Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Болгарская философия

Глоссарий по философии
    . – в качестве начала развития философии в болгарии можно рассматривать появление философских произв. болг. энциклопедиста и просветителя периода освободительной борьбы доктора петра верона (1798 – 1871). он писал на нем., греч. и франц. языках и в 1855 опубликовал в праге «slawische philosophie, enthaltend die grundzьge aller natur- und moralwissenschaften»; в 1858 – в париже «origine des sciences physique et naturelles et des sciences metaphysiques et morales». b кон. 19 в. развитие болг. философского мышления происходило тем же путем, что и во всех слав, странах (см. европейская философия); при этом легко прослеживается визант. и рус. влияние. воздействие западноевропейской философии становится заметным только на рубеже 19 и 20 вв., особенно после первой мировой войны, причем сначала, с запозданием наверстывая просвещение, развиваются натурализм и психологизм. перед второй мировой войной особенно сильное влияние на развитие философии в болгарии оказал димитр михалчев (1882-1966), ученик грейфсвальдского философа ремке. с кон. 40-х и до кон. 80-х годов в бол. философии господствовал марксизм. главными представителями этого учения были димитр благоев (1855-1924) и тодор павлов (18901977).




Болгарская академия наук, русский
    , ведет историю с 1869; реорганизована в 1949. находится в софии. в 1991 св. 50 академий, св. 80 член-корреспондентов, св. 90 иностранных членов; 10 исследовательских и учебных центров (объединяют нии и лаборатории ан и софийского университета и других научных учреждения).


Болгарская легия, русский
    , военные соединения болгарских эмигрантов (1-я болгарская легия - ок. 500 человек в 1861-62; 2-я - ок. 200 человек в 1867-68), создана в белграде с целью борьбы за освобождение болгарии от османского ига. распущены сербским правительством.


Болгарская палочка, русский
    , вид молочнокислых бактерий. применяется для заквашивания молока, которое быстро свертывается под действием болгарской палочки при t 45-50 °c.


Болгарская православная церковь, русский

Болгарский, русский

Болгарский земледельческий народный союз (бзнс), русский
    , основан в 1899. видные деятели - а. стамболийский, г. трайков и др.


Болгарский лев, русский

Болгарский народный банк, русский
    , эмиссионный, кредитный и расчетный центр болгарии. основан в 1947. осуществляет также международные расчеты.


Болгарский перец фаршированный мясом и рисом, русский

Болгарский революционный центральный комитет, русский
    , в 1869 (1870?)-1876 организация (в. левский, л. каравелов, х. ботев и др.), руководившая национально-освободительной борьбой болгарского народа против турецкого ига.


Болгарский язык, русский
    , официальный язык болгарии, относится к славянским языкам (южнославянская группа), входящим в индоевропейскую семью языков. графика славянская (на основе кириллицы).


Болгарское ополчение, русский
    , добровольческое формирование из болгар в русской армии во время русско-турецкой войны 1877-78 (всего до 15 тыс. человек; возглавлял русский генерал н. г. столетов). участвовало в боях под стара-загорой, на шипке и при шейново.


Болгарское телеграфное агентство, русский
    , основано в 1898, софия.


Философии институт ран (ифан), русский
    , организован в москве в 1929 в результате преобразования философской секции коммунистической академии. с 1936 в системе ан.


