Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Учение о познании

Глоссарий по философии
    – наука о познании. различают: 1) теорию познания как специальное исследование познания; она в свою очередь делится на критику познания, отправляющуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию (см. кант. критика чистого разума), и на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. 2) метафизику познания, которая исследует сущность познания, исходя большей частью из возможности познания, заключенной в бытии познающего и познаваемого. в 19 и нач. 20 в. в учении о познании возникло множество направлений: эмпиризм, эмпириокритицизм, идеализм, иллюзионизм, конвенционализм, критицизм, феноменализм, позитивизм, прагматизм, реализм-, сенсуализм, скептицизм. в настоящее время учение о познании потеряло свою самостоятельность и свое значение. в философии шелера оно выступает только как раздел учения об объективных сущностных взаимосвязях. у неотомистов, а также у н. гартмана и с. александера оно включается в метафизику. экзистенциализм пытается заменить отношения субъект – объект понятием бытия человека в мире.




Познание, русский
  1. Познание , знание, понимание

  2. Постижение чего-либо, приобретение знаний о чем-либо; постижение закономерностей некоих явлений, процессов и пр.

  3. – усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. познанием называют как (неточно) процесс, который правильнее было бы обозначить словом «познавание», так и результат этого процесса. в философском смысле познание всегда есть акт, в котором «нечто познается как нечто»; напр., говорят: «он познал его как лжеца». в познании, т. о., содержится оценка, которая опирается на опыт. кто не знает, что есть лжец и что лжец есть, тот никогда не сможет познать человека как лжеца. в познании всегда содержится также узнавание. новое, не зависящее от внутреннего и внешнего опыта познание может возникнуть только как следствие творческой фантазии. познание исследуется со времен греч. философии, оно изучается с точки зрения (объективного) источника, или происхождения (субъективной), способности, т.е. возможностей к познанию, с точки зрения цели, характерных черт и силы, а также с точки зрения границ и препятствий (апории и антиномии). это исследование познания составляет предмет учения о познании, которое только с канта определилось в качестве особой области философии, получив название «теория познания», и которое в 19 в., а также в нач. 20 в. порой заглушало почти все прочие направления философии. внутри познания проводят различие между (неподлинным) формальным, или абстрактным, познанием и (подлинным) содержательным, или конкретным, познанием; в свою очередь внутри этого деления происходит членение на многие виды познания в соответствии с наиболее важными предметными областями. в познании субъект и объект противостоят друг другу как познающее и познаваемое. субъект постигает, а объект постигаем. понимание происходит в силу того, что субъект вторгается как раз в сферу объекта и переносит его в свою собственную орбиту, поскольку определенные моменты объекта отображаются в субъекте, в возникающих в нем отображениях (см. явление). это отражение также объективно, т.е. субъект отличает отражение, в образовании которого он даже принимал участие, от самого себя как противостоящего отражению. отражение неидентично объекту, хотя ему подобает быть «объективным». объект независим от субъекта. он более чем просто предмет познания, и в этом «более чем быть просто объектом» объект выступает как «трансобъективное». наряду с бытием объекта в качестве предмета он обладает и бытием-в-себе. если объект мыслится независимо от отношения познания, то он становится вещью. но субъект также может быть субъектом для самого себя, т.е. он может сознавать свою способность познания; помимо свойства быть познающим он обладает еще и бытием-для-себя. бытие-в-себе объекта означает, что наряду с познаваемым в объекте остается еще не познанный остаток. тот факт, что мы никогда не можем полностью и без остатка охватить предмет познания, постичь во всей полноте его определенность, отражается в несовпадении объекта и образа. поскольку субъект знает об этом различии, появляется такой феномен, как проблема, который порождает напряжение в процессе дальнейшего познания и требует все больших усилий познания. смягчение такого напряжения надо искать в направлении прогресса познания, благодаря которому граница между тем, что уже познано, и тем, что должно быть познано, передвигается в трансобъективное. деятельность сознания приводит к прогрессу познания; стремление сознания к познанию есть прогрессирующее «предрасположение себя" к определенностям объекта. то, что должно быть познано, является для стремящегося к познанию сознания неисчерпаемым, т.е. бесконечным. прогресс познания находит свой окончательный предел в границе познаваемости. за этой границей начинается непознаваемое, трансинтеллигибельное (часто ошибочно называемое иррациональным). «как трансобъективное надо искать в направлении познанного (причем оно все более отодвигается в этом направлении), так трансинтеллигибельное надо искать внутри трансобъективного (причем оно все более отодвигается в направлении познаваемого)» (н. гартман). существование трансинтеллигибельного – это такое существование, которое не дает прекратиться процессу познания. область трансинтеллигибельного, к которой принадлежат бытие-в-себе (см. также реальность) и 6ытие-для-себя, является медиумом, осуществляющим действенную связь между объектом и субъектом. каким образом происходит перенос определенных моментов объекта на субъект, по сути дела, неизвестно. но если исходить из того, что все сущее, поскольку оно принадлежит к общей сфере непознаваемого, всесторонне как-то обусловлено, определено, если, далее, полагать, что субъект является наиболее способным среди всего сущего к реагированию и чувствованию, то из этого следует, что вся система сущего должна из трансобъективного через объект и отражение предстать перед субъектом в явлении. с этой точки зрения познание есть постижение прежде всего соответствующих субъекту членов отношений между объектом и субъектом. принципы познания, т.е. способ, каким совершается познание, должны быть, т. о., одинаковыми для всех субъектов. с др. стороны, напр. из исчисляемости физических процессов (возможностей с учетом известных погрешностей), следует, что границы математической логики (и тем самым значимость, законность априорного взгляда) находятся за сферой. применение положений математики к природным явлениям означает распространение логической сферы на реальную. имеются логические связи и отношения, которые согласуются со связями и отношениями реального. в соответствии с этим логическая сфера является посредником между миром отражения и миром реального. следовательно, принципы познания не только одинаковы для всех субъектов, но они выступают также и в мире объективного – как категории. познание возможно, потому что категории познания идентичны категориям бытия. однако как неверно говорить, что все категории познания являются категориями бытия, так неправильно доказывать, что все категории бытия представляют собой одновременно и категории познания. если бы было действительно первое, то всякое познание содержало бы чистую истину; если бы было действительно второе, то все сущее было бы познаваемо без остатка. область категорий бытия и категорий познания совпадает частично, и только этим можно объяснить, что процессы природы кажутся совершающимися по математическим законам: напр., орбиты движения планет фактически являются «эллиптическими».

