|
|
|
|
|
|
|
|
|
Affectus
Русско-латинский словарь |
|
Гордый, русский
Гордый, горделивый, высокомерный, заносчивый, надменный, кичливый, спесивый, чванный; брезгливый, презрительный, пренебрежительный, претенциозный; самолюбивый, обидчивый, надутый. гордец, гордыбака, гордянка, гордячка. делать гордым -- возгордить, вскружи
Тревога, русский
- Тревога, беспокойство, волнение, забота, смута, смятение, переполох, потрясение, ера-лаш, кутерьма, пертурбация, суматоха. фальшивая тревога. житейские треволнения. ср. беспорядок. , бить тревогу
- Отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, имеющие диффузный характер» не связанные с конкретными событиями. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляемое в ожидании неблаго
- Отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, имеющие диффузный характер» не связанные с конкретными событиями. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляемое в ожидании неблагополучного развития событий. в отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. обычно связана с ожиданием неудач во взаимодействии социальном и часто обусловлена неосознанностью источника опасности.
- Отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, неблагоприятного развития событий, ожидание неопределенной опасности, сочетающаяся с чувством внутреннего напряжения. у
Чувство, русский
- Чувство, чувствование, ощущение, впечатление, вкус, смак. пять чувств: вкус, зрение, обоняние, осязание, слух. , излить чувства, потерять чувство меры, потерять чувство стыда, присесть без чувств на месте
- Одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, – эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. в отличие от ситуативных эмоций
- Одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, – эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. в отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по их удовлетворению; они представляют собой конкретно-субъективную форму существования потребностей. формирование чувств – необходимое условие развития человека как личности. само по себе знание мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы ими руководиться; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. чувства общественно обусловлены и историчны, как и сама личность. в онтогенезе чувства появляются позже, чем эмоции ситуативные; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов. предметами чувств становятся прежде всего явления и условия, от коих зависит развитие событий, значимых для личности и потому воспринимаемых эмоционально. возникая как результат обобщения опыта эмоционального, сформированные чувства становятся ведущими образованиями сферы эмоциональной и начинают сами определять динамику и содержание эмоций ситуативных: так, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него; горе при разлуке, радость при встрече; гнев, если любимый человек не оправдал надежд, и пр. такие эмоции ситуативные уточняют содержание чувств в сложившихся условиях и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой чувствами деятельности. иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (-> чувство: амбивалентность). в процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, где одни чувства занимают ведущее положение, другие – остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. содержание доминирующих чувства определяет одну из важнейших характеристик направленности личности. самая распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, где они проявляются:
- – в психологии непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний я (радость, печаль, взволнованность, отвращение) в нас самих и в других. чувства являются особым видом гешталъткачеств и относятся к группе свойств сущности (сущностных свойств). гештальткачества сознания в целом, т.е. всего непосредственно переживаемого в данный момент, включая и внешний мир (названные феликсом крюгером «комплексными качествами» («качествами комплекса»), т.е. свойствами нерасчлененного целого), обозначаются настроением. чувства и чувственные явления могут быть подчинены различным сферам сознания: сознанию в целом, сфере я или частичным сферам созерцаемого мира. последняя из этих трех сфер (изолируемых друг от друга только в целях исследования, методически) важна с эволюционно-исторической точки зрения, ибо для первобытного мышления вещи также были живыми (см. анимизм; см. также одухотворение), потому что они сами «чувствовали», потому что, следовательно, было возможно вчувствование в вещи, сущность которых нужно было открыть (отсюда также воздействие на вещи посредством заклинания и т. п.; см. магия, первобытные формы религии). поэтому для первобытного мышления и для детей чувство является преобладающим элементом душевной жизни и естественным способом познания (см. также любовь). сильные и быстро протекающие чувства называются аффектами (см. аффект). слово «чувство» или «чувствование» только с 18 в. стало специально философским термином; до этого проблема чувства разрабатывалась в философии и психологии в разделе о «страстях души» (лат. passiones animal). см. также философия чувства.
