Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Философские школы

Глоссарий по философии
    . – в древней греции философскими школами часто являлись внутренне прочно связанные организации, продолжавшие существовать на протяжении столетий, с благоговением относившиеся к осыпаемым почестями родоначальникам школ (как было, напр., в случае с пифагором, платоном, эпикуром) и их идеям. подлинная цель философских школ состояла соответственно в гораздо большей степени в совместном изучении и философствовании, чем в обучении. глава школы (греч. scholarch [os]) или какой-либо последователь (греч. diadochos, diadoche)" основателя школы распоряжался имуществом и осуществлял управление ею до конца своей жизни. (относительно отдельных философских школ в греции см. греческая философия.) в период средневековья крупные монашеские ордена (доминиканцев, францисканцев, августинианцев) и некоторые известные монастыри (напр., мартина, виктора, шартра, пор-рояля) являлись в то же время и философскими школами. в новое время уже нет никаких школ, которые , представляли бы собой особые институты; т. о., под словом «школа» часто понимают определенное философское направление, обязанное своим названием определенным университетам, напр. марбургская, вюрцбургская, кембриджская, шотл. школы, венский кружок.




Философская антропология, русский
  1. – философское направление, сложившееся после второй мировой войны в германии. осн. идеи и методологические установки восходят к работам м. шелера, г. плеснера, в которых на базе многообразных способностей человека определяется способ постановки и решения касающихся его философских проблем. это течение вовлекает в сферу исследования все слои душевно-духовной жизни человека (эмоции, инстинкты, влечения), занимается поисками антропологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов. в богатство социальной жизни философская антропология включает широкий спектр межличностных отношений, основывающихся на естественных симпатиях людей, на актах признания «другого», взаимоприобщения благодаря сопереживанию или общности языка. для представителей этого направления определение человека никогда не может быть завершенным, т. к. незавершенным, открытым остается само существование человека.

  2. , в широком смысле - учение о природе (сущности) человека; в узком - идеалистическое течение в западноевропейской философии 20 в., преимущественно немецкой, основанной в 1920-х гг. м. шелером и х. плеснером. исходило в значительной мере из идей философии жизни (в. дильтей) и феноменологии э. гуссерля, в дальнейшем получили распространение идеи прагматизма (а. гелен), "культурантропологии" (э. ротхаккер и др.), экзистенциализма, структурализма и др. имеются также попытки эклектичного сочетания антропологического подхода с принципами марксизма (ж. п. сартр и др.).


Философский, русский

Философский камень, русский
    – см. алхимия.


Школа, русский
  1. Школа, училище, учебное заведение, питомник, рассадник. , здание, общество, разряд, стиль

  2. 1. переносно – выучка, опыт, достигнутый в чем-либо, а также то, что эту выучку и этот опыт обеспечивает. 2. направление в области науки, искусства и пр.

  3. 1. направление в какой-либо области, науке; 2. выучка, достигнутый в чем-либо опыт; 3. учебное заведение.

  4. I ступени , в 1918-34 начальная 5-летняя (с 1923 4-летняя) общеобразовательная школа в ссср. реорганизована в начальную школу.

  5. Ii ступени , в 1918-34 средняя общеобразовательная школа в ссср в составе 6-9-х (с 1923 5-9-х) классов. с 1929 в ней начали открываться 10-е классы. реорганизована в среднюю общеобразовательную школу.

  6. Здание для размещения учебно-воспитательного учреждения, в котором осуществляется общее образование и воспитание учащихся


Школа, русский

Школа ,, русский
    (лат. schola, от греч. schole)..1) учебно-воспитательное учреждение. содержится на средства государства или частных лиц и обществ. по характеру сообщаемых знаний делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования - на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся - на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии - на светские и религиозные (конфессиональные). в современном мире школа играет определяющую роль в осуществлении права личности на образование...2) система образования, выучка, приобретенный опыт...3) направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.


Школа афганских ввс похантун-э- хавайи, русский

Школа бизнеса, русский
    Business school


Школа воскресная, русский

Школа вюрцбургская, русский
  1. Группа исследователей во главе с немецким психологом о. кюльпе, изучавших в начале xx в. в вюрцбургском университете (бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством эксперимента лабораторного в сочетании с видоизмененным методом интросп

