Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Итальянская философия

Глоссарий по философии
    . – 1. введение. в развитии схоластической философии принимали участие итал. ученые с мировым именем – это прежде всего ансельм кентерберийский, бонавентура и фома аквинский. собственно итал. философия начинается с ренессанса – возрождения греч. философии, совершавшегося в итал. духе. 2. ренессанс и гуманизм. за платоновскую философию выступил плетон (ок. 1355-1450), потому что она ближе, чем аристотелевская, стояла к христ. способу мышления. к нему присоединились марсилио фичино, руководитель платоновской академии во флоренции, и джованни пико делла мирандола, в то время как пьетро помпонацци защищал аристотелизм в духе александрийской школы (см. александрийская философия). ортодоксальность частично обнаруживает аристотелизм позднейшего ренессанса, представленный андреа цезальпинусом (1519 – 1603) и джакомо забареллой (1532-1589). ученый-естественник все более и более выступает против сложившегося философского типа: джеронимо kapдано создал динамическую философию универсальной смены форм; меньшее значение для философии имел известный деятель науки бернардино телезио. франциск патриций (1529-1597) пытался объединить критическое исследование природы со спекулятивной метафизикой света. все эти мыслители были предвестниками подлинных духовных борцов, чьи ряды возглавил леонардо да винчи (1452 – 1519), который в своем философско-научном исследовании гениально объединил созерцание и мышление, в то время как никколо макиавелли развивал философию национальной истории. джордано бруно вновь открывает в видимой вселенной невидимую бесконечность бога, которая наполняет человека «героическими страстями». и уже окончательное преодоление средневековья в духе пытливой науки (естествознания) приходит вместе с галилео галилеем.




Итальянская кампания, русский
    , 10.7.1943-2.5.1945, военные действия вооруженных сил сша и великобритании против немецко-фашистских и итало-фашистских войск в италии во время 2-й мировой войны. началась сицилийской операцией, после капитуляции италии (3.9.1943) союзники заняли юж. италию, а затем, медленно продвигаясь на севере, к нач. 1945 вышли на рубеж специя - равенна. в апреле 1945 при содействии итальянских партизан освобождена сев. италия. немецко-фашистские войска капитулировали.


Итальянская коммунистическая партия (икп), русский
    , основана 21 января 1921 (до 1943 называлась кп италии). в числе основателей и руководителей - а. грамши, п. тольятти. икп прекратила свою деятельность в феврале 1991; на ее основе создана демократическая партия левых сил.


Итальянская лира, русский

Итальянская народная партия, русский
    , образована в январе 1994 на базе христианско-демократической партии (основана в 1943 на базе партии итальянских католиков "поляри").


Итальянская саранча, русский
    , насекомое семейства настоящих саранчовых; вредитель сельскохозяйственных и дикорастущих растений в евразии и сев. африке. буро- или серо-коричневая. длина 14,5 - 41 мм. см. также саранча.


Итальянская социалистическая партия, русский
    , основана в 1892. с 1892 называется партия итальянских трудящихся, с 1893 социалистическая партия итальянских трудящихся, с 1895 итальянская социалистическая партия, с 1930 итальянская социалистическая партия пролетарского единства, с 1947 итальянская социалистическая партия, с 1966 объединенная итальянская социалистическая партия - итальянская социал-демократическая партия, с 1968 итальянская социалистическая партия - итальянская секция социалистического интернационала.


Итальянская форма счетоводства, русский
    Старейшая в европе форма счетоводства, берущая свое начало в трудах л.пачоли и д.манчини. так называемая "старая" итальянская (венецианская) форма счетоводства включала журнал, памятную и главную книги. в дальнейшем (в 1688 г.) ф.гаратти усовершенствовал эту форму, разделив счета на синтетические и аналитические. последние были выведены из состава регистров, а этот вариант получил название новой итальянской формы счетоводства. в xv111 в. новая итальянская форма не претерпела существенных изменений, если не считать исключения из ее состава регистров памятной книги и введения а.мендесом специального правила: итог оборотов по журналу должен быть равен итогу дебетовых и итогу кредитовых оборотов по главной книге. эта форма не допускала разделения труда. поэтому к концу xv111 в. единый журнал стал распадаться на несколько регистров, что позволяло группировать факты хозяйственной жизни по типам операций.


