бом-утлегарь | Рангоутное дерево, служащее продолжением утлегаря. |
боцман (нидерл. bootsmann) | Старший из палубной команды судна. в торговом и вообще гражданском флоте должность приравнена к офицерской. |
бракет англ. bracket | Вертикальные куски листовой стали прямоугольной, треугольной или другой формы (кронштейны); служат для скрепления и подкрепления отдельных частей каркаса судна. |
брам-бакштаги | Снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков брам-стеньги. |
брам-гинцы | Маленькие тали, ввязываемые в брам-фал. |
брам-фал | Снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. кроме того, им же поднимают реи над бом-салингом при постановке брамселей. |
бык-гордень | Снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею. |
вант-путенсы | Железные цепи или полосы, нижний конец которых крепится снаружи к борту судна, а верхний закладывается за нижние юферсы. не путать с путенс-вантами. |
ванты (нидерл. want) | Снасти стоячего судового такелажа. изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь оттяжками к борту. |
ватер-бакштаги | Снасти стоячего такелажа бушприта, раскрепляющие его в горизонтальной плоскости, идущие к обоим бортам судна. |
ватер-вулинг | Крепление бушприта с форштевнем. в старом парусном флоте делались тросовые или цепные. на современных парусных судах заменены железными бугелями и скобами. |
ватерлиния (англ. waterline) | Линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна. |
ватер-штаги | Стоячий такелаж бушприта, удерживающий его снизу. |
верфь (нидерл. werft) | Место постройки и/или ремонта судов. |
выбленки (нидерл. weveling) | Отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъёме по вантам на мачты и стеньги. |
вымпел (нидерл. wimpel) | Длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на мачте военного корабля, находящегося в кампании. |
гавань (нидерл. hafen) | Защищённое место в порту для стоянки, погрузки и выгрузки судов. |
гафель (нидерл. gaffel) | Рангоутное дерево, подвешенное наклонно к мачте и упирающееся в неё сзади, к которому привязывались некоторые паруса. |
гиг | Длинная низкобортная и очень узкая шлюпка, весьма лёгкой постройки, специально назначенная для быстрого хода под веслами. гиги бывают для одного, двух, четырёх и шести гребцов. на самых узких гиго... |
гика-топенант | Снасти, накладывающиеся на конец гика и служащие для поддержания его в горизонтальном положении. topping lift; |
гипереты | Гребцы, матросы, вообще вся корабельная прислуга, в противоположность солдатам десанта |
гукор (нидерл. hoeker) | Парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой водоизмещением 60-200 т. |
дек (англ. deck) | Палуба. термин применяется, как правило, к тем из палуб, на которых установлена артиллерия (двухдечный линейный корабль, трёхдечный). |
дирик-фал | Снасть бегучего такелажа, служащая для подъёма гафеля. peak halyard; |
дифферент (фр. difference) | Разность углубления между носом и кормой; если разность в сторону углубления кормой, говорят, что судно имеет дифферент на корму; в противном случае судно имеет дифферент на нос. |
док (англ. dock) | Бассейн, вырытый в земле ниже уровня моря и сообщающийся с ним закрывающимися воротами. служит для строительства и ремонта судов. |
драйреп-блок | Одношкивовые блоки, привязываемые к марса-рею, через который проходит драйреп. |
дрейф (фр. derive) | Отклонение движущегося судна от курса под влиянием ветра или течения; снос судна в сторону при стоянке на якоре. |
кабельтов (нидерл. kabeltouw) | Мера длины, равная одной десятой международной либо британской морской мили, то есть 185,2 или 185,3 м соответственно. |
кабестан (фр. cabestan) | Механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикреплённые другим концом к передвигаемому грузу, например яко... |
каботаж (фр. cabotage) | 1) судоходство между портами одной и той же страны; 2) (ист.) плавание от мыса к мысу, то есть прибрежное, совершаемое при помощи одних навигационных средств кораблевождения. |
камбуз (нидерл. kombuis) | Кухня на судне. |
каюта (нидерл. kajuit) | Отдельное помещение на судне для жилья; каюта капитана, механика и т. д. |
квартирмейстер (квартир-мейстер) | Младший унтер-офицер во флоте. |
киль (англ. keel) | Основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части по диаметральной плоскости. на деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляютс... |
киль-блоки киль-блок) | Две подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. на них устанавливаются шлюпки. |
кок (нидерл. kok) | Судовой повар. |
компас (нидерл. kompass) | Основной мореходный инструмент, показывает направление сторон света и направление, по которому идёт судно. |
кофель-планка | Деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикреплённый горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта. |