  4. , процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

  5. Совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

  6. Способ отражения объективной реальности путем получения знания о ней.

  7. Умственный процесс приобретения знаний. он включает в себя восприятие, рассуждение, творческую деятельность, разрешение возникших проблем и, возможно, интуицию. в познании выделяют два уровня: чувственное позна- ние, осуществляемое с помощью ощущения, восприятия, представ- ления, и рациональное познание, протекающее в понятиях, сужде- ниях, умозаключениях и фиксируемое в теориях. различают также обыденное, художественное и научное познание, а в рамках послед- него – познание человека, познание природы и познание общества. различные стороны процесса познания исследуются рядом специ- альных наук: когнитивной психологией, историей науки, социологи- ей науки и т.п. общее учение о познании дает философская теория познания – гносеология. [115].


Познание научное, русский
    Исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное методами получения и проверки новых знаний. научное знание отличается от обыденного своей систематичностью, обоснова


Познание обыденное, русский
  1. Познание, реализуемое в повседневной жизненной практике. в некоторой степени схоже с познанием научным: приходится опираться на определенные выявленные закономерности жизни; при взаимодействии с новым – на определенные гипотезы, не всегда осознанно формул

  2. Познание, реализуемое в повседневной жизненной практике. в некоторой степени схоже с познанием научным: приходится опираться на определенные выявленные закономерности жизни; при взаимодействии с новым – на определенные гипотезы, не всегда осознанно формулируемые; эти гипотезы проверяются практикой, при неподтверждении меняются, и соответственно им производятся действия. однако есть и существенные различия. в житейском опыте опора производится преимущественно на обобщения эмпирические, а наука опирается на обобщения теоретические. житейский опыт преимущественно индивидуален, наука стремится к универсальности знания. житейский опыт ориентирован на практический эффект, наука (особенно «чистая») на знание как таковое, как самостоятельную ценность. наконец, в познании обыденном методы познания, как правило, не вырабатываются специально, тогда как в науке создание и обоснование методов принципиально важно.