Итальянский, русский

Итальянский карандаш, русский
    , инструмент для рисования. известные с 14 в., итальянские карандаши изготовлялись из черного глинистого сланца, позже преимущественно из порошка жженой кости, скрепленного растительным клеем. штрих итальянского карандаша имеет матовый оттенок, сравнительно слабую черноту.


Итальянский коммерческий банк, русский
    (banca commerciale italiana) , акционерный коммерческий банк италии (90% капитала принадлежит государству). основан в 1894. правление в милане. более 400 отделений и агентств в стране, 24 представительства (в т. ч. в москве), 9 отделений и 33 дочерних банка за рубежом. сумма баланса, собственный капитал, прибыль [млрд. лир (млрд. дол. сша)]: 81874 (66,46); 4344 (35); 373 (0,3) (кон. 1980-х гг.).


Итальянский поход суворова, русский
    , апрель-август 1799, военные действия российских и австрийских войск под командованием генерал-фельдмаршала а. в. суворова в сев. италии против французских войск во время войны франции со 2-й антифранцузской коалицией (1798-1802). победы российских войск (на реках адда и треббия и при нови) и российского флота в средиземноморском походе ф. ф. ушакова 1798-1800 привели к освобождению италии от французского господства.


Итальянский центр солидарности, русский

Итальянский язык, русский
    , официальный язык италии, ватикана (наряду с латинским), сан-марино, швейцарии (наряду с немецким, французским и швейцарским ретороманским). относится к романской группе индоевропейской семьи языков. письменность на основе латинского алфавита.


Философии институт ран (ифан), русский
    , организован в москве в 1929 в результате преобразования философской секции коммунистической академии. с 1936 в системе ан.


