Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Ассоциативная психология

  1. , одно из основных направлений в психологии 17-19 вв. главный объяснительный принцип психической жизни - понятие ассоциации. исходила из механистических философских концепций 17 в. (т. гоббс, дж. локк, б. спиноза), в 18 в. различная трактовка ассоциативной психологии была дана д. гартли, дж. беркли и д. юмом.

  2. – направление в психологии, которое пытается объяснять всю духовную жизнь, в т. ч. также и наиболее глубокие мыслительные процессы и вытекающие из них произвольные движения, с помощью ассоциации. основатели этого направления – гартли, пристли, юм и гербарт; их выдающимся последователем в 19 в. был джон ст.милль, позднее – циен, эббингауз и г.е.мюллер. в настоящее время ассоциативная психология почти совсем утратила свое значение, поскольку теория ассоциации оказалась несостоятельной.




Ассоциативная бессвязность, русский

Ассоциативная память;, русский

Ассоциативная штриховка, русский
    Штриховка замкнутой области, автоматически изменяющаяся при любых модификациях ограничивающего контура. (кштрих)


Ассоциативное значение, русский

Ассоциативное изменение размеров;, русский

Ассоциативное определение размеров, русский

Ассоциативное поле, русский

Ассоциативность, русский
    (от средневекового лат . associatio - соединение), ассоциативный (сочетательный) закон, свойство сложения и умножения, выражаемое формулами: (a + b) + c = a + (b + c), a(bc) = (ab)c.


Ассоциативные поверхности, русский
    Местоположение и форма ассоциативных поверхностей корректируется автоматически при изменении связанных с ними геометрически объектов. (системная переменная surfaceassociativity)


Ассоциативный, русский

Ассоциативный индексный метод доступа;, русский

Ассоциативный ответ, русский
    Изменение биоэлектрической активности в ассоциативных областях коры головного мозга в


Ассоциативный размер, русский
    Размер, автоматически обновляющийся при изменении объекта с нанесенными размерами. управляется системной переменной dimassoc. см. также неассоциативный размер и расчленённый размер.


Ассоциативный символ, русский
    См. символ.


Ассоциативный тест, русский
    – тест, используемый в психологии для изучения организации психики с особым акцентом на когнитивные связи, лежащие в основе восприятия смысла, памяти, языка, рассуждения и мотивации. в тесте свободных ассоциаций испытуемый получает инструкцию привести первое слово, которое приходит на ум в ответ на предъявленное слово, понятие или иной стимул. при "контролируемой ассоциации» может быть поставлена задача дать ответ в определенной связи со стимулом, напр. привести антонимы к предъявленным слова. хотя для достижения конкретной цели может применяться более комплексный анализ данных, осн. показателями, получаемыми с помощью теста, являются время реакции при каждом ответе и приводимые испытуемым словам. ассоциативный тест является обычной процедурой в психоанализе и может применяться при исследовании личности и ее патологий. в последнем случае реакция испытуемого на эмоционально значимые воспоминания и идеи, вызванные определенными тестовыми стимулами, может проявляться в нетипичных или эмоционально окрашенных ассоциациях или чаще всего – в необычно длительном или коротком времени реакции.


Психологизм, русский
  1. – воззрение, согласно которому психология является основой философии – и всей философии в целом, и ее отдельных дисциплин, особенно логики (как считает, напр., в. вундт). психологизмом также называют утверждение, что психология является вообще единственной наукой, поскольку объекты всех наук есть, как заявляют эмпириокритицизм и позитивизм, только определенным способом познанные ощущения и комплексы ощущений. противоположность – антипсихологизм.

  2. , в социологии - методологический подход, свойственный некоторым направлениям социологии (г. тард, ч. кули, дж. мид, неофрейдизм, структурно-функциональная школа и др.), стремящимся объяснить социальные отношения и структуры на основе свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействия людей.


Психологизм социологический, русский
  1. Направление социологии, принимающее за основную предпосылку исследования и объяснения социальных явлений и процессов действие и взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных психических факторов. как направление социологии сформировался во второ

  2. Направление социологии, принимающее за основную предпосылку исследования и объяснения социальных явлений и процессов действие и взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных психических факторов. как направление социологии сформировался во второй половине xix в.; его бурное развитие в xx в. существенно связано с идеями и деятельностью з. фрейда и его последователей (=> постфрейдизм).


Психологии институт ран (ипран), русский
    , основан в 1971 в москве.


Психологическая атмосфера общения, русский
    Характеристика конструктивного, позитивного эмоционального настроя членов группы, позволяющая качественно выполнять поставленные задачи. -р-


Психологическая война, русский

Ассоциации, русский

Направление, русский
  1. Направление, веяние, дух, закваска, настроение. в этом училище дурное направление, дурная закваска. веяние времени. солдатский дух. , способ

  2. Referral


Направления, русский

Психология, русский
  1. Наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

  2. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. область знаний о внутреннем – психическом – мире человека. термин в

  3. — наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

  4. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. область знаний о внутреннем – психическом – мире человека. термин возник в xvi в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. в строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог – человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.

