Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

19 апреля, 2024

Translations in furniture production

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Ingenium

Русско-латинский словарь


    Неприятно, русский

    Выдумка, русский
      Выдумка, вымысел, измышление, россказни, сочинение, анекдот, фраза, миф, басня, сказка, фантазия, фикция, небылица, небывальщина, утка (газетная), изобретение, затея. прот. быль, факт. ср. ложь и сказка. это все фразы, слова, басни! как хотите, принимайте


    Дух, русский
    1. Дух , душа, запах, зловоние, направление, настроение, обычай, сердце, смелость, стиль , в духе, во весь дух, воспрянуть духом, вышибить дух, достанет духу, единым духом, живым духом, злой дух, испускать дух, нет духа, нечистый дух, ни слуху ни духу, падат

    2. , философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. дух истолковывается как субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). в рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме - воля, чувство, воображение, интуиция и т. п. в древнегреческой философии: пневма, нус, логос.

    3. – перевод встречающихся в античной философии и в библии слов «piritus» (лат.) и «pneuma» (греч.), что означает «движущийся воздух», «дуновение», «дыхание» (как носитель жизни); душа как сущность, которая может временно или навсегда покинуть тело; привидение; сама жизнь (гёте: «ибо жизнь – это любовь, а жизнь жизни – дух»); сущность бога: «бог есть дух»; сама внутренняя сущность земли или мира; дух земли, мировой дух; идейное содержание произв. искусства; всеобщий характер чего-либо, напр. дух эпохи гёте, народный дух, корпоративный дух (см. также esprit). употребляемое в настоящее время философское понятие духа, как противоположного природе (см. природа), сложилось в период романтики и идеализма, а особенно у гегеля («дух обнаруживается как исполинский знак интеграла, соединяющий небо и землю, добро и зло» – дрейер). дух не является противником души, как считает клагес, хотя душа (как понятие жизненной энергии человека) есть носитель духа, подтачивающего ее силы. но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («одухотворяет») телесную деятельность. впрочем, он может это делать, только вытесняя жизненные стремления. так, дух нарушает гармонию органического и противоположен тенденции жизни совершенствовать человеческий вид посредством жестокости, заключающейся в том, чтобы не давать возможности слабым разновидностям участвовать в продолжении рода. иногда он так сильно обременяет индивида, что начинает страдать телесная жизнь: высококультурные семейства вымирают, если их кровь не обновляется за счет сферы, не отягощенной духом (см. также ресублимирование). дух выступает в трех формах бытия: как дух отдельного индивида (личный дух), как общий дух (объективный дух) и как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа). в то время как душевное так тесно включено в процесс развития органического, что его развитие идет рука об руку с последним и в общем и целом может рассматриваться как передаваемое по наследству, личный дух наследуется лишь как возможность, как способность стать таковым. он сам себя создает посредством духовной работы, которая не может прекратиться до конца жизни. поэтому духовные различия между людьми гораздо больше, чем биологические. потребности тела и души, нужды и побуждения людей имеют очень много общего, и душа реагирует на них по определенному типу, с психологической закономерностью. дух имеет свои закономерности для себя, его вообще нельзя понять, исходя из психологии (как это пытался сделать клагес). он автономен, и для него нет познаваемых границ; граница трансинтеллигибельного (см. познание) является лишь принципиальной границей и оставляет каждому личному духу др. сферу для его развития. личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую может (частично) усвоить с помощью воспитания и образования. это врастание есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, отличающееся своей духовностью, т.е. своим свободным существованием и своей внутренней способностью, смотреть на события и вещи как бы со стороны, в противоположность др. живым существам, над которыми господствуют непосредственные побуждения. личный дух живет благодаря своим связям с духовной общностью («бездуховным» людям недостает такой связи), которая со своей стороны создает жизнь объективного духа. как носителем личного духа является психический склад отдельного индивида, так носителем объективного духа является какая-либо общность (группа, народ, группа народов). объективный дух связан с личным духом посредством истории духовной жизни человека (отсюда также «живой дух»), с объективированным духом – посредством истории духа. объективный дух можно понять только как единый организм вместе с личным объективированным духом. то, что является продуктом единичного духа и что составляет ценность последнего, является результатом его отношения к объективному духу, благодаря которому и ради которого он возник. носителя объективного духа мы называем личностью (см. личность). напр., объективным духом какого-либо народа является то, что может быть высказано о народе; «объективный дух» – это совокупность возможных предикатов к субъекту «народ», он проявляется в общем духовном достоянии, к которому, согласно николаю гартману ("das problem des geistigen seins», 1933), относится прежде всего язык, затем следуют производство и техника, господствующие нравы, действующее право, господствующие ценности, господствующая мораль, традиционная форма воспитания и образования, господствующий тип взглядов и настроений, задающий тон вкус, мода, направление искусства и художественного понимания, место и состояние познания и науки, господствующее мировоззрение в любой форме (религия, миф, философия); в наиболее чистом и ясном виде объективный дух проявляется там, где его содержание наименее наглядно: в нормах мышления, в понятии и суждении, следовательно, в сфере логического. в объективированном духе – в произв. науки и искусства – мы снова познаем живой дух, который их создал; он говорит с нами через эти произв., поскольку и пока мы (как личности) можем принимать в них участие. духовные блага, т. о., одновременно могилы и источники живого духа. гегель говорит также и об абсолютном духе, независимом от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с чистым божественным духом, рассматриваемым как идеальное целое.