Философия, русский
  1. Мoвпаланбур

  2. (от греч. phileo люблю, sophia – мудрость) – любовь к истине. в этом смысле слово «философия» употреблялось впервые в сократической школе. слово «philosophos» впервые встречается у гераклита, обозначая исследователя природы вещей. вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. то от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. на философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. то, что выступает под названием «философия», в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет всеобщезначимых результатов – того, что можно познать и чем благодаря этому можно обладать. в-то время как науки получили в своих областях определенные обязательные и общепризнанные знания, философия не достигла ничего, несмотря на тысячелетние усилия. нельзя отрицать того, что в философии нет единодушия, присущего сфере окончательно познанного. то, что с необходимостью признается каждым человеком, становится в силу этого научным познанием и уже не является философией, а относится к особой области знания. в противоположность . наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. конечно, мы ушли дальше, чем древнегреч. врач гиппократ. но едва ли мы можем сказать, что мы ушли дальше платона. мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. в самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему. достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, т.е. одинаковой `для всякого человека, это – убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. в то время как научное познание направляется на отдельные предметы, знать о которых совершенно не обязательно для каждого, в философии речь идет о целостности бытия, которая присуща человеку как таковому, – об истине. там, где вспыхивает свет этой истины, она схватывается глубже, чем всяким научным познанием. правда, развитая философия связана с науками, она делает своей предпосылкой то наиболее высокое состояние, которое достигнуто науками в соответствующую эпоху. но смысл философии имеет совершенно др. происхождение. «там, где пробуждается человек, прежде др. наук выступает философия» (к. jaspers. einfьhrung in die philosophie, 1950). для философских вопросов характерна радикальность: исследуется не та или иная причинная связь, а смысл, который может быть присущ всему целому; т. к. для философствующего человека решающее есть чувственно данное, то всякое философствование является «экзистенциальным». согласно платону, философия – познание сущего, или вечного, непреходящего; по аристотелю, философия – исследование причин и принципов вещей. стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности, эпикурейцы – как путь для достижения счастья посредством разума. в эпоху христ. средневековья философия, в противоположность теологии (божественной мудрости), становится мирской мудростью, органом которой является естественный свет разума, в то время как органом теологии является сверхъественный свет, откровение. фрэнсис бэкон и декарт понимают под философией целостную, единую науку, облеченную в понятийную форму. христиан вольф называет философию наукой о всех возможных вещах – как и почему они возможны. кант отличает философию в ее школьном понимании – как систему всех философских знаний – от философии, рассматриваемой с точки зрения понимания ею мира, как науку об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума. фихте считает: то, что схватил наш дух, создал вокруг себя и внес в высший порядок вещей, и есть имеющаяся в нас философия; в нас должен существовать философ, наша целостная сущность; все наше духовное образование и образование сердца должно само быть философией. шеллинг ставит условие: призванным к философии является не тот, чей дух еще совершенно подобен tabula rasa, а тот, кто благодаря опыту познал всю широту и глубину того, что подлежит пониманию. гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя. согласно шопенгауэру, перед философией стоит задача повторить всю сущность мира в понятиях – в абстрактной, всеобщей и отчетливой форме. гёте признает себя философом, поскольку философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое, спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое. согласно н. гартману, философия является мировым сознанием, в котором человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мир и самого себя. философия как система обычно делится на теорию познания, метафизику (онтологию, космологию, философскую антропологию, философию существования, теологию), логику (логистику, математику), этику, философию права, эстетику и философию искусства, натурфилософию, философию истории и культуры, социальную и экономическую философию, религиозную философию, психологию. история философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением. философы всех времен и народов занимаются одними и теми же проблемами, во всех философиях есть теория познания, метафизика, этика и т. д. попытки разрешения этих проблем могут быть объединены в три большие историко-философские области: европейская философия, индийская философия и китайская философия. эти области делятся на историю философии отдельных народов (греч., нем., франц., англ., иудейскую и пр.), которые тем не менее связаны друг с другом через выдающиеся философские системы, направления, течения, школы и проч., и историю этих направлений, течений и т. д. (теория познания, метафизика, этика и т. д., патристика, схоластика, просвещение и т. п., реализм, идеализм, материализм и т. д.).

  3. (от фил ... и греч. sophia - мудрость), форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. в решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др. исторические формы философии: философские учения др. индии, китая, египта; древнегреческая, античная философия - классическая форма философии (парменид, гераклит, сократ, демокрит, эпикур, платон, аристотель); средневековая философия - патристика и выросшая из нее схоластика; философия эпохи возрождения (г. галилей, б. телезио, н. кузанский, дж. бруно); философия нового времени (ф. бэкон, р. декарт, т. гоббс, б. спиноза, дж. локк, дж. беркли, д. юм, г. лейбниц); французский материализм 18 в. (ж. ламетри, д. дидро, к. гельвецкий, п. гольбах); немецкая классическая философия (и. кант, и. г. фихте, ф. в. шеллинг, г. в. ф. гегель); философия марксизма (к. маркс, ф. энгельс, в. и. ленин); русская религиозная философия 19-20 вв. (в. с. соловьев, с. н. булгаков, с. л. фрак, п. а. флоренский, н. а. бердяев, л. шестов, в. в. розанов); философия русского космизма (н. ф. федоров, к. э. циолковский, в. и. вернадский); основные направления философии 20 в. - неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, аналитическая философия, философская антропология, структурализм, философская герменевтика. основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.

  4. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, об общих законах развития природы, человека и общества. философия вырабаты- вает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем челове- ка; она исследует познавательное, ценностное, социально- политическое, нравственное и эстетическое отношение челове- ка к миру. будучи детерминирована социальной действительно- стью, философия оказывает активное воздействие на обществен- ные отношения, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. философия – одна из девяти форм общественного сознания. [127].


Философия, русский

Философия веры, русский
    – см. философия чувства.


