Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Учение атомно-молекулярное

Глоссарий по химии
    См. атомно-молекулярное учение.




Ученая степень, русский
    , научная квалификация в определенной отрасли знания. как правило присуждается после соответствующих этапов обучения в вузе или по завершении образования в его исследовательском (напр., аспирантском) подразделении и публичной защиты специальной научной работы. в университетах россии единые правила присуждения ученой степени магистра и доктора действовали в 1819-1917. в 1937 в ссср были установлены степени кандидата и доктора наук. с 1992 в российской федерации вводится принятая во многих странах мира система ученых степеней: бакалавра, магистра, доктора (ок. 20 отраслей).


Учение, русский
  1. Учение, преподавание, наставление, дрессировка; наука, дисциплина, доктрина; воззрение, теория, система. ср. наука. , наука

  2. Система воззрений мыслителя или ученого; совокупность положений о какой-либо области явления.

  3. ,..1) одна из сторон процесса обучения - деятельность ученика в овладении знаниями и навыками...2) совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности...3) система воззрений какого-либо ученого или мыслителя.

  4. Совокупность теоретических положений о какойлибо области явлений действительности


Учение, русский

Учение (воен.), русский

Учение и ученье, русский

Учение о болезнях желудка, русский

Учение о внутренних органах, русский

Учение о всеобщем одушевлении, русский
    – то же самое, что панпсихизм.


Учение о выражении, русский
    – учение о том, что доступное наблюдению бытие и поведение человека есть выражение психического состояния и психических процессов; оно входит как составная часть в учение о характере, поскольку характер становится доступным для понимания благодаря формам выражения. современная психология причисляет к гештальткачествам также свойства сущности, показывая, что предметы и отношения вещей также обладают сущностью и через ее свойства выражают свой «характер» – в большинстве случаев неподвластным человеку образом. в зависимости от того, рассматриваются образы выражения (установившиеся телесные формы) или выразительные движения, позволяющие выявить скрытое за ними душевное содержание, различают учение о статическом выражении (физиономику) и учение о динамическом выражении (патономику). к учению о статическом выражении относится учение о конституции, задачей которого является исследование связей, существующих между телом и характером; сюда же относится (сильно переоцениваемое) учение о том, какое значение имеет при определении характера форма головы (см. френология), лица (см. физиономика), рук (см. хирономика). к учению о динамическом выражении относится учение о содержании, которое находит выражение в игре лица, в свойственных телу манерах и жестах (см. мимика) и пантомимике, точно так же, как в походке, в характерных особенностях голоса, в манере говорить. особенно важное значение имеет почерк (см. графология), исследование которого создает благоприятные условия для исследования выражения, т. к. в письме, как и в каждом трудовом процессе, фиксируются и закрепляются следы определенных форм выражения того, кому оно принадлежит. в современном учении о выражении все чаще и чаще прибегают к исследованию динамических форм выражения, поскольку они позволяют сделать вывод относительно закономерностей. хотя к динамическим формам выражения могут быть отнесены только (изменчивые) душевные настроения, но и изучение специфических форм потенциальной возможности поведения, изучение оттенков выражения лица, также поможет произвести классификацию постоянных черт характера того или иного человека. учение о выражении развивалось параллельно с психологией; от рассмотрения отдельных элементов (когда отдельному признаку по мере надобности приписывалось определенное значение) перешли к целостному рассмотрению (признак приобретает определенное значение только в том случае, если он ставится в связь с др. признаками, в каждом движении проявляется весь характер человека); возник этот метод уже в 18 в., в период возрождения учения о выражении (гёте, лафатер, лихтенберг), его развитию особенно большое содействие оказали и.и.энгель своим произв. «ideen zu einer mimik» (1785- 1786), t. пидерит и ч. дарвин. в 19 в., под влиянием развития естественнонаучного мышления, это учение было почти совсем забыто. в настоящее время видным представителем и продолжателем учения о выражении может считаться людвиг клагес.


Учение о лечении зубов, русский

Учение о методе, русский
    – методология, исследование метода, особенно в области философии и в частных науках, и выработка принципов создания новых, целесообразных методов. учение о методе появляется впервые в новое время. до этого не проводилось различия между наукой и научным методом.