Философия, русский
  1. Мoвпаланбур

  2. (от греч. phileo люблю, sophia – мудрость) – любовь к истине. в этом смысле слово «философия» употреблялось впервые в сократической школе. слово «philosophos» впервые встречается у гераклита, обозначая исследователя природы вещей. вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. то от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. на философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. то, что выступает под названием «философия», в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет всеобщезначимых результатов – того, что можно познать и чем благодаря этому можно обладать. в-то время как науки получили в своих областях определенные обязательные и общепризнанные знания, философия не достигла ничего, несмотря на тысячелетние усилия. нельзя отрицать того, что в философии нет единодушия, присущего сфере окончательно познанного. то, что с необходимостью признается каждым человеком, становится в силу этого научным познанием и уже не является философией, а относится к особой области знания. в противоположность . наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. конечно, мы ушли дальше, чем древнегреч. врач гиппократ. но едва ли мы можем сказать, что мы ушли дальше платона. мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. в самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему. достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, т.е. одинаковой `для всякого человека, это – убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. в то время как научное познание направляется на отдельные предметы, знать о которых совершенно не обязательно для каждого, в философии речь идет о целостности бытия, которая присуща человеку как таковому, – об истине. там, где вспыхивает свет этой истины, она схватывается глубже, чем всяким научным познанием. правда, развитая философия связана с науками, она делает своей предпосылкой то наиболее высокое состояние, которое достигнуто науками в соответствующую эпоху. но смысл философии имеет совершенно др. происхождение. «там, где пробуждается человек, прежде др. наук выступает философия» (к. jaspers. einfьhrung in die philosophie, 1950). для философских вопросов характерна радикальность: исследуется не та или иная причинная связь, а смысл, который может быть присущ всему целому; т. к. для философствующего человека решающее есть чувственно данное, то всякое философствование является «экзистенциальным». согласно платону, философия – познание сущего, или вечного, непреходящего; по аристотелю, философия – исследование причин и принципов вещей. стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности, эпикурейцы – как путь для достижения счастья посредством разума. в эпоху христ. средневековья философия, в противоположность теологии (божественной мудрости), становится мирской мудростью, органом которой является естественный свет разума, в то время как органом теологии является сверхъественный свет, откровение. фрэнсис бэкон и декарт понимают под философией целостную, единую науку, облеченную в понятийную форму. христиан вольф называет философию наукой о всех возможных вещах – как и почему они возможны. кант отличает философию в ее школьном понимании – как систему всех философских знаний – от философии, рассматриваемой с точки зрения понимания ею мира, как науку об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума. фихте считает: то, что схватил наш дух, создал вокруг себя и внес в высший порядок вещей, и есть имеющаяся в нас философия; в нас должен существовать философ, наша целостная сущность; все наше духовное образование и образование сердца должно само быть философией. шеллинг ставит условие: призванным к философии является не тот, чей дух еще совершенно подобен tabula rasa, а тот, кто благодаря опыту познал всю широту и глубину того, что подлежит пониманию. гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя. согласно шопенгауэру, перед философией стоит задача повторить всю сущность мира в понятиях – в абстрактной, всеобщей и отчетливой форме. гёте признает себя философом, поскольку философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое, спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое. согласно н. гартману, философия является мировым сознанием, в котором человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мир и самого себя. философия как система обычно делится на теорию познания, метафизику (онтологию, космологию, философскую антропологию, философию существования, теологию), логику (логистику, математику), этику, философию права, эстетику и философию искусства, натурфилософию, философию истории и культуры, социальную и экономическую философию, религиозную философию, психологию. история философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением. философы всех времен и народов занимаются одними и теми же проблемами, во всех философиях есть теория познания, метафизика, этика и т. д. попытки разрешения этих проблем могут быть объединены в три большие историко-философские области: европейская философия, индийская философия и китайская философия. эти области делятся на историю философии отдельных народов (греч., нем., франц., англ., иудейскую и пр.), которые тем не менее связаны друг с другом через выдающиеся философские системы, направления, течения, школы и проч., и историю этих направлений, течений и т. д. (теория познания, метафизика, этика и т. д., патристика, схоластика, просвещение и т. п., реализм, идеализм, материализм и т. д.).

  3. (от фил ... и греч. sophia - мудрость), форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. в решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др. исторические формы философии: философские учения др. индии, китая, египта; древнегреческая, античная философия - классическая форма философии (парменид, гераклит, сократ, демокрит, эпикур, платон, аристотель); средневековая философия - патристика и выросшая из нее схоластика; философия эпохи возрождения (г. галилей, б. телезио, н. кузанский, дж. бруно); философия нового времени (ф. бэкон, р. декарт, т. гоббс, б. спиноза, дж. локк, дж. беркли, д. юм, г. лейбниц); французский материализм 18 в. (ж. ламетри, д. дидро, к. гельвецкий, п. гольбах); немецкая классическая философия (и. кант, и. г. фихте, ф. в. шеллинг, г. в. ф. гегель); философия марксизма (к. маркс, ф. энгельс, в. и. ленин); русская религиозная философия 19-20 вв. (в. с. соловьев, с. н. булгаков, с. л. фрак, п. а. флоренский, н. а. бердяев, л. шестов, в. в. розанов); философия русского космизма (н. ф. федоров, к. э. циолковский, в. и. вернадский); основные направления философии 20 в. - неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, аналитическая философия, философская антропология, структурализм, философская герменевтика. основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.