  2. Группа исследователей во главе с немецким психологом о. кюльпе, изучавших в начале xx в. в вюрцбургском университете (бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством эксперимента лабораторного в сочетании с видоизмененным методом интроспекции (-> интроспекция экспериментальная). школа вюрцбургская ввела в психологию экспериментальную как новый объект анализа выполнение заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий, и пр.). было выявлено, что мышление – это психический процесс, закономерности коего не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. своеобразие мышления объяснялось тем, что ассоциации отбираются в соответствии с тенденциями, создаваемыми принятой испытуемым задачей. организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, которую одни представители школы считали «установкой сознания», другие – неосознаваемым актом (так как она скрыта от интроспекции). в противовес общепринятым воззрениям, школа вюрцбургская пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты – умственные действия и независимые от чувственных образов значения и смыслы. поэтому специфику концепции школы вюрцбургской обычно усматривают в том, что она ввела понятие о безобразном мышлении. процесс мышления трактовался как смена операций, иногда обретающих аффективную напряженность – чувства уверенности, сомнения и пр. работы психологов школы вюрцбургской поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами; вскрыли ограниченность ассоцианистской концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. но при этом мышление без образов – «чистое» мышление – противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. важные позитивные результаты при исследовании проблем, поставленных школой, были получены гештальт-психологией, а также л. с. выготским, с. л. рубинштейном и их последователями. данные, полученные школой вюрцбургской, вызвали критику представителей других школ психологии экспериментальной, также пользовавшихся методом интроспекции, что привело к кризису интроспективного направления в целом.


Школа грамматиста, русский
    , см. грамматическая школа.


Школа дэвиса, русский

Школа женевская, русский
  1. Направление в исследовании психического развития ребенка, созданное ж. пиаже и его последователями. предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача – исследование механизмов деятельности познавательной ребенка, скрытых за

  2. Направление в исследовании психического развития ребенка, созданное ж. пиаже и его последователями. предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача – исследование механизмов деятельности познавательной ребенка, скрытых за внешней картиной его поведения; основной метод исследования – беседа (интервью) клиническая, ориентированная не на фиксацию внешних признаков явления, а на процессы, приводящие к их появлению. работы школы женевской показали, что развитие интеллекта ребенка выражено в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции. своеобразие развития психики ребенка связано с теми структурами интеллекта, что формируются при жизни благодаря действиям. внешние действия ребенка до двух лет, первоначально выполняемые развернуто и последовательно, благодаря повторению схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) в возрасте дошкольном переносятся во внутренний план. координируясь с другими действиями, они уже в младшем возрасте школьном превращаются в умственные операции. обучением можно ускорить приобретение понятий, но величина и природа достижений всегда зависят от исходного уровня развития, а социальные влияния подчиняются схемам и структурам, с помощью коих ребенок способен воспринять эти влияния. порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут изменяться в зависимости от ряда факторов. законы познавательного развития универсальны и действуют как в ходе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания (-> эпистемология генетическая). исходным для этой школы является положение о взаимодействии живой системы со средой как нераздельности двух непрерывных процессов – ассимиляции и аккомодации. при ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, а при аккомодации он перестраивает эти схемы согласно особенностям среды. из такого общебиологического подхода пиаже исходил в трактовке психического развития, считая, что, стремясь ко все более совершенным формам равновесия со средой (-> гомеостаз), организм создает познавательные структуры. это определило объяснение полученных школой данных в биологических категориях, что вызвало критику ее теоретических позиций отечественными психологами.


Школа кифариста, русский
    , в системе афинского воспитания начальная школа для мальчиков 7-12 лет (изучали эпос, учились игре на кифаре и лире, пению и мелодекламации).


Школа колхозной молодежи (шкм, русский
    , до 1930 школа крестьянской молодежи), в 1923-34 трехгодичная сельская общеобразовательная средняя школа в ссср на базе начальной школы. сочетала 7-летнее общее образование с теоретическим и практическим изучением сельского хозяйства. преобразована в неполную среднюю школу.


Школа лейпцигская, русский
  1. Психологическое направление, существовавшее в германии с конца 10-х гг. до середины 30-х гг. xx в. основные представители – ф. крюгер (глава школы), г. фолькельт, ф. заддер, о. клемм, а. веллек и пр. иногда называется «второй школой лейпцигской» (после ву

  2. Психологическое направление, существовавшее в германии с конца 10-х гг. до середины 30-х гг. xx в. основные представители – ф. крюгер (глава школы), г. фолькельт, ф. заддер, о. клемм, а. веллек и пр. иногда называется «второй школой лейпцигской» (после вундтовской). основной направления выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. как и гештальт-психологи, представители школы лейпцигской разделяли требование целостного подхода к изучению психики, но считали гештальты не единственными единицами сознания (мира феноменального), – к тому же их трактовка гештальта имела большую смысловую наполненность; на более ранних ступенях психического развития такими единицами являются «комплекс-качества» (понятие, родственное понятию гештальт-качества в гештальт-психологии) – диффузные, аффективно окрашенные, но вполне целостные переживания, кои дифференцируются в ходе развития. комплекс-качество служит основой для формирования гештальтов. в качестве одного из методов исследования перехода комплекс-качества в гештальт был разработан метод самонаблюдения феноменологического. в то же время теоретики школы обращали особое внимание на практически игнорируемую гештальт-психологией смысловую сторону гештальтов. по их мнению, во всех видах генезов – в филогенезе, антропогенезе, онтогенезе и актуалгенезе – психическое идет от комплекс-качеств ко все более дифференцированным осмысленным гештальтам. эта гипотеза проверялась и доказывалась эмпирически и экспериментально в многочисленных исследованиях школы лейпцигской по проблемам актуалгенеза и типологии восприятия, филогенеза и онтогенеза восприятия, развития деятельности изобразительной у ребенка, его операций интеллектуальных и пр. для сторонников школы лейпцигской системообразующим фактором психической жизни (в феноменальном плане) были чувства, кои, согласно их концепции, определяют закономерности восприятия, памяти, мышления и в наибольшей степени выражают внутренний «трансфеноменальный» мир душевного бытия, не сводимый к миру переживаний (феноменов) и являющий собой систему установок, диспозиций, потенций, от коих зависит течение актуальных процессов психических. для характеристики этого мира было введено понятие структуры – длительно существующего «субстанционального» образования, системы установок, диспозиций, определяющих закономерности развертывания актуальных процессов психических. трансфеноменальные структуры делятся школой лейпцигской:


Школа математических и навигацких наук, русский
    , в 1701-15 государственное учебное заведение в москве для подготовки специалистов морского флота, судостроителей, геодезистов и др.; в 1715-52 московская подготовительная школа петербургской морской академии.


Школа материнства, русский
    Форма санитарно-просветительной работы, заключающаяся в коллективном обучении


Школа мусорных ящиков, русский
    , см. эш кэн скул.


Школа на целевом субсидировании, русский

Существовать, русский
    Существовать , быть, жить


Соответственно, русский
    Соответственно , сообразно


Последователь, русский
    Последователь , ученик


Управление, русский
  1. Объекты, которые являются ограничителями процесса. они определяют, каким образом, когда и при каких условиях происходит преобразование входа. эти объекты не изменяются в результате выполнения процесса. в качестве управления может служить документ «о принципах формирования комплексной программы», который определяет правила создания комплексной программы в процессе, формирующем комплексную программу. на диаграммах управление показывается в виде стрелки, входящей в процесс сверху.

  2. Управление , господство

  3. 1. руководство, направление чей-либо деятельности; 2. процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

  4. , вид подчинительной синтаксической связи, при которой главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме, причем форма главенствующего слова не вызывает изменения формы управляемого слова (напр., глагол "желать" управляет винительным и дательным падежами: "желать счастья молодым").

  5. , элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ.

  6. Упорядочивающее воздействие одной системы на другую, направленное на поддержание и улучшение функционирования объекта управления

  7. Деятельность по достижению поставленной цели.

  8. Поведение, правила и процессы, влияющие на подходы к реализации принятых решений, в частности открытости, участия, подотчетности, эффективности и согласованности.

  9. Сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов управления на объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.


Относительно, русский

Направление, русский
  1. Направление, веяние, дух, закваска, настроение. в этом училище дурное направление, дурная закваска. веяние времени. солдатский дух. , способ

  2. Referral


Философы, русский
    -популяризаторы – название группы писателей 18 в., которые пытались сделать понятными и для неспециалистов философские учения эпохи просвещения, в особенности философию вольфа. к философам-популяризаторам прежде всего причисляются: энгель, фр. николаи, томас абт, хр. гарве, карл фр. покельс, м. мендельсон, и. г. зульцер. в последнее время популярной философией называют литературное разъяснение философских тем, при котором недостаточное знание дела и предрассудки, свойственные читателю, до такой степени принимаются во внимание, что научная ценность изложения значительно ухудшается.


Философская антропология, русский
  1. – философское направление, сложившееся после второй мировой войны в германии. осн. идеи и методологические установки восходят к работам м. шелера, г. плеснера, в которых на базе многообразных способностей человека определяется способ постановки и решения касающихся его философских проблем. это течение вовлекает в сферу исследования все слои душевно-духовной жизни человека (эмоции, инстинкты, влечения), занимается поисками антропологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов. в богатство социальной жизни философская антропология включает широкий спектр межличностных отношений, основывающихся на естественных симпатиях людей, на актах признания «другого», взаимоприобщения благодаря сопереживанию или общности языка. для представителей этого направления определение человека никогда не может быть завершенным, т. к. незавершенным, открытым остается само существование человека.

  2. , в широком смысле - учение о природе (сущности) человека; в узком - идеалистическое течение в западноевропейской философии 20 в., преимущественно немецкой, основанной в 1920-х гг. м. шелером и х. плеснером. исходило в значительной мере из идей философии жизни (в. дильтей) и феноменологии э. гуссерля, в дальнейшем получили распространение идеи прагматизма (а. гелен), "культурантропологии" (э. ротхаккер и др.), экзистенциализма, структурализма и др. имеются также попытки эклектичного сочетания антропологического подхода с принципами марксизма (ж. п. сартр и др.).