Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Лейпцигская школа

Общая лексика
  1. , направление в немецкой музыке сер. 19 в., связанное с лейпцигской консерваторией (основана в 1843). опиралась на традиции немецкой классической музыки, содействовала распространению музыкального профессионализма, пропагандировала творчество и. с. баха, композиторов венской классической школы, представителей лейпцигской школы (ф. мендельсона, отчасти р. шумана и др.). позднее в лейпцигской школе, в отличие от веймарской школы, возобладали академические, консервативные тенденции.

  2. , см. "целостная психология".




Лейпцигский университет, русский
    , германия, основан в 1409. в 1990 св. 14 тыс. студентов.


Лейпцигское сражение, русский
    , 4-7(16-19).10.1813, ок. лейпцига, между союзными русскими, австрийскими, прусскими и шведскими войсками и армией наполеона i ("битва народов"), во время заграничных походов русской армии 1813-14. с обеих сторон участвовало св. 500 тыс. человек. разгром наполеоновской армии (потеряла ок. 80 тыс. человек) привел к освобождению германии и голландии и распаду рейнского союза.


Школа, русский
  1. Школа, училище, учебное заведение, питомник, рассадник. , здание, общество, разряд, стиль

  2. 1. переносно – выучка, опыт, достигнутый в чем-либо, а также то, что эту выучку и этот опыт обеспечивает. 2. направление в области науки, искусства и пр.

  3. 1. направление в какой-либо области, науке; 2. выучка, достигнутый в чем-либо опыт; 3. учебное заведение.

  4. I ступени , в 1918-34 начальная 5-летняя (с 1923 4-летняя) общеобразовательная школа в ссср. реорганизована в начальную школу.

  5. Ii ступени , в 1918-34 средняя общеобразовательная школа в ссср в составе 6-9-х (с 1923 5-9-х) классов. с 1929 в ней начали открываться 10-е классы. реорганизована в среднюю общеобразовательную школу.

  6. Здание для размещения учебно-воспитательного учреждения, в котором осуществляется общее образование и воспитание учащихся


Школа, русский

Школа ,, русский
    (лат. schola, от греч. schole)..1) учебно-воспитательное учреждение. содержится на средства государства или частных лиц и обществ. по характеру сообщаемых знаний делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования - на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся - на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии - на светские и религиозные (конфессиональные). в современном мире школа играет определяющую роль в осуществлении права личности на образование...2) система образования, выучка, приобретенный опыт...3) направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.


Школа афганских ввс похантун-э- хавайи, русский

Школа бизнеса, русский
    Business school


Школа воскресная, русский

Школа вюрцбургская, русский
  1. Группа исследователей во главе с немецким психологом о. кюльпе, изучавших в начале xx в. в вюрцбургском университете (бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством эксперимента лабораторного в сочетании с видоизмененным методом интросп

  2. Группа исследователей во главе с немецким психологом о. кюльпе, изучавших в начале xx в. в вюрцбургском университете (бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством эксперимента лабораторного в сочетании с видоизмененным методом интроспекции (-> интроспекция экспериментальная). школа вюрцбургская ввела в психологию экспериментальную как новый объект анализа выполнение заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий, и пр.). было выявлено, что мышление – это психический процесс, закономерности коего не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. своеобразие мышления объяснялось тем, что ассоциации отбираются в соответствии с тенденциями, создаваемыми принятой испытуемым задачей. организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, которую одни представители школы считали «установкой сознания», другие – неосознаваемым актом (так как она скрыта от интроспекции). в противовес общепринятым воззрениям, школа вюрцбургская пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты – умственные действия и независимые от чувственных образов значения и смыслы. поэтому специфику концепции школы вюрцбургской обычно усматривают в том, что она ввела понятие о безобразном мышлении. процесс мышления трактовался как смена операций, иногда обретающих аффективную напряженность – чувства уверенности, сомнения и пр. работы психологов школы вюрцбургской поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами; вскрыли ограниченность ассоцианистской концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. но при этом мышление без образов – «чистое» мышление – противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. важные позитивные результаты при исследовании проблем, поставленных школой, были получены гештальт-психологией, а также л. с. выготским, с. л. рубинштейном и их последователями. данные, полученные школой вюрцбургской, вызвали критику представителей других школ психологии экспериментальной, также пользовавшихся методом интроспекции, что привело к кризису интроспективного направления в целом.


Школа грамматиста, русский
    , см. грамматическая школа.