Познание религиозное, русский
  1. В отличие от науки, коей свойственна готовность к самоопровержению (далеко не всегда реализуемая) – вплоть до базовых принципов, религиозное знание – в рамках любой конфессии – обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа ве

  2. В отличие от науки, коей свойственна готовность к самоопровержению (далеко не всегда реализуемая) – вплоть до базовых принципов, религиозное знание – в рамках любой конфессии – обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа веры (правда, в основе научных представлений тоже всегда лежат некие постулаты, принимаемые без доказательств и чаще всего недоказуемые; ученые явно или неявно отстаивают их, защищая так, как если бы они были бесспорными). другое различие: в познании религиозном мир рассматривается как проявление божественных замыслов и сил, тогда как в науке он рассматривается как относительно самостоятельная реальность.


Познание художественное, русский
  1. Свойственно искусству; отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное ви

  2. Свойственно искусству; отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира, кое чаще всего и составляет основной интерес в художественном произведении. в противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества науке свойствен интеллектуализм и рационализм.


Познания, русский

Познания теория, русский
    , см. теория познания.


Ученая степень, русский
    , научная квалификация в определенной отрасли знания. как правило присуждается после соответствующих этапов обучения в вузе или по завершении образования в его исследовательском (напр., аспирантском) подразделении и публичной защиты специальной научной работы. в университетах россии единые правила присуждения ученой степени магистра и доктора действовали в 1819-1917. в 1937 в ссср были установлены степени кандидата и доктора наук. с 1992 в российской федерации вводится принятая во многих странах мира система ученых степеней: бакалавра, магистра, доктора (ок. 20 отраслей).


Учение, русский
  1. Учение, преподавание, наставление, дрессировка; наука, дисциплина, доктрина; воззрение, теория, система. ср. наука. , наука

  2. Система воззрений мыслителя или ученого; совокупность положений о какой-либо области явления.

  3. ,..1) одна из сторон процесса обучения - деятельность ученика в овладении знаниями и навыками...2) совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности...3) система воззрений какого-либо ученого или мыслителя.

  4. Совокупность теоретических положений о какойлибо области явлений действительности


Учение, русский

Учение (воен.), русский

Учение атомно-молекулярное, русский
    См. атомно-молекулярное учение.


Учение и ученье, русский

Учение о болезнях желудка, русский

Учение о внутренних органах, русский

Учение о всеобщем одушевлении, русский
    – то же самое, что панпсихизм.


Учение о выражении, русский
    – учение о том, что доступное наблюдению бытие и поведение человека есть выражение психического состояния и психических процессов; оно входит как составная часть в учение о характере, поскольку характер становится доступным для понимания благодаря формам выражения. современная психология причисляет к гештальткачествам также свойства сущности, показывая, что предметы и отношения вещей также обладают сущностью и через ее свойства выражают свой «характер» – в большинстве случаев неподвластным человеку образом. в зависимости от того, рассматриваются образы выражения (установившиеся телесные формы) или выразительные движения, позволяющие выявить скрытое за ними душевное содержание, различают учение о статическом выражении (физиономику) и учение о динамическом выражении (патономику). к учению о статическом выражении относится учение о конституции, задачей которого является исследование связей, существующих между телом и характером; сюда же относится (сильно переоцениваемое) учение о том, какое значение имеет при определении характера форма головы (см. френология), лица (см. физиономика), рук (см. хирономика). к учению о динамическом выражении относится учение о содержании, которое находит выражение в игре лица, в свойственных телу манерах и жестах (см. мимика) и пантомимике, точно так же, как в походке, в характерных особенностях голоса, в манере говорить. особенно важное значение имеет почерк (см. графология), исследование которого создает благоприятные условия для исследования выражения, т. к. в письме, как и в каждом трудовом процессе, фиксируются и закрепляются следы определенных форм выражения того, кому оно принадлежит. в современном учении о выражении все чаще и чаще прибегают к исследованию динамических форм выражения, поскольку они позволяют сделать вывод относительно закономерностей. хотя к динамическим формам выражения могут быть отнесены только (изменчивые) душевные настроения, но и изучение специфических форм потенциальной возможности поведения, изучение оттенков выражения лица, также поможет произвести классификацию постоянных черт характера того или иного человека. учение о выражении развивалось параллельно с психологией; от рассмотрения отдельных элементов (когда отдельному признаку по мере надобности приписывалось определенное значение) перешли к целостному рассмотрению (признак приобретает определенное значение только в том случае, если он ставится в связь с др. признаками, в каждом движении проявляется весь характер человека); возник этот метод уже в 18 в., в период возрождения учения о выражении (гёте, лафатер, лихтенберг), его развитию особенно большое содействие оказали и.и.энгель своим произв. «ideen zu einer mimik» (1785- 1786), t. пидерит и ч. дарвин. в 19 в., под влиянием развития естественнонаучного мышления, это учение было почти совсем забыто. в настоящее время видным представителем и продолжателем учения о выражении может считаться людвиг клагес.