крюйс-рей | Второй снизу рей на бизань-мачте. к нему привязывается парус, называемый крюйселем. |
крюйт-камера (нидерл. kruit-kamer) | Пороховой погреб на корабле. |
леер (мн. ч. леера) | Металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т. д. леерами также называются укреплённые на стойках ... |
лисели (ед. ч. лисель от нидерл. lijexil) | Дополнительные прямоугольные |
лисель-реёк | Реёк, к которому пришнуровывается лисель. |
лисель-спирты | Тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фор- и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей. |
лонг-салинг | Два деревянных продольных бруса, прикреплённых к нижней части топа мачты или стеньги и связанных между собой краспицами и чиксами. служат основой марса или салинга. |
лот (нидерл. lood) | Свинцовый груз или просто груз, служащий для измерения глубины. |
лоцман (нидерл. loodsman) | Лицо, измеряющее лотом глубины и потому знающее характер побережья. проводит суда в порты через каналы, по шхерам, в других местах, где требуется хорошее знание побережья, проходов, течений, фарва... |
марса-гитовы | Одна из снастей бегучего такелажа, с помощью которой убирают марсели. |
марса-драйреп | Снасть бегущего такелажа марса-реев. на марса-драй-репах и марса-фалах подвешен своей серединой марса-рей, когда марсель закреплён. |
матрос (англ. sailor) | Лицо из состава верхней команды на судне. |
морская сажень (см. сажень) | 6 футов (1.83 м). |
нирал (ниргардер) | 34] |
планширь (англ. gunwale) | Горизонтальный деревянный брус или стальной профиль (стальной профиль может быть обрамлён деревянным брусом) в верхней части фальшборта. |
пропульсивный коэффициент (англ. coefficient of performance) | Отношение буксировочной мощности, затрачиваемой на движение судна с данной скоростью хода, к мощности механизмов, предназначенных для той же цели. для судов этот коэффициент обычно колеблется в пр... |
путенс-ванты | Вязи, идущие от вант из-под марса к боковым его кромкам; служат для укрепления кромок марса и не дают ему выгибаться вверх от стеньтяги стень-вант. |
риф-бант | Полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно его нижней шкаторине, для увеличения прочности паруса в тех местах, где основан риф-штерт или сезни |
риф-леер | Снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса, риф-сезенями при взятии рифов. |
риф-сезень | Конец, сплетенный из шкимушки. один конец его имеет очко или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. служит для завязывания паруса, когда берется риф. |
риф-штерты | Короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных судах. reefing points; reefing pendants; |
сей-тали | Тали, основанные между двухшкивным и одношкивными блоками. применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъёма грузов. |
старн-тимберсы | Брусья в корме деревянного судна, идущие выше транцев. |
стень-бакштаги | Снасти стоячего такелажа, поддерживающие стеньги. |
стень-ванты | Снасти стоячего такелажа, с помощью которых стеньга удерживается с боков и чуть сзади. |
стеньга (нидерл. steng) | Продолжение верхнего конца судовой мачты, служащее для крепления радиоантенн, сигнальных реев, судовых огней, гафелей, парусов. |
талреп (винтовой, тросовый, рычажный и т. д.) | Приспособление для обтягивания стоячего такелажа, штуртроса, лееров и т. п. |
трап-балка | Балка, имеющая вид невысокой поворотной шлюп-балки, снабженная талями. служит для поддерживания нижней площадки забортного трапа. |
фальшборт (англ. bulwark) | Ограждение по краям наружной палубы судна, корабля или другого плавучего средства представляющее собой сплошную стенку со специальными вырезами для стока воды, швартовки и прочего. |
флагман (нидерл. vlagman) | Командующий соединением военных кораблей (эскадрой, дивизией), сокращенное название флагманского корабля. |
флор (англ. floor) | Поперечные стальные днищевые балки или листы в наборе, а также поперечные стальные балки или листы в танках в наборе корпуса судна, продолжением которых от скуловой части до верхней палубы являютс... |
флотилия (фр. flottille) | Оперативное объединение флота. флотилии бывают морскими, озёрными, речными. |
фока-рей | Нижний рей на фок-мачте. |
фор-марса-рей | Горизонтальное дерево рангоута, несущее парус марс на фок-мачте. |
хват-тали | Служат для подъёма мелких тяжестей, для подтягивания снастей, уборки трапов и т. п. основываются между двухшкивными и одношкивными блоками. |
швиц-сарвень-строп | Строп, при помощи которого стягиваются нижние ванты под марсом, когда путенс-ванты крепятся к нижним вантам. |
ширстрек, или ширстречный пояс (англ.: sheerstrake) | Верхний пояс наружной обшивки корпуса судна граничащий с главной палубой. |
шкипер (нидерл. schipper) | Содержатель корабельного имущества и материального снабжения военного корабля, капитан коммерческого парусного судна. |