Учение о мышечных движениях, русский

Учение о познании, русский
    – наука о познании. различают: 1) теорию познания как специальное исследование познания; она в свою очередь делится на критику познания, отправляющуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию (см. кант. критика чистого разума), и на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. 2) метафизику познания, которая исследует сущность познания, исходя большей частью из возможности познания, заключенной в бытии познающего и познаваемого. в 19 и нач. 20 в. в учении о познании возникло множество направлений: эмпиризм, эмпириокритицизм, идеализм, иллюзионизм, конвенционализм, критицизм, феноменализм, позитивизм, прагматизм, реализм-, сенсуализм, скептицизм. в настоящее время учение о познании потеряло свою самостоятельность и свое значение. в философии шелера оно выступает только как раздел учения об объективных сущностных взаимосвязях. у неотомистов, а также у н. гартмана и с. александера оно включается в метафизику. экзистенциализм пытается заменить отношения субъект – объект понятием бытия человека в мире.


Учение о порядке,, русский
    Наука о порядке – введенное в.ф. оствальдом, x. дришем и амер. философом райсом обозначение логики в самом широком смысле общего учения о предметах.


Учение о преддверно-улитковом нерве, русский

Учение о причинах болезней, русский

Учение о слоях, русский
    – понимание действительности как порядка «слоев бытия». аристотель различал 5 «слоев»: низшая – материя (hyle), высшая – дух; между ними расположены вещи, живые существа и душа. в этой и аналогичной формах онтологическое учение о слоях существует вплоть до наших дней. слои бытия характеризуются тем, что низшие, более сильные слои являются носителями высших, но, несмотря на это, высшие слои остаются свободными, поскольку свобода не стеснена тем фактом, что низшим слоям присуще быть носителями, особенно потому, что высшие слои по сравнению с низшими обнаруживают новые свойства (образ всадника и лошади). «всякий слой бытия имеет свой собственный категориальный комплекс, и каждому из этих комплексов присущ свойственный им детерминационный тип. и подобно тому, как категории любого низшего слоя видоизменяются в высшем и возвращаются в специфически новом качестве усиленными, так и низшие детерминационные типы видоизменяются и усиливаются в высших» (н. гартман). так, напр., имеется слой неорганического с категориальным комплексом, группирующимся вокруг понятия материи с детерминационным типом каузальности. этот слой является носителем органического слоя, в котором вновь возрождаются категория материи и каузальная детерминированность, но они видоизменяются благодаря специфически новому качеству категории живого; на детерминационный тип низшего слоя наслаивается детерминационный тип целесообразности. слой неорганического сильнее органического, оказывает большее воздействие и является более долговечным, однако органическое, особенно благодаря новой категории живого, свободно по отношению к неорганическому; растение для своего питания избирает вещества из почвы, направляет воду по корням, поворачивает цветок к солнцу. нравственная свобода человека может рассматриваться как специфический вид этой «категориальной» свободы, которой обладает всякий высший слой по отношению к низшему, следовательно, в данном случае слой духовного по сравнению со слоем душевного. э. ротхаккер развивает психологическое учение о слоях, различая внутри цельной личности три главных слоя: 1) вегетативную и животную жизнь во мне; 2) мое оно, определенное прежде всего стремлениями и чувствами; 3) мое собственное, мыслящее, самосознающее я. в этих слоях, которые необходимо рассматривать как центры органически-душевной совокупности изменчивых границ и постоянного взаимодействия, действуют те же закономерности, что и в слоях бытия.


Учение о строении тела, русский

Учение о субдукции, русский

Учение о туберкулёзе, русский

Молекулярное, русский

Алюминотермия (алюмотермия), русский
    Восстановление металла из его оксида с помощью алюминия при высоких температурах; применяется для получения хрома, марганца, ванадия, титана и др.


Самарий sm (лат. samarium), русский
    Химический элемент семейства лан-таноидов периодической системы элементов д.и. менделеева с атом-ным номером 62; атомная масса 150,4; электронная формула [xе]6s24f6.