Философия жизни, русский
  1. – в широком смысле слова всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни, особенно если она оставляет в стороне теоретическое знание, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания. философия жизни стремится «понять жизнь из нее самой»; она стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта; она защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание – от понятия, «творческое» – от «механического». к сторонникам философии жизни причисляют многих досократиков (особенно эмпедокла) и стоиков, а также нем. натурфилософов послереформаторского периода, начиная с парацельса (особенно ван-гельмонта-старшего), представителей иррационализма 18 в. (особенно гаманна, гердера и гёте), нем. идеализма (особенно шеллинга), романтизма и биологизма. основателем современной, подчеркнуто антирационалистической философии жизни считается шопенгауэр и в еще большей степени ницше. в нач. 20 в. философия жизни в лице бергсона, зиммеля, дилътея, кейэерлинга и клагеса достигла вершины своего развития. в настоящее время философия жизни имеет только историко-философское значение, являясь предшественницей экзистенциализма – философии существования. переоценивая биологический момент, смешивая психическое и духовное, она неспособна понять объективное положение вещей. «философами жизни» называют иногда также моралистов.

  2. , философское течение кон. 19 - нач. 20 вв., исходящее из понятия "жизни" как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. в различных вариантах этого течения "жизнь" истолковывается как естественноорганическое начало в противоположность механически-рассудочному (ф. ницше, л. клагес, т. лессинг, л. фробениус и др.), как космическая сила, создающая новые формы ("жизненный порыв" а. бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (в. дильтей, г. зиммель), которая противопоставляется механической "цивилизации" (о. шпенглер). оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др.


Философия и операционный стиль руководства, русский

Философия истории, русский
  1. (выражение «философия истории» ввел вольтер, фактически же оно восходит к античности) – философское истолкование и оценка истории, т.е. по большей части результатов исторического исследования и изложения истории. важнейшими системами философии истории являются следующие: теологическая философия истории считает движущей силой истории решение бога; метафизическая философия истории – трансцендентальную закономерность или судьбу; идеалистическая философия истории – идеи, духовно-научную или духовно-душевную жизнь человека; натуралистическая философия истории – природу человека как обладающего побуждениями, страстями и его среду; материалистически-экономическая философия истории – экономические отношения. в зависимости от того, как определяется роль человека в истории, существует индивидуалистическая и коллективистская философия истории. с др. стороны, им противостоит фаталистическая (детерминистская) и активистическая (индетерминистская) философия истории. др. важные проблемы философии истории: сущность и границы исторического познания, образование понятий исторической науки, т. н. исторический закон, т. н. смысл истории – все эти проблемы сводятся к вопросу о том, связан ли необходимым образом «прогресс» с ходом истории и какие ступени при этом должны быть пройдены. исторически философия истории начинается в античности исследованиями геродота и фукидида о силе исторического движения, далее идет через полибия к целостному пониманию посидония и нравственно-политическому – плутарха. августин создал философию истории божественного государства, нашедшего свое земное выражение в христ. церкви, и его философия истории оказала решающее влияние на последующее тысячелетие. только в 18 в. философия истории принципиально вышла за пределы августиновского учения, на котором она основывалась в течение столетий; правда, она стала психологизирующей, желающей видеть в истории осуществление законов индивидуальной душевной жизни. нем. идеализм с его предшественниками, начиная с лейбница, считает господствующими в истории метафизические силы и идеи, а человека рассматривает как вплетенного в эмпирические и трансцендентальные события истории; гегель прямо-таки всю действительность считает историей, в которой господствует мировой разум. философия истории 19 и нач. 20 в. примыкает к философии истории 18 в., большей частью полемизируя с естественно-научной точкой зрения и часто развивая весьма абстрактную логику и теорию познания истории, нередко также склоняясь к историзму, или, как артур шопенгауэр, якоб буркхардт и освальд шпенглер, к пессимизму, или, как арнольд тойнби, к умеренному оптимизму, или, как марксизм, к принципиальному оптимизму, опирающемуся на диалектику мировых событий. все большее значение приобретает теологическая философия истории верующих. на последний вопрос, стоящий перед философией истории, – имеет ли смысл человеческая история – в настоящее время отвечают в общем отрицательно (за исключением христ. философии истории). см. также ожидание гибели. выдающиеся представители философии истории: вико («основания новой науки», 1940), монтескье («о духе законов», 1809), лессинг («мысли о воспитании рода человеческого»), гердер («идеи о философии истории человечества», 1959), кант («ideen zu einer allgemeinen geschichte in weltbьrgerlichen absicht», 1784), фихте («die grundzьge des gegenwдrtigen zeitalters», 1800), новалис («die christenheit oder europa», в «fragmente», 1802), гегель («лекции по философии истории», 1935), маркс и энгельс («манифест коммунистической партии», 1848), буркхардт («weltgeschichtliche betrachtung», 1905), дильтей («einleitung in die geisteswissenschaften», 1928), шпенглер («закат европы», 1923), теодор лессинг («geschichtsphilosophie als sinngebung des sinnlosen», 1927; «europa und asien», 1930).

