Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Новгородская школа

Общая лексика
    (2-я треть 12 - нач . 16 вв.), одна из главных школ древнерусского искусства. памятникам зодчества новгородской школы (софийский собор, 1045-50; древние храмы новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. демократизм искусства новгородской школы ярко проявился в психологически напряженных фресках церкви спаса на нередице (1199), в поражающих одухотворенной патетикой и драматической экспрессией фресках церкви спаса на ильине ул. (1378, феофан грек), успения на волотовом поле (между 1363 и 1390), в иконах, замечательных мажорной красочностью, лаконизмом силуэтов.




Новгородская, русский

Новгородская вольница, русский
    Новгородская вольница , свободный


Новгородская земля, русский
    , историческая область на северо-западе и севере руси в 9-18 вв. в 12-15 вв. включала кроме новгородской республики и ее владения до белого м. и сев. зауралья (карелия, терский берег, заволочье, пермь, печора, югра), с кон. 15 в. - только близлежащие к новгороду земли (пятины).


Новгородская область, русский
    , в российской федерации. 55,3 тыс. км2. население 752 тыс. человек (1993), городское 70%. 10 городов. 22 поселка городского типа (1993). центр - новгород. поверхность равнинная; на юго-востоке - валдайская возвышенность (высота до 296 м). средние температуры января от -7 до -10 °с, июля 16-17 °с. осадков до 800 мм в год. крупные реки - волхов, мста, ловать. оз. ильмень. леса занимают св. 50% территории области. машиностроение (радиоэлектронная промышленность; производство химического оборудования, приборов, деревообрабатывающих станков и др.) и металлообработка, химическая, деревообрабатывающая, стекольно-фарфоровая, легкая, пищевая промышленность. добыча торфа. льноводство, мясо-молочное скотоводство. возделывают зерновые и кормовые культуры, картофель, овощи. птицеводство. судоходство по оз. ильмень, р. волхов и др. курорт ст. русса.


Новгородская республика, русский
    , государство на северо-западе и севере руси в 1136-1478. столица - новгород. основа хозяйства: земледелие и скотоводство. распространены охота, бортничество, рыболовство. промыслы сочетались с земледелием. органы управления - совет бояр, вече, избиравшее епископа (затем архиепископа), посадника, тысяцкого. князья приглашались по договору с вечем и были главным образом военачальниками. в новгородской республике произошло ок. 80 выступлений горожан, в т. ч. восстания. в 13-15 вв. успешно отразила агрессию шведов и ливонского ордена. присоединена к русскому государству в результате походов ивана iii.


Новгородская судная грамота, русский
    , памятник права новгородской республики 15 в. список редакции 1471. использованы русская правда, местное новгородское право и др. устанавливала компетенцию суда архиепископа, посадника, тысяцкого и др.


Новгородские летописи, русский
    , списки летописных сводов, посвященные истории новгородской и других русских земель с 11 до 17 вв. изданные новгородские летописи обозначены № i-v. в состав новгородской первой летописи входят краткая редакция русской правды, часть летописного свода, предшествовавшего "повести временных лет", и др.


Новгородско-московская ересь, русский
    (жидовствующие) , движение кон. 15 - нач. 16 вв. в новгороде и москве. отрицала авторитет церкви и церковные обряды, отвергала многие догматы православия. сторонники ереси использовались иваном iii в борьбе с боярством и церковью; с укреплением самодержавной власти подверглись гонениям.


Новгородско-псковская ересь, русский
    (стригольники) , движение в новгороде и пскове во 2-й пол. 14 - нач. 15 вв. была направлена против социального неравенства, церковного гнета, монастырского землевладения, покупки и продажи церковных должностей и духовного сана духовенством; отвергала таинства, церковную иерархию.


Новгородское восстание, русский
    , военных поселенцев новгородской губ., июль 1831. началось "холерным бунтом" в ст. руссе. восставшие расправились с начальством, разгромили помещичьи имения. подавлено войсками. свыше 4,5 тыс. человек предано военному суду.


Школа, русский
  1. Школа, училище, учебное заведение, питомник, рассадник. , здание, общество, разряд, стиль

  2. 1. переносно – выучка, опыт, достигнутый в чем-либо, а также то, что эту выучку и этот опыт обеспечивает. 2. направление в области науки, искусства и пр.

  3. 1. направление в какой-либо области, науке; 2. выучка, достигнутый в чем-либо опыт; 3. учебное заведение.

  4. I ступени , в 1918-34 начальная 5-летняя (с 1923 4-летняя) общеобразовательная школа в ссср. реорганизована в начальную школу.

  5. Ii ступени , в 1918-34 средняя общеобразовательная школа в ссср в составе 6-9-х (с 1923 5-9-х) классов. с 1929 в ней начали открываться 10-е классы. реорганизована в среднюю общеобразовательную школу.