Школа дэвиса, русский

Школа женевская, русский
  1. Направление в исследовании психического развития ребенка, созданное ж. пиаже и его последователями. предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача – исследование механизмов деятельности познавательной ребенка, скрытых за

  2. Направление в исследовании психического развития ребенка, созданное ж. пиаже и его последователями. предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача – исследование механизмов деятельности познавательной ребенка, скрытых за внешней картиной его поведения; основной метод исследования – беседа (интервью) клиническая, ориентированная не на фиксацию внешних признаков явления, а на процессы, приводящие к их появлению. работы школы женевской показали, что развитие интеллекта ребенка выражено в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции. своеобразие развития психики ребенка связано с теми структурами интеллекта, что формируются при жизни благодаря действиям. внешние действия ребенка до двух лет, первоначально выполняемые развернуто и последовательно, благодаря повторению схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) в возрасте дошкольном переносятся во внутренний план. координируясь с другими действиями, они уже в младшем возрасте школьном превращаются в умственные операции. обучением можно ускорить приобретение понятий, но величина и природа достижений всегда зависят от исходного уровня развития, а социальные влияния подчиняются схемам и структурам, с помощью коих ребенок способен воспринять эти влияния. порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут изменяться в зависимости от ряда факторов. законы познавательного развития универсальны и действуют как в ходе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания (-> эпистемология генетическая). исходным для этой школы является положение о взаимодействии живой системы со средой как нераздельности двух непрерывных процессов – ассимиляции и аккомодации. при ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, а при аккомодации он перестраивает эти схемы согласно особенностям среды. из такого общебиологического подхода пиаже исходил в трактовке психического развития, считая, что, стремясь ко все более совершенным формам равновесия со средой (-> гомеостаз), организм создает познавательные структуры. это определило объяснение полученных школой данных в биологических категориях, что вызвало критику ее теоретических позиций отечественными психологами.


Школа кифариста, русский
    , в системе афинского воспитания начальная школа для мальчиков 7-12 лет (изучали эпос, учились игре на кифаре и лире, пению и мелодекламации).


Школа колхозной молодежи (шкм, русский
    , до 1930 школа крестьянской молодежи), в 1923-34 трехгодичная сельская общеобразовательная средняя школа в ссср на базе начальной школы. сочетала 7-летнее общее образование с теоретическим и практическим изучением сельского хозяйства. преобразована в неполную среднюю школу.


Школа лейпцигская, русский
  1. Психологическое направление, существовавшее в германии с конца 10-х гг. до середины 30-х гг. xx в. основные представители – ф. крюгер (глава школы), г. фолькельт, ф. заддер, о. клемм, а. веллек и пр. иногда называется «второй школой лейпцигской» (после ву

  2. Психологическое направление, существовавшее в германии с конца 10-х гг. до середины 30-х гг. xx в. основные представители – ф. крюгер (глава школы), г. фолькельт, ф. заддер, о. клемм, а. веллек и пр. иногда называется «второй школой лейпцигской» (после вундтовской). основной направления выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. как и гештальт-психологи, представители школы лейпцигской разделяли требование целостного подхода к изучению психики, но считали гештальты не единственными единицами сознания (мира феноменального), – к тому же их трактовка гештальта имела большую смысловую наполненность; на более ранних ступенях психического развития такими единицами являются «комплекс-качества» (понятие, родственное понятию гештальт-качества в гештальт-психологии) – диффузные, аффективно окрашенные, но вполне целостные переживания, кои дифференцируются в ходе развития. комплекс-качество служит основой для формирования гештальтов. в качестве одного из методов исследования перехода комплекс-качества в гештальт был разработан метод самонаблюдения феноменологического. в то же время теоретики школы обращали особое внимание на практически игнорируемую гештальт-психологией смысловую сторону гештальтов. по их мнению, во всех видах генезов – в филогенезе, антропогенезе, онтогенезе и актуалгенезе – психическое идет от комплекс-качеств ко все более дифференцированным осмысленным гештальтам. эта гипотеза проверялась и доказывалась эмпирически и экспериментально в многочисленных исследованиях школы лейпцигской по проблемам актуалгенеза и типологии восприятия, филогенеза и онтогенеза восприятия, развития деятельности изобразительной у ребенка, его операций интеллектуальных и пр. для сторонников школы лейпцигской системообразующим фактором психической жизни (в феноменальном плане) были чувства, кои, согласно их концепции, определяют закономерности восприятия, памяти, мышления и в наибольшей степени выражают внутренний «трансфеноменальный» мир душевного бытия, не сводимый к миру переживаний (феноменов) и являющий собой систему установок, диспозиций, потенций, от коих зависит течение актуальных процессов психических. для характеристики этого мира было введено понятие структуры – длительно существующего «субстанционального» образования, системы установок, диспозиций, определяющих закономерности развертывания актуальных процессов психических. трансфеноменальные структуры делятся школой лейпцигской:


Школа математических и навигацких наук, русский
    , в 1701-15 государственное учебное заведение в москве для подготовки специалистов морского флота, судостроителей, геодезистов и др.; в 1715-52 московская подготовительная школа петербургской морской академии.