  4. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, об общих законах развития природы, человека и общества. философия вырабаты- вает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем челове- ка; она исследует познавательное, ценностное, социально- политическое, нравственное и эстетическое отношение челове- ка к миру. будучи детерминирована социальной действительно- стью, философия оказывает активное воздействие на обществен- ные отношения, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. философия – одна из девяти форм общественного сознания. [127].


Философия, русский

Философия веры, русский
    – см. философия чувства.


Философия жизни, русский
  1. – в широком смысле слова всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни, особенно если она оставляет в стороне теоретическое знание, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания. философия жизни стремится «понять жизнь из нее самой»; она стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта; она защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание – от понятия, «творческое» – от «механического». к сторонникам философии жизни причисляют многих досократиков (особенно эмпедокла) и стоиков, а также нем. натурфилософов послереформаторского периода, начиная с парацельса (особенно ван-гельмонта-старшего), представителей иррационализма 18 в. (особенно гаманна, гердера и гёте), нем. идеализма (особенно шеллинга), романтизма и биологизма. основателем современной, подчеркнуто антирационалистической философии жизни считается шопенгауэр и в еще большей степени ницше. в нач. 20 в. философия жизни в лице бергсона, зиммеля, дилътея, кейэерлинга и клагеса достигла вершины своего развития. в настоящее время философия жизни имеет только историко-философское значение, являясь предшественницей экзистенциализма – философии существования. переоценивая биологический момент, смешивая психическое и духовное, она неспособна понять объективное положение вещей. «философами жизни» называют иногда также моралистов.

  2. , философское течение кон. 19 - нач. 20 вв., исходящее из понятия "жизни" как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. в различных вариантах этого течения "жизнь" истолковывается как естественноорганическое начало в противоположность механически-рассудочному (ф. ницше, л. клагес, т. лессинг, л. фробениус и др.), как космическая сила, создающая новые формы ("жизненный порыв" а. бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (в. дильтей, г. зиммель), которая противопоставляется механической "цивилизации" (о. шпенглер). оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др.


Философия и операционный стиль руководства, русский

Философия истории, русский
  1. (выражение «философия истории» ввел вольтер, фактически же оно восходит к античности) – философское истолкование и оценка истории, т.е. по большей части результатов исторического исследования и изложения истории. важнейшими системами философии истории являются следующие: теологическая философия истории считает движущей силой истории решение бога; метафизическая философия истории – трансцендентальную закономерность или судьбу; идеалистическая философия истории – идеи, духовно-научную или духовно-душевную жизнь человека; натуралистическая философия истории – природу человека как обладающего побуждениями, страстями и его среду; материалистически-экономическая философия истории – экономические отношения. в зависимости от того, как определяется роль человека в истории, существует индивидуалистическая и коллективистская философия истории. с др. стороны, им противостоит фаталистическая (детерминистская) и активистическая (индетерминистская) философия истории. др. важные проблемы философии истории: сущность и границы исторического познания, образование понятий исторической науки, т. н. исторический закон, т. н. смысл истории – все эти проблемы сводятся к вопросу о том, связан ли необходимым образом «прогресс» с ходом истории и какие ступени при этом должны быть пройдены. исторически философия истории начинается в античности исследованиями геродота и фукидида о силе исторического движения, далее идет через полибия к целостному пониманию посидония и нравственно-политическому – плутарха. августин создал философию истории божественного государства, нашедшего свое земное выражение в христ. церкви, и его философия истории оказала решающее влияние на последующее тысячелетие. только в 18 в. философия истории принципиально вышла за пределы августиновского учения, на котором она основывалась в течение столетий; правда, она стала психологизирующей, желающей видеть в истории осуществление законов индивидуальной душевной жизни. нем. идеализм с его предшественниками, начиная с лейбница, считает господствующими в истории метафизические силы и идеи, а человека рассматривает как вплетенного в эмпирические и трансцендентальные события истории; гегель прямо-таки всю действительность считает историей, в которой господствует мировой разум. философия истории 19 и нач. 20 в. примыкает к философии истории 18 в., большей частью полемизируя с естественно-научной точкой зрения и часто развивая весьма абстрактную логику и теорию познания истории, нередко также склоняясь к историзму, или, как артур шопенгауэр, якоб буркхардт и освальд шпенглер, к пессимизму, или, как арнольд тойнби, к умеренному оптимизму, или, как марксизм, к принципиальному оптимизму, опирающемуся на диалектику мировых событий. все большее значение приобретает теологическая философия истории верующих. на последний вопрос, стоящий перед философией истории, – имеет ли смысл человеческая история – в настоящее время отвечают в общем отрицательно (за исключением христ. философии истории). см. также ожидание гибели. выдающиеся представители философии истории: вико («основания новой науки», 1940), монтескье («о духе законов», 1809), лессинг («мысли о воспитании рода человеческого»), гердер («идеи о философии истории человечества», 1959), кант («ideen zu einer allgemeinen geschichte in weltbьrgerlichen absicht», 1784), фихте («die grundzьge des gegenwдrtigen zeitalters», 1800), новалис («die christenheit oder europa», в «fragmente», 1802), гегель («лекции по философии истории», 1935), маркс и энгельс («манифест коммунистической партии», 1848), буркхардт («weltgeschichtliche betrachtung», 1905), дильтей («einleitung in die geisteswissenschaften», 1928), шпенглер («закат европы», 1923), теодор лессинг («geschichtsphilosophie als sinngebung des sinnlosen», 1927; «europa und asien», 1930).