Учение о лечении зубов, русский

Учение о методе, русский
    – методология, исследование метода, особенно в области философии и в частных науках, и выработка принципов создания новых, целесообразных методов. учение о методе появляется впервые в новое время. до этого не проводилось различия между наукой и научным методом.


Учение о мышечных движениях, русский

Исследование, русский
  1. Исследование , испытание, книга

  2. 1. проведение научного изучения. 2. осмотр для выяснения, изучения чего-либо. 3. научный труд.

  3. Разновидность деятельности, направленной на получение и развитие обобщаемых знаний. такие знания включают теории, принципы, взаимосвязи или накапливаемую информацию, на которой они основаны, и могут быть подвержены приемлемым методам научного наблюдения, логического вывода и/или эксперимента (адаптировано из cioms, 1993). когда объектами эпидемиологического исследования становятся люди, обязателен этический контроль, однако грань между исследованиями, которые требуют контроля, и обычной практикой, например, надзором или эпидемиологическим контролем, к которому те же правила могут не относится или быть менее обязательными, слабо различима.

  4. Вид познавательной деятельности человека с целью приобретения новых знаний

  5. Процесс выработки новых знаний. характеризуется

  6. (буквально «следование изнутри») в пре- дельно широком смысле – поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. в более узком смысле научное исследование – цикл научной деятельности, направлен- ный на решение конкретной научной проблемы. [70].


Возможности, русский

Эмпириокритицизм, русский
  1. (от греч . empeiria - опыт и критика) (махизм), философское течение, основано р. авенариусом и э. махом; форма позитивизма кон. 19 - нач. 20 в.

  2. – основанная р. авенариусом философская система «чистого опыта», критический эмпиризм, который стремится ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки «естественного понятия о мире».


Иллюзионизм, русский
  1. – философское направление, объявляющее все истинное, прекрасное и нравственное иллюзией, видимостью, обманом; иллюзионизмом явдяются также учения упанишад и шопенгауэра, согласно которым пространственновременной внешний мир есть «покрывало майи», «фантасмагория», «феномен мозга», только видимость.

  2. , в изобразительном искусстве обман глаз, имитация, создающая впечатление реального существования изображаемого пространства и предметов, как бы стирающая грань между реальным и изображаемым миром (архитектурно-перспективные росписи барокко, натюрморты-"обманки" 18 в.).


Конвенционализм, русский
  1. (от лат. conventio – договор, соглашение, сделка) – философское направление, подчеркивающее, что характер понятий, определений, аксиом, гипотез покоится на чисто целесообразном соглашении ученых.

  2. , направление в философском истолковании науки, согласно которому в основе математических и естественно-научных теорий лежат соглашения (конвенции) между учеными. основоположник конвенционализма - а. пуанкаре; принципы его выражены в ранних сочинениях р. карнапа и к. айдукевича. элементы конвенционализма характерны для неопозитивизма, операционализма, прагматизма.


Феноменализм, русский
  1. – философское направление, рассматривающее предметы опыта или как проявления (феномены) непознаваемой «вещи-в-себе» (объективный феноменализм), или как простые феномены сознания и субъективные ощущения (крайний феноменализм). объективный феноменализм защищали кант, шопенгауэр, гербарт, лотце, э. гартман; крайний феноменализм – мах, файхингер.

  2. , философское учение, признающее непосредственным объектом познания явления. феноменализм характерен для учения дж. беркли, махизма.