Школа материнства, русский
    Форма санитарно-просветительной работы, заключающаяся в коллективном обучении


Школа мусорных ящиков, русский
    , см. эш кэн скул.


Школа на целевом субсидировании, русский

Школа научная, русский
  1. В психологии – способ и форма организации кооперированной научной деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний. под школой научной понимаются:

  2. Оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. формирование научной школы происходит под влиянием научного лидера, эрудиция, круг интересов

  3. Относительно небольшой научный коллектив, объединенный не столько организационными рамка- ми, не только конкретной тематикой, но и общей системой взглядов, идей, интересов, традиций – сохраняющейся, пере- дающейся и развивающейся при смене научных поколений. выделяются следующие признаки научной школы: · общность научных интересов представителей школы и на- учная значимость рассматриваемых проблем; · уровень научных результатов школы и ее (школы) призна- ние в стране и за рубежом; · роль научного лидера; стабильность и перспективы школы (преемственность научных поколений, работа с научной моло- дежью, работа постоянного научного семинара). [21]. э


Направление, русский
  1. Направление, веяние, дух, закваска, настроение. в этом училище дурное направление, дурная закваска. веяние времени. солдатский дух. , способ

  2. Referral


Творчество, русский
  1. Психический процесс создания новых ценностей, .как бы продолжение и замена игры детской. деятельность, результат коей – создание новых материальных и духовных ценностей. будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект – личн

  2. Психический процесс создания новых ценностей, .как бы продолжение и замена игры детской. деятельность, результат коей – создание новых материальных и духовных ценностей. будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря коим создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

  3. , деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.

  4. Процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

  5. Мышление в его высшей форме, выходящее за пределы известного, а также деятельность, порождающая нечто качественно новое.


Мендельсона, русский

Психология, русский
  1. Наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

  2. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. область знаний о внутреннем – психическом – мире человека. термин в

  3. — наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

  4. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. область знаний о внутреннем – психическом – мире человека. термин возник в xvi в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. в строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог – человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.

  5. (от греч. psyche душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; учение о душе и душевном. исходным материалом для психологии, поскольку она пользуется методом самонаблюдения, служат факты т. н. внутреннего опыта – воспоминания, переживания, волевые побуждения и т. п.; поскольку же она использует методы науки о выражениях, таким материалом становятся формы выражения духовных переживании, напр. жесты, почерк, вообще действия любого вида. современная психология отличается от старой (которую завершает в. вундт) следующими принципами: 1) в сфере психического не целое возникает из отдельного (элементов), а отдельное из целого и, следовательно, теория ассоциации является бессодержательной; 2) душевное развитие продвигается не от специфического к всеобщему, а наоборот (см. понятие); 3) целое обладает собственными свойствами, которые не выявляются в его составных частях (см. гештальткачества, структурная психология); 4) возникновение психической целостности протекает не произвольно, а по законам гештальта (см. закон, прегнантности правило); 5) если психическое явление представляет собой часть целого, то оно имеет др. свойства, чем когда выступает обособленно (см. система отношений, поле). в то время как общая психология открывает и исследует закономерности душевной жизни (центральные проблемы: действительность, наличное, преднаходимое, проблема тела и души, сознание, восприятие, установка, представление, воспоминание, внимание), прикладная психология занимается проблемами душевного и духовного развития человека, вопросами воспитания и обучения (детская и юношеская психология), совместной жизни людей (социальная психология, психология масс), психологией правонарушения (криминалистическая психология), проблемами духовного действия бессознательного (психоанализ, психология личности, глубинная психология), духовных требований трудовой жизни (психология труда, тейлоризм, тесты), внутренней жизни животных (зоопсихология), вопросом о роли эротики в душевной жизни (сексуальная психология), устранением духовных и душевных нарушений (психопатология, психотерапия). кроме того, с точки зрения метода различают экспериментальную (см. экспериментальная психология), сравнительную, дифференциальную (см. дифференциальная психология) и описательную (см. описательная психология) психологии. вспомогательными науками по отношению к психологии являются прежде всего теория познания, психофизика, физиология, психиатрия, хирургия мозга. психология как наука развивалась исторически. первую психологию написал аристотель; он рассматривал душу как «первую энтелехию», т.е. как одушевленную основу (принцип) тела с тремя осн. способностями – питанием, ощущением и мышлением. и только благодаря прогрессу естественных наук в 16 в. аристотелевская психология, господствовавшая в течение всего средневековья, сменилась новой психологией, в центре которой стояло убеждение в том, что причинность закономерно определяет душевную жизнь. это механистическое понимание душевной жизни представляли гоббс и спиноза. в англ, ассоциативной психологии (гартли, юм – в 18 в., позже – дж. милль, дж.ст.милль, а.бэн, г.спенсер и др.) была сделана попытка представить душевную жизнь в качестве естественного и равным образом «механического» результата побуждений к представлению, подчиняющихся ассоциативным законам. гербарт пытался создать психологию, подобную естественным наукам, т.е. придать ей математическую оформленность всюду, где это только возможно. прогресс психологии чувств (и.мюллер, е.г.вебер, г.л.ф.гельмгольц и др.), обоснование психофизики в качестве точной теории об отношении души и тела (г.т.фехнер), результаты анатомии мозга в совокупности с физиологией, применение к психологии учения о развитии (ч.дарвин, г.спенсер и др.), обоснование научной зоопсихологии, детской психологии и психологии народов, объединение психологии с социологией и, наконец, создание экспериментальной психологии – все эти отдельные науки в 19 в. определяли психологическое исследование. наконец, с нач. 20 в. психология (благодаря новой психологии целостности) все больше и больше начала освобождаться от препятствий, которые она встречала в виде механистических и психологистических попыток ее интерпретации.