  2. , раздел философии, занимающийся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием. представители философии истории (термин ввел вольтер) объявляли движущей силой истории божественное предопределение (августин), божественный разум (и. г. гердер), абсолютный дух (гегель), неизменную природу человека и его естественные условия (просветители, л. фейербах). в философии истории нового времени выдвигаются концепции исторического круговорота (о. шпенглер, а. тойнби, п. а. сорокин), христианской концепции смысла истории (н. а. бердяев, ж. маритен, р. бультман, р. нибур).


Бонавентура, русский
  1. (bonaventura) (собств . джованни фиданца, fidanza) (1221-74), философ-мистик, представитель августиновского платонизма; глава францисканского ордена, кардинал. был причислен к лику святых (1482), к числу 10 величайших учителей христианской церкви (1587). преподавал в парижском университете. основное сочинение - "путеводитель души к богу".

  2. (bonaventura), настоящее имя – джованни фиданца (род. 1221, боньярея, тоскана – ум. 15 июля 1274, лион) – средневековый схоласт; с 1257 – генерал францисканского ордена. в общих чертах развил пронизанную духом неоплатонизма и мистицизма теорию познания и метафизику света; считал, что логическим и моральным условием всякого познания истины является жизнь, посвященная служению богу. его соч. (в 11 тт.) изданы отцами bonaventura-collegium во флоренции, 1882-1902.


Начинается, русский

Руководитель, русский
  1. Руководитель, вождь, вожак, коновод, лидер; путеводная звезда, ариаднина нить. он всему голова. он душа этого дела. ср. вожак, воротила, правитель и учитель. , вожак, воротила, правитель, учитель

  2. Лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго о

  3. Лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования – наказания и поощрения подчиненных для воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность.


Помпонацци, русский
  1. (pomponatius) пьетро (род. 16 сент. 1462, мантуя – ум. 18 мая 1524, болонья) – итал. философ; учитель в падуе, ферраре и болонье. в своем соч. «de immortalitate animae» (1516), примыкая к последователю аристотеля периода поздней античности александру афродисийскому, он отрицал возможность существования нематериального индивидуального духа и сверхприродных явлений, свободу воли и бессмертие человеческой души, ибо она индивидуальна и связана с жизнью. против нападок церкви (ее мораль греха и искупления, направленную в потусторонний мир, он также не признавал) помпонацци защищался при помощи учения о двойственной истине.

  2. (pomponazzi) пьетро (1462-1525) , итальянский философ, ведущий представитель аристотелизма эпохи возрождения. в духе учения о двойственной истине отвергал возможность рационального доказательства бессмертия души как истины религиозного откровения; нравственная добродетель - сама по себе естественная награда человека. оказал влияние на европейское свободомыслие 16-17 вв. сочинение "о бессмертии души" вызвало бурные нападки со стороны ортодоксального томизма.


