометрических данных можно судить о психических особенностях человека.


Хирономика, русский
    (от греч. cheir – рука и gnome – знание) – учение о том, что руки выражают содержание души; см. учение о выражении.


Учение о методе, русский
    – методология, исследование метода, особенно в области философии и в частных науках, и выработка принципов создания новых, целесообразных методов. учение о методе появляется впервые в новое время. до этого не проводилось различия между наукой и научным методом.


Учение о всеобщем одушевлении, русский
    – то же самое, что панпсихизм.