  2. , раздел философии, занимающийся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием. представители философии истории (термин ввел вольтер) объявляли движущей силой истории божественное предопределение (августин), божественный разум (и. г. гердер), абсолютный дух (гегель), неизменную природу человека и его естественные условия (просветители, л. фейербах). в философии истории нового времени выдвигаются концепции исторического круговорота (о. шпенглер, а. тойнби, п. а. сорокин), христианской концепции смысла истории (н. а. бердяев, ж. маритен, р. бультман, р. нибур).


Рассматривать, русский
  1. Рассматривать , испытывать, осматривать, смотреть, судить

  2. Review (to)


Philosophie, немецкий

Воздействие, русский
  1. Воздействие, противодействие, реакция. , влияние

  2. В психологии – целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. выделяются:

  3. A) группа сил (нагрузок), действующих на конструкцию вызванные внешними причинами, например, температурными изменениями, изменением влажности, неравномерной осадкой основания или землетрясением нормативное (базовое) значение воздействия основное характерное числовое значение воздействия.

  4. A) группа сил (нагрузок), действующих на конструкцию (прямое воздействие); б) деформации или напряжения, вызванные внешними причинами, например, температурными изменениями, изменением влажности, неравномерной осадкой основания или землетрясением (непрямое воздействие).


Просвещение, русский
  1. Просвещение , образование

  2. Идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму.

  3. – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности. это понятие просвещения, составлявшего не раз историческую эпоху духовного развития (в античном мире, напр., эпоха после смерти сократа), стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран, и в первую очередь европу (17-18 вв.), причем в различных государствах и в различных областях жизни этот процесс протекал по-разному. в англии эпоха просвещения начинается с 16 в. и носит преимущественно религиозный и политический характер; во франции начиная с 17 в. выступает с критикой общественных и моральных принципов, затем, одержав в 18 в. победу, сливается с революцией 1789; в германии с 18 в. внешне не отмечается никаких значительных успехов, за исключением области нем. философии и литературы, где совершается процесс их внутреннего самоопределения в кантовском смысле этого слова. просвещение есть выход человека из несовершеннолетия, в котором он находится по своей вине. вряд ли можно говорить о веке просвещения в италии; здесь оно было равнозначно антиклерикализму. в философии просвещение выступало против всякой метафизики. оно содействовало развитию любого рода рационализма, в науке – развитию естествознания, достижения которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. в области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни – освобождение человека от несправедливых уз (см. индивидуализм, либерализм), равенство всех людей перед законом, перед человечеством; последнее представляет собой понятие, разработка которого является гл. о. заслугой просвещения. главные представители просвещения: фрэнсис бэкон, гоббс, локк, юм – в англии; бойль, вольтер, энциклопедисты, руссо, монтескье, дидро – во франции; вольф, лессинг, кант (в то же время они стремились к преодолению просвещения), фридрих великий, томазий – в германии; н.и.новиков, а.н.радищев, в.г.белинский, н.г.чернышевский, а.и.герцен – в россии; т.джефферсон, б.франклин – в сша. однако уже в кон. 18 в. фихте указывал на отрицательные стороны просвещения. в кон. 19 в. возвращение к метафизике привело к частичному преодолению философии просвещения.