Позитивизм, русский
  1. Философское направление, утверждающее, что все пози-- : .тивное (подлинное) знание есть совокупный результат специальных наук; наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, как исследовании мировоззренческих проблем, а роль науки ограничивает

  2. (франц . positivisme, от лат. positivus - положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. основан в 30-х гг. 19 в. о. контом (ввел самый термин). различают "классический" позитивизм - э. литтре, и. тэн, э. ренан (франция), дж. с. милль, г. спенсер (великобритания), в. в. лесевич, м. м. троицкий (россия); эмпириокритицизм (махизм); современная форма позитивизма - неопозитивизм (см. аналитическая философия). оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й пол. 19 в.).


Прагматизм, русский
  1. – ведущее свое происхождение от амер. философа г. пирса название философского воззрения, которое видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии (греч. pragma, praxis) и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике (прагматизм как философия успеха). ср. инструментализм (так называется прагматизм у дьюи, поскольку для него мышление является инструментом действия), гуманизм (см. шиллер), функция, персонализм (см. дьюи). в наиболее полной форме прагматизм был развит амер. философом уильямом джемсом, который писал о прагматистском понятии истины: «в качестве истины, которая может быть принята, прагматизм признает лишь одно то; что наилучшим образом руководит нами, что лучше всего приспособлено к любой части жизни и позврляет лучше всего слиться со всей совокупностью опыта». прагматизм развивался преимущественно в сша, параллельно с бергсонианством, с которым имеет много общих черт. прагматистские идеи имеются уже у зиммеля и файхингера. прагматизм близок позитивизму.

  2. (от греч . pragma, род. п. pragmatos - дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление - средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории - инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. возник в 70-х гг. 19 в. в сша; основные идеи высказал ч. пирс, доктрину разрабатывали у. джемс, дж. дьюи, ф. к. с. шиллер, дж. г. мид.

  3. Отрицание необходимости познания объективных законов действительности и признание истиной лишь того, что даст практически полезные результаты. прайм-тайм


Сенсуализм, русский
  1. В психологии – учение и методологическая позиция, характерные допущением, что все содержание психической жизни исчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в ходе жизнедеятельности субъекта познания. на базе сенсуализма возникла психология ассоци

  2. В психологии – учение и методологическая позиция, характерные допущением, что все содержание психической жизни исчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в ходе жизнедеятельности субъекта познания. на базе сенсуализма возникла психология ассоцианистская, в коей задачей психологического эксперимента виделось выявление первичных чувственных элементов, или ощущений, из коих складывается вся душевная жизнь. дальнейшее развитие психологии экспериментальной показало, что действительная структура сознания значительно сложнее, что мыслительные акты не могут рассматриваться как ассоциации ощущении, что в интеллекте есть содержание, несводимое к чувственным образам, а объяснить мотивацию поведения и роль действия в построении этих образов сенсуализм вообще бессилен.

  3. (от лат. sensus – чувство, ощущение, смысл) – теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения. сенсуалистами в древности, в частности, были киренаики и эпикурейцы; в средние века сенсуализм был мало распространен. в новое время локк заложил основу сенсуализма своим известным положением: нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве (nihil est in intellectu, quod non prius fuerti in sensu). систематическое обоснование сенсуализм получил у франц. просветителей, напр. у кондильяка: чувственное восприятие охватывает все духовные способности. юм добавляет к «внешнему опыту», из которого исходили все прежние представители сенсуализма, «внутренний опыт»: все творческие силы души не более чем способность связывать, переставлять и увеличивать материю, данную при помощи чувств и опыта. противоположное понятие – рационализм. чрезвычайно близки к сенсуализму эмпириокритицизм и позитивизм.

  4. (от лат . sensus - восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания. противостоит рационализму. основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли п. гассенди, т. гоббс, дж. локк, к. гельвеций, д. дидро, п. гольбах, а также дж. беркли, д. юм.


Скептицизм, русский
  1. (от греч. skeptikos рассматривающий, исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм предшествующих философских школ представлен прежде всего пирроном, затем средней и новой академиями (аркесилай, карнеад) и т. н.. поздним скептицизмом (энезидем, секст эмпирик и др.). энезидем указывает десять принципов (троп) скептицизма: первые шесть – это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа – это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов. в новейшее время опять обращается внимание на то, что в каждом «чисто» научном знании большую роль играет вера: напр., вера в соответствие, хотя бы и не полное, категорий бытия и познания. в обыденном смысле скептицизм – психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. см. также основное отношение, речей.

