exclusi tertii principium | (лат.) — принцип исключенного третьего, одна из аксиом логики (см. аксиома); гласит, что а или равно в, или не равно в и что третьего быть не может (лат. tertium поп datur — третьего не дано). |
experimentum crusis | (лат. испытание крестом) — решающий эксперимент: считают, что можно мучением заставить природу выдать свою тайну. |
extrem | (лат.) — крайний, преувеличенный; также имя существительное: экстремум; экстремистами называют тех, кто выставляет крайние, преувеличенные требования или поступает сообразно этим требованиям. |
falsa in uno, falsa in omnibus | (лат.) — ошибка в одном — ошибка во всем. |
fausse reconnaissance | (франц. сложное узнавание) — см. переживание. |
fides quaerens intellectum | (лат.) – вера, ищущая разумения (ансельм кентенберийский). |
flatus vocis | (лат.) – колебание голоса. по росцелину, универсалии существуют только как колеблемый речью воздух. |
gefьge | (нем.) — см. структура. |
geistesgeschichte | (