  6. (от психо ... и ...логия), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души (аристотель, "о душе" и др.). в 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. в сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). в 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. в русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция "двух психологий" - естественно-научной и культурно-исторической (см. понимающая психология). главные течения психологии 20 в. - гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в сша) гуманистическая психология, когнитивная психология. отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.


Консерватор, русский
    (от лат . conservator - охранитель),1) приверженец консервативных взглядов, противник прогресса и преобразований.2) в великобритании и ряде других государств член консервативной партии.


Профессионализм, русский
  1. Специальное слово или выражение, характерное для какой-то профессиональной группы, напр, «на-гора» (у шахтеров), «вира», «майна» (у грузчиков), «автоматчик», «моторщик», «шассист» (работник автоматного цеха, моторного цеха, цеха шасси у автомобилестро

  2. Высокое мастерство, глубокое овладение профессией.


Композитор, русский
  1. Композитор , автор, сочинитель

  2. Было время, когда этим словом называли любого, кто занимался композицией, к какой бы области искусства это ни относилось. ведь латинское composito означает сочинение, составление. термин compositor можно перевести как сочинитель, составитель и отнести его


Мендельсон, русский
  1. (mendelssohn) моисей (род. 6 сент. 1729, дессау – ум. 4 янв. 1786, берлин) – нем. философ; с 1754 был в дружеских отношениях с лессингом, состоял в переписке с кантом; защищал иудейство против лафатера и бонне с позиций закона разума. его соч. «jerusalem oder ьber religiцse macht und judentum» (1783) оказало решающее влияние на представления канта, гегеля, а также их последователей в отношении иудейской религии. мендельсон защищал лейбница против вольтера («philosophische gesprдche», 1755), внес свой вклад в теорию чувств («briefe ьber die empfindungen», 1755) и в разрешение проблемы очевидности («abhandlung ьber die evidenz in den metaphysischen wissenschaften», 1764). произв.: «sдmtliche werke», 7 bde., 1843-1844 (издал его внук георг вениамин мендельсон); «schriften zur philoslphie. дsthetik und apologetik», 2 bde., 1880.

  2. (mendelssohn) мозес (1729-86) , немецкий просветитель, философ-идеалист; популяризатор школы лейбница - х. вольфа, защитник веротерпимости.

  3. (мендельсон-бартольди) (mendelssohn-bartholdy) феликс (1809-47) , немецкий композитор, дирижер, пианист и органист. основатель первой немецкой консерватории (1843, лейпциг). симфонии (в т. ч. "итальянская", 1833; "шотландская", 1842), симфоническая увертюра "фингалова пещера" (1832), музыка к пьесе у. шекспира "сон в летнюю ночь" (1825), концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, "песни без слов" (1845) для фортепиано, оратории и др.


Лейпцигский университет, русский
    , германия, основан в 1409. в 1990 св. 14 тыс. студентов.


Лейпциг, русский
    (leipzig) , город в германии, земля саксония, на р. вейсе-эльстер. 503 тыс. жителей (1992). международный аэропорт. машиностроение, химическая, полиграфическая, текстильная, швейная промышленность. ежегодные международные ярмарки, пушные аукционы. университет (с 1409). музеи изобразительных искусств, этнографический, художественного ремесла, истории города, германский музей книги и письменности. известен с 1015. в 13-15 вв. центр саксонии. книгопечатание (с кон. 15 в.). в историческом ядре города: церкви 13-16 вв., здания 16-18 вв.