  2. (от греч . skeptikos - разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. крайняя форма скептицизма - агностицизм. направление древнегреческой философии: ранний скептицизм (пиррон), скептицизм академии платоновской (аркесилай, карнеад), поздний скептицизм (энесидем, секст-эмпирик и др.). в новое время (16-18 вв.) синоним свободомыслия, критики религиозных и философских догм (м. монтень, п. бейль и др.).


Самостоятельность, русский
  1. Самостоятельность , лишить самостоятельности

  2. Обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.


Экзистенциализм, русский
  1. (от позднелат . exsistentia - существование), или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в россии, после 1-й мировой войны в германии, в период 2-й мировой войны во франции, а после войны в других странах. идейные истоки - учение кьеркегора, философия жизни, феноменология. различают религиозный экзистенциализм (к. ясперс, г. марсель, н. а. бердяев, л. шестов, м. бубер) и атеистический (м. хайдеггер, ж. п. сартр, а. камю). центральное понятие - экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования - забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. оказал значительное влияние на литературу и искусство запада.

  2. (от позднелат. exsistentia – существование), или философия существования, – направление в философии иррационализма, возникшее в нач. 20 в. в россии, германии, франции и др. странах. нужно различать три формы т. н. экзистенциализма: 1) экзистенциальная онтология хайдеггера ("sein und zeit», 1927), осн. вопрос которой – о смысле бытия; 2) экзистенциальное озарение к. ясперса («philosophie», 1932), который отклоняет вопрос о смысле бытия как неразрешимый и сосредоточивает свое внимание на уяснении способа бытия человеческой экзистенции и ее отношения к (божественной) трансценденции; 3) экзистенциализм ж. п. сартра, который впервые ввел это название как термин («l`etre et le neant», 1943). его философия – это самостоятельное преобразование взглядов хайдеггера в своего рода субъективистскую метафизику. исходным пунктом экзистенциализма является философия кьёркегора, которая (в качестве протеста против гегелевского панлогизма) освобождает человека от всякой целостности (человеческих организаций, мира идей, понятий), обусловливающей его жизнь и тяготеющей над ним, и ставит его перед лицом такого же изолированного бога, перед которым он предстает «со страхом и трепетом». экзистенциализм возник накануне первой мировой войны в россии (шестов, бердяев), после первой мировой войны в германии (хайдеггер, ясперс, бубер): понятие экзистенциализма впервые введено к. ясперсом («die geistige situation der zeit», 1931), наиболее четко выразил его мартин хайдеггер. для философской атмосферы того периода, в которой возник экзистенциализм, характерны отступление на задний план методологически-теоретико-познавательной проблематики (дильтей), обращение к объекту (гуссерль), возрождение метафизики (н. гартман) и идея философской антропологии (шелер). во время второй мировой войны экзистенциализм перешел во францию, где он представлен гл. о. жаном полем сартром и габриэлем марселем. одиночество человека перед лицом бога, признанное кьёркегором (см. диалектическая теология) превратилось в экзистенциализме в одиночество человека перед лицом ничто; отсюда возникает осн. состояние страха (см. состояние, страх), которое только и может открыть человеку бытие, привести его к самостоятельному бытию и к свободе. поэтому этот страх нужно сознательно взять на себя и переносить его (см. решимость). экзистенциализм антирационалистичен. он считает рассудок непригодным инструментом для исследования истины и приписывает ценность процессу познания только в том случае, если познание рассматривается как естественный образ действий личности в целом (см. озабоченность), но не как духовная функция, взятая изолированно. неизуродованный, связанный повседневностью, инстинктивно действующий человек мыслит экзистенциально, т.е. он не мыслит абстрактно, спекулятивно, систематически (см. также мышление по воспоминанию). экзистенциальное мышление – это такое мышление, в котором по мере надобности участвует физически-душевно-духовный человек целиком, вместе со всеми своими чувствами и желаниями, со своими предчувствиями и опасениями, своим опытом и надеждами, своими заботами и нуждами. только такому «мыслителю» (см. установка) открывается истина, существенное в вещах. рассудок по своей природе слеп к ценностям, он исторически сложился как таковой, а ценности и являются именно тем, что делает вещи познаваемыми данностями и приводит в движение жизнь. экзистенциализм есть попытка дать картину изначального экзистенциального мышления и представить его результаты. осн. принцип человеческого существования – это быть-в-мире, причем «мир» – это трудовой