Любовь, русский
- Любовь (горячая, беззаветная, бескорыстная, страстная), влечение, увлечение, привязанность, склонность, наклонность, слабость (к чему), страсть, пристрастие, преданность, тяготение, мания, симпатия, верность, благоволение, благорасположение, благо-склонно
- 1. высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.
- – в широком смысле стремление друг к другу, предполагающее в своем существовании уважение друг друга и даже способствующее этому. древнеинд. веды и древнегреч. философия (гесиод, эмпедокл) расценивают в этом смысле любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется вселенная во всем ее стремящемся к распаду обилии сил и форм. перенесенная на человека, любовь означает, с одной стороны, телесно-душевный принцип продолжения рода (см. эротика), с др. стороны, душевно-духовный принцип «платонической любви», свободной от всякого желания обладания. христианство проповедует любовь между богом и человеком (сострадательная любовь бога, почтительная любовь человека), так же как и людей между собой (заповедь христ. любви к ближнему, причем понятие ближнего распространяется на всех людей – и на друзей, и на врагов). шопенгауэр рассматривает любовь как равную состраданию. в этике любовь – это «добродетель, личности в отношении к др. личности, представляющая собой частичку ценности личности любящего и направленная на ценность личности любимого, преданность ему... ибо все, что есть в тебе ценного, выполняет свое назначение тем, что является также ценным «для кого-то»... любящий дает любимому... новое измерение своей сущности – быть «для него» (в то время как обычно он – только бытие «в себе»). личная любовь является для личности дополнением к его ценности, приданием смысла его бытию» (н. гартман); см. любовь к дальнему. в теории познания любовь – предпосылка и начало процесса познания (см. повиновение, отдавание себя, объективность). августин говорит: «tantum cognoscitur, quantum diligitur» (лат. – «мы познаем в той мере, в какой любим»); аналогичное утверждают гёте, леонардо да винчи, джордано бруно. у паскаля любовь («сердце») прокладывает разуму дорогу к вещам и людям. отношение между любовью и познанием, глубоко проникающее в суть всего существующего, вскрыл прежде всего макс шелер («liebe und erkenntnis», в «schriften zur soziologie und weltanschauungslehre», bd. i, 1923); «порядок любви» (лат. ordo amoris), т.е. такой порядок, согласно которому человек уважает этические ценности (см. этика) и сообразует с ними свое поведение, является самой значительной индивидуальной отличительной чертой его личности. с точки зрения сартра, любовь по своему существу есть план, как заставить себя полюбить. идеал, цель и ценность любви состоят в том, чтобы влиять на свободу другого, но вместе с тем оставлять ее невредимой: она должна сама побудить себя к тому, чтобы стать любовью. «желать стать любимым – значит желать принудить другого все вновь и вновь создавать меня как условие своей свободы».
- , интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. в древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения. у платона и в платонизме любовь - эрос - побудительная сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая любовь - любовь, свободная от чувственного влечения. половая любовь в современной ее форме индивидуально-избирательного чувства - результат длительного исторического развития человеческой личности.
- (агапе) римская (ум . ок. 137), 9-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора адриана, одна из трех дочерей (вместе с верой и надеждой) святой софии римской. память в православной церкви 17 (30) сентября, в католической 1 августа и 30 сентября.
Соучастие, русский
- Совместное участие двух и более лиц в совершении преступления.
- , умышленное совместное участие 2 или более лиц в совершении одного и того же преступления. закон в зависимости от роли каждого соучастника различает исполнителей, организаторов, подстрекателей и пособников. степень участия каждого учитывается судом при назначении наказания.
Волнение, русский
Волнение , бунт, горячность, мятеж, тревога
|
|
Affectio, латинский
Affigere, латинский
|
|
|
|
|
|
|