  6. Здание для размещения учебно-воспитательного учреждения, в котором осуществляется общее образование и воспитание учащихся


Школа, русский

Школа ,, русский
    (лат. schola, от греч. schole)..1) учебно-воспитательное учреждение. содержится на средства государства или частных лиц и обществ. по характеру сообщаемых знаний делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования - на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся - на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии - на светские и религиозные (конфессиональные). в современном мире школа играет определяющую роль в осуществлении права личности на образование...2) система образования, выучка, приобретенный опыт...3) направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.


Школа афганских ввс похантун-э- хавайи, русский

Школа бизнеса, русский
    Business school


Школа воскресная, русский

Школа вюрцбургская, русский
  1. Группа исследователей во главе с немецким психологом о. кюльпе, изучавших в начале xx в. в вюрцбургском университете (бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством эксперимента лабораторного в сочетании с видоизмененным методом интросп

  2. Группа исследователей во главе с немецким психологом о. кюльпе, изучавших в начале xx в. в вюрцбургском университете (бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством эксперимента лабораторного в сочетании с видоизмененным методом интроспекции (-> интроспекция экспериментальная). школа вюрцбургская ввела в психологию экспериментальную как новый объект анализа выполнение заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий, и пр.). было выявлено, что мышление – это психический процесс, закономерности коего не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. своеобразие мышления объяснялось тем, что ассоциации отбираются в соответствии с тенденциями, создаваемыми принятой испытуемым задачей. организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, которую одни представители школы считали «установкой сознания», другие – неосознаваемым актом (так как она скрыта от интроспекции). в противовес общепринятым воззрениям, школа вюрцбургская пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты – умственные действия и независимые от чувственных образов значения и смыслы. поэтому специфику концепции школы вюрцбургской обычно усматривают в том, что она ввела понятие о безобразном мышлении. процесс мышления трактовался как смена операций, иногда обретающих аффективную напряженность – чувства уверенности, сомнения и пр. работы психологов школы вюрцбургской поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами; вскрыли ограниченность ассоцианистской концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. но при этом мышление без образов – «чистое» мышление – противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. важные позитивные результаты при исследовании проблем, поставленных школой, были получены гештальт-психологией, а также л. с. выготским, с. л. рубинштейном и их последователями. данные, полученные школой вюрцбургской, вызвали критику представителей других школ психологии экспериментальной, также пользовавшихся методом интроспекции, что привело к кризису интроспективного направления в целом.


Школа грамматиста, русский
    , см. грамматическая школа.


Школа дэвиса, русский

Школа женевская, русский
  1. Направление в исследовании психического развития ребенка, созданное ж. пиаже и его последователями. предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача – исследование механизмов деятельности познавательной ребенка, скрытых за

  2. Направление в исследовании психического развития ребенка, созданное ж. пиаже и его последователями. предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача – исследование механизмов деятельности познавательной ребенка, скрытых за внешней картиной его поведения; основной метод исследования – беседа (интервью) клиническая, ориентированная не на фиксацию внешних признаков явления, а на процессы, приводящие к их появлению. работы школы женевской показали, что развитие интеллекта ребенка выражено в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции. своеобразие развития психики ребенка связано с теми структурами интеллекта, что формируются при жизни благодаря действиям. внешние действия ребенка до двух лет, первоначально выполняемые развернуто и последовательно, благодаря повторению схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) в возрасте дошкольном переносятся во внутренний план. координируясь с другими действиями, они уже в младшем возрасте школьном превращаются в умственные операции. обучением можно ускорить приобретение понятий, но величина и природа достижений всегда зависят от исходного уровня развития, а социальные влияния подчиняются схемам и структурам, с помощью коих ребенок способен воспринять эти влияния. порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут изменяться в зависимости от ряда факторов. законы познавательного развития универсальны и действуют как в ходе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания (-> эпистемология генетическая). исходным для этой школы является положение о взаимодействии живой системы со средой как нераздельности двух непрерывных процессов – ассимиляции и аккомодации. при ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, а при аккомодации он перестраивает эти схемы согласно особенностям среды. из такого общебиологического подхода пиаже исходил в трактовке психического развития, считая, что, стремясь ко все более совершенным формам равновесия со средой (-> гомеостаз), организм создает познавательные структуры. это определило объяснение полученных школой данных в биологических категориях, что вызвало критику ее теоретических позиций отечественными психологами.


Демократизм, казахский
    Демократизм


Новгородские летописи, русский
    , списки летописных сводов, посвященные истории новгородской и других русских земель с 11 до 17 вв. изданные новгородские летописи обозначены № i-v. в состав новгородской первой летописи входят краткая редакция русской правды, часть летописного свода, предшествовавшего "повести временных лет", и др.


Новгородская судная грамота, русский
    , памятник права новгородской республики 15 в. список редакции 1471. использованы русская правда, местное новгородское право и др. устанавливала компетенцию суда архиепископа, посадника, тысяцкого и др.