  5. (от греч. psyche душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; учение о душе и душевном. исходным материалом для психологии, поскольку она пользуется методом самонаблюдения, служат факты т. н. внутреннего опыта – воспоминания, переживания, волевые побуждения и т. п.; поскольку же она использует методы науки о выражениях, таким материалом становятся формы выражения духовных переживании, напр. жесты, почерк, вообще действия любого вида. современная психология отличается от старой (которую завершает в. вундт) следующими принципами: 1) в сфере психического не целое возникает из отдельного (элементов), а отдельное из целого и, следовательно, теория ассоциации является бессодержательной; 2) душевное развитие продвигается не от специфического к всеобщему, а наоборот (см. понятие); 3) целое обладает собственными свойствами, которые не выявляются в его составных частях (см. гештальткачества, структурная психология); 4) возникновение психической целостности протекает не произвольно, а по законам гештальта (см. закон, прегнантности правило); 5) если психическое явление представляет собой часть целого, то оно имеет др. свойства, чем когда выступает обособленно (см. система отношений, поле). в то время как общая психология открывает и исследует закономерности душевной жизни (центральные проблемы: действительность, наличное, преднаходимое, проблема тела и души, сознание, восприятие, установка, представление, воспоминание, внимание), прикладная психология занимается проблемами душевного и духовного развития человека, вопросами воспитания и обучения (детская и юношеская психология), совместной жизни людей (социальная психология, психология масс), психологией правонарушения (криминалистическая психология), проблемами духовного действия бессознательного (психоанализ, психология личности, глубинная психология), духовных требований трудовой жизни (психология труда, тейлоризм, тесты), внутренней жизни животных (зоопсихология), вопросом о роли эротики в душевной жизни (сексуальная психология), устранением духовных и душевных нарушений (психопатология, психотерапия). кроме того, с точки зрения метода различают экспериментальную (см. экспериментальная психология), сравнительную, дифференциальную (см. дифференциальная психология) и описательную (см. описательная психология) психологии. вспомогательными науками по отношению к психологии являются прежде всего теория познания, психофизика, физиология, психиатрия, хирургия мозга. психология как наука развивалась исторически. первую психологию написал аристотель; он рассматривал душу как «первую энтелехию», т.е. как одушевленную основу (принцип) тела с тремя осн. способностями – питанием, ощущением и мышлением. и только благодаря прогрессу естественных наук в 16 в. аристотелевская психология, господствовавшая в течение всего средневековья, сменилась новой психологией, в центре которой стояло убеждение в том, что причинность закономерно определяет душевную жизнь. это механистическое понимание душевной жизни представляли гоббс и спиноза. в англ, ассоциативной психологии (гартли, юм – в 18 в., позже – дж. милль, дж.ст.милль, а.бэн, г.спенсер и др.) была сделана попытка представить душевную жизнь в качестве естественного и равным образом «механического» результата побуждений к представлению, подчиняющихся ассоциативным законам. гербарт пытался создать психологию, подобную естественным наукам, т.е. придать ей математическую оформленность всюду, где это только возможно. прогресс психологии чувств (и.мюллер, е.г.вебер, г.л.ф.гельмгольц и др.), обоснование психофизики в качестве точной теории об отношении души и тела (г.т.фехнер), результаты анатомии мозга в совокупности с физиологией, применение к психологии учения о развитии (ч.дарвин, г.спенсер и др.), обоснование научной зоопсихологии, детской психологии и психологии народов, объединение психологии с социологией и, наконец, создание экспериментальной психологии – все эти отдельные науки в 19 в. определяли психологическое исследование. наконец, с нач. 20 в. психология (благодаря новой психологии целостности) все больше и больше начала освобождаться от препятствий, которые она встречала в виде механистических и психологистических попыток ее интерпретации.

  6. (от психо ... и ...логия), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души (аристотель, "о душе" и др.). в 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. в сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). в 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. в русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция "двух психологий" - естественно-научной и культурно-исторической (см. понимающая психология). главные течения психологии 20 в. - гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в сша) гуманистическая психология, когнитивная психология. отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.


Ассоциативность, русский
    (от средневекового лат . associatio - соединение), ассоциативный (сочетательный) закон, свойство сложения и умножения, выражаемое формулами: (a + b) + c = a + (b + c), a(bc) = (ab)c.


Ассириология, русский
    , наука о языках, письменности, культуре и истории ассирии и вавилонии; в широком смысле - совокупность наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинописью (исключая угаритскую и древнеперсидскую).