мир, мир вещей, которые являются предметом заботы, совокупность орудий, причем «быть» значит то же, что «быть-при», «жить-при», «быть посвященным в». бытие-в-мире – это экзистенциалия существования, но, кроме того, и трансценденция (по хайдеггеру, выход за пределы) существования в этот мир, следовательно, остающаяся имманентной трансценденция. существование- «выходит в мир». благодаря осн. принципу существования снимается противопоставление субъекта и объекта (см. познание); только теоретически изолированное «сознание» становится вторичным источником этого противопоставления. эти открытия являются вообще самыми замечательными выводами экзистенциализма, которые богаты последствиями. уже феноменология превратила сознание в непсихическую данность, просто в исходный пункт интенциональности (см. интенция). согласно экзистенциализму, интенциональность существования коренится в трансценденции существования, в его бытии-при-мире. следовательно, преодолевается не только понятие сознания, но и бытие-вне-мира субъекта, оторванность субъекта от мира. согласно экзистенциализму, мир – то же самое, что совместный мир; «другие» всегда уже существуют вместе, со мной, и их не нужно предварительно познавать; существование есть совместное бытие (см. также коммуникация). существование – это «всегда мое», это мое владение и моя ноша, оно заброшено в свое «здесь», постоянное-бытие-вмире, ему свойственна заброшенность (см. также фактичность, историчность); оно необходимо именно в том виде, как оно есть. существование имеет возможность, а вместе с тем и свободу усвоить себе фактичность и благодаря понимающему постижению этой свободы стать «подлинным» существованием или же закрыть глаза на эту фактичность и не найти самого себя. подлинное существование есть существование в качестве экзистенции. речь всегда идет о его собственной возможности бытия, оно направлено в будущее и постоянно отталкивается от настоящего; характеристика бытия – это быть-устремленным-вперед; это и есть экзистенциальность в подлинном смысле. фактичность, возлагание на себя ответственности за собственное существование, открывается перед каждым человеком благодаря состоянию существования и пониманию; осн. состояние – страх, осн. структура самого существования – забота, «бытие-при» – озабоченность, совместное бытие с другими – это общая забота. неизбежные моменты существования, как правило, скрываются за болтовней безличного man (см. также забвение), благодаря man недооценивается также смерть, эта пограничная ситуация, в то время как она дает единственную возможность существованию понять себя как целое, как завершенное и неизменное. ставить-себя-пред-лицом-смерти – это бессознательный, длительный акт существующего человека, быть-устремленным-вперед, в сущности, значит «заглядывание в смерть», которым экзистенция раскрывается как бытие, идущее к смерти. в смерти становящееся целостностью существование приходит к самому себе, она и есть будущее, из которого вытекает также временность, а также историчность и конечный характер существования. согласно ясперсу, подлинному самостоятельному бытию способствует также всебе-бытие (см. познание), соединяющее его с трансценденцией, которая обнаруживается посредством шифра. осн. различие между хайдеггером и ясперсом заключается в том, что ясперс обращается к людям, чтобы они позаботились о подлинном существовании, в то время как хайдеггер, исходя из существования, стремится обнаружить бытие и открыть его смысл. экзистенциализм хайдеггера, в сущности, является фундаментальной онтологией. понимание сартртом сознания других (людей), свободы, ничто и смерти резко отличается от понимания обоих нем. философов; новым во франц. экзистенциализме является понятие экзитенциального психоанализа и неискренности (mauvaise foi). экзистенциализм марселя – христ., близкий к экзистенциализму ясперса. экзистенциализм – философия суровая и трезвая; в центре его исследований стоит человек, ставший благодаря опыту двух мировых войн реалистичным, враждебным идеологии; человек, сил которого хватает только на то, чтобы существовать, и преследующий единственную цель – внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы. как экзистенциалисты выступают и писатели; это прежде всего р. м. рильке в своих поздних произв. и франц кафка в своих романах «процесс» (1915) и «замок» (1922).


Учение о порядке,, русский
    Наука о порядке – введенное в.ф. оствальдом, x. дришем и амер. философом райсом обозначение логики в самом широком смысле общего учения о предметах.


Учение о методе, русский
    – методология, исследование метода, особенно в области философии и в частных науках, и выработка принципов создания новых, целесообразных методов. учение о методе появляется впервые в новое время. до этого не проводилось различия между наукой и научным методом.