Аристотелизм, русский
  1. , философские течения и школы, находившиеся под влиянием учения аристотеля. об аристотелизме в античности см. перипатетическая школа. в средние века, часто в сочетании с неоплатонизмом, получил распространение в греческой патристике (иоанн дамаскин) и византийской философии, в арабской (кинди, фараби и особенно ибн рушд) и еврейской (м. маймонид) философии; с кон. 12 в. аристотелизм оттесняет в зап. европе платонизм и в 13 в. становится философской основой схоластики (альберт великий, фома аквинский и томизм, аверроизм); в 14-16 вв. определяет философию падуанской школы. схоластический аристотелизм, господствовавший в западноевропейских университетах вплоть до 17-18 вв., подвергался резкой критике начиная с эпохи возрождения.

  2. – философское направление, исходящее из философии аристотеля (см. аристотель, перипатетики). в послеклассическую эпоху особенно сильное влияние аристотелизм оказал на араб. (аверроэс) и евр. (маймонид) философию; начиная с 18 в. он владел умами философов запада; распространению аристотелизма содействовали альберт великий и фома аквинский, конечно, внесшие в него – что было обусловлено влиянием христианства – существенные изменения. аристотелизм стал философской основой современной католич. неосхоластики. в эпоху возрождения попавшие в италию визант. ученые внесли в аристотелизм живую струю, противопоставив гуманизм схоластике; в германии схоластика как католич. (суарес), так и протестант. (меланхтон) толка основывалась на аристотелизме. см. также неотомизм.


Естественник, русский
    Естественник , ученик


Объединить, русский

Исследование, русский
  1. Исследование , испытание, книга

  2. 1. проведение научного изучения. 2. осмотр для выяснения, изучения чего-либо. 3. научный труд.

  3. Разновидность деятельности, направленной на получение и развитие обобщаемых знаний. такие знания включают теории, принципы, взаимосвязи или накапливаемую информацию, на которой они основаны, и могут быть подвержены приемлемым методам научного наблюдения, логического вывода и/или эксперимента (адаптировано из cioms, 1993). когда объектами эпидемиологического исследования становятся люди, обязателен этический контроль, однако грань между исследованиями, которые требуют контроля, и обычной практикой, например, надзором или эпидемиологическим контролем, к которому те же правила могут не относится или быть менее обязательными, слабо различима.

  4. Вид познавательной деятельности человека с целью приобретения новых знаний

  5. Процесс выработки новых знаний. характеризуется

  6. (буквально «следование изнутри») в пре- дельно широком смысле – поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. в более узком смысле научное исследование – цикл научной деятельности, направлен- ный на решение конкретной научной проблемы. [70].


Йегер, русский
  1. (jager) вернер (род. 30 июля 1888, лоберих, рейнская область – ум. 19 окт. 1961, сша) – нем.-амер. филолог и историк философии; с 1924 по 1936 – профессор в берлине, с 1939 – в гарвардском унте в кембридже (массачусетс), изучал философию аристотеля («aristoteles. grundlegung einer geschichte seiner entwicklung», 1923), платона («paideia. die formung des griechischen menschen», 3 bde., 1934- 1945) и григория нисского, собр. соч. которого он издавал с 1921 («gregorii nysseni opera», 2 v.). как педагог йегер занимался новым обоснованием гуманистической идеи и гуманистического идеала образования («das problem des klassischen und die antike», 1931; «humanistische reden-und vortrдge», 1937). кроме вышеуказанных, йегер написал следующие произв.: «demosthenes. der staatsmann and sein werden», 1938; «humanism and theology», 1943; «the theology of the early greek philosophers», 1947.

  2. (jaeger) вернер (1888-1961) , немецкий историк и филолог-классик. автор обобщающего труда "пайдейя: формирование греческой мысли" (1934).

  3. (jaeger) ханс хенрик (1854-1910) , норвежский писатель. дидактические пьесы "ольга" (1883), "умственное искушение" (1884). в романе "из жизни христианской богемы" (1885; был запрещен и конфискован), написанном в духе натурализма, идея анархической свободы личности. драмы.


Исчисление бесконечно малых величин, русский
    (франц. calcul infinitesimal) – вычисления, производимые с бесконечно малыми величинами, при которых производный результат рассматривается как бесконечная сумма бесконечно малых. исчисление бесконечно малых величин является общим понятием для дифференциальных и интегральных исчислений, составляющих основу современной высшей математики.