    Образованность, русский
      Образованность , образование


    Кроткий, русский
      Кроткий, безгневный, безжелчный, беззлобный, безобидный, безответный, безропотный, добродушный, добросердечный, мирный, миролюбивый, мягкий, молчаливый, незлобивый, скромный, смиренный, смирный, снисходи-тельный, терпеливый, тихий, тишайший, уступчивый, о


    Особенность, русский
    1. Особенность , исключение, качество, редкость

    2. Торъяланлун


    Знание, русский
    1. Знание, познание, ведение, сведение, разумение, знакомство, понимание, опытность, навык, сноровка, умение, искусство. без моего ведения (ведома). это надо делать умеючи; для этого требуется уменье; это не то, что лапти плесть. круг сведений и понятий -- у

    2. В совокупности с навыками и умениями обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. это все помогает определить свою позицию по отношению к

    3. В совокупности с навыками и умениями обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности. по мере приобретения новых знаний и развития самосознания ребенок все больше овладевает оценочными понятиями и суждениями. сопоставляя новые знания с уже усвоенными знаниями и оценками, он формирует свое отношение не только к объектам познания и действия, но и к самому себе. это и определяет развитие его активности и самостоятельности как деятельной личности.

    4. – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание. по м. шелеру, знание представляет собой участие в конкретном бытии сущего, предпосылкой которого является участие, трансцендирующее подлинное бытие. в формальном смысле это участие называется любовью (ср. отдавание себя). знание должно служить, как считает шелер, во-первых, становлению и развитию личности, которая обладает знанием, – такое знание называется образовательным; во-вторых, становлению мира и, вероятно, вневременному становлению его высших принципов, рассматриваемых с точки зрения конкретного бытия `(sosein) и наличного бытия (см. первосущее). эти принципы достигают в человеческом и в любом др. возможном знании о мире своего собственного сущностного определения или чего-то такого, без чего они не могут достичь этого определения. это знание – знание ради божества. его называют искупительным знанием. и наконец, в-третьих, имеется цель становления – практическое господство над миром и его преобразование для наших человеческих целей. «это знание позитивных наук, знание господства и действия» («erkenntnis und arbeit», в «die wissensformen und die gesellschaft», 1926); см. социология знания.

    5. , форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. выделяют различные виды знания: обыденное ("здравый смысл"), личностное, неявное и др. научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов. знание объективизируется знаковыми средствами языка.

    6. Продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. знание рассматривается как потенциал для действий, имеющий тесную связь с результатами, как способность к эффективным действиям, использование которой позволяет увеличивать темпы инновационной деятельности, своевременно проводить реструктуризацию бизнеса, ориентированную на создание ценностей для потребителей, снижать затраты и т.д., т.е. приводить к росту эффективности работы организаций. это подвижное соединение опыта, ценностей, информации и экспертного понимания.


    Мужественный, русский
      Мужественный , бравый, смелый, храбрый


    Стойкий, русский
      Стойкий , упрямый


    Свойство, русский
    1. ~s of a cryptosystem свойства криптосистемы

    2. Свойство , атрибут, качество, характер

    3. – то, что присуще какому-либо предмету, что составляет его конкретное существование; см. качество. есть существенные свойства, без которых предмет существовать не может, и несущественные свойства (см. акциденция), без которых существование предмета возможно.

    4. , философская категория, выражающая отношение данной вещи к др. вещам, с которыми она вступает во взаимодействие. свойство нередко рассматривается как внешнее выражение качества.

    5. Та сторона предмета

    6. Философская категория, выражающая такую сторону предмета, которое обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отноше- нии к ним. [127]. 154




    Ingenii expers, латинский

    Ingens, латинский