  4. , 1) распространение знаний, образования. 2) система общеобразовательных учреждений в стране (см. также народное образование).

  5. , идейное течение 18 - сер. 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. главные представители просвещения в англии (где оно возникло) - дж. локк, дж. а. коллинз, дж. толанд, а. э. шефтсбери; во франции (период наибольшего распространения здесь просвещения, между 1715 и 1789, называют "веком просвещения") - вольтер, ш. монтескье, ж. ж. руссо, д. дидро, к. а. гельвеций, п. а. гольбах; в германии - г. э. лессинг, и. г. гердер, ф. шиллер, и. в. гете; в сша - т. джефферсон, б. франклин, т. пейн; в россии - н. и. новиков, а. н. радищев). идеи просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. вместе с тем в 19-20 вв. идеология просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. в широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.


Натурализм, русский
  1. (фр. naturalisme; от лат. naturalism – природный, естественный) – философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причем часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения (стоики, эпикур, дж. бруно, гёте, романтизм, биологическое мировоззрение 19 в., философия жизни). по канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы. в этике – это требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, а также философская попытка объяснить понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов (киники, стоики, руссо, конт, маркс, ницше). в социологии – преобладающее или исключительное подчеркивание биологических факторов в качестве осн. образующих сил в истории, в развитии общества. о религиозном натурализме см. пантеизм. эстетический натурализм требует от художника, чтобы его произв. было неидеализированным, неподдельным воспроизведением действительного. натуралистический – в духе натурализма, в соответствии с натурализмом; согласный с природой, верный природе.

  2. , 1) направление в европейской и американской литературах и искусстве последней трети 19 в. (теоретик и глава направления - э. золя; братья э. и ж. гонкур, а. хольц, г. гауптман, с. крейн, ф. норрис, к. лемонье - в литературе; а. антуан, о. брам - в театре). под воздействием позитивистских идей стремилось к "объективному" бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. исходило из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. идейно направление неоднородно: социально-критические, демократические, социалистические тенденции наряду с чертами декадентства. 2) нестрогое значение - копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы.

  3. (франц . naturalisme, от лат. naturalis - природный, естественный) в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все внеприродное, "сверхъестественное". свойствен некоторым разновидностям материализма, течениям, наделяющим природу имманентно присущей ей одушевленностью (панпсихизм) и одухотворенностью (пантеизм). в социологии присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами - климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д. натурализм был одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли 17-18 вв. (концепции "естественного человека", естественного общества, естественной морали, естественного права и т. п.).


Психологизм, русский
  1. – воззрение, согласно которому психология является основой философии – и всей философии в целом, и ее отдельных дисциплин, особенно логики (как считает, напр., в. вундт). психологизмом также называют утверждение, что психология является вообще единственной наукой, поскольку объекты всех наук есть, как заявляют эмпириокритицизм и позитивизм, только определенным способом познанные ощущения и комплексы ощущений. противоположность – антипсихологизм.

  2. , в социологии - методологический подход, свойственный некоторым направлениям социологии (г. тард, ч. кули, дж. мид, неофрейдизм, структурно-функциональная школа и др.), стремящимся объяснить социальные отношения и структуры на основе свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействия людей.


Болингброк, русский
    (bolingbroke) генри сент-джон, виконт (род. 1 окт. 1678, баттерси – ум. 12 дек. 1751) – англ, философ, был близок к идеям шефтсбери, под влиянием локка пришел к выводу, что достаточно опыта, чтобы постигнуть бога; считал, что только высшие слои общества могут пользоваться правом свободы мышления, низшие же слои, народ, должны руководствоваться религией. наряду с др. работами написал «letters on the study and use of history», 1738; соч. в 5 тт., 1754.


Боймкер, русский
    (baeumker) клеменс (род. 16 сент. 1853, падерборн – ум. 7 окт. 1924, мюнхен) – нем. философ, профессор с 1912. известен как теоретик философии католицизма, особенно благодаря своим исследованиям в области средневековой философии (платонизма в поздней схоластике); психологию считал осн. философской наукой. наряду с др. работами написал: «der platonismus im mittelalter», 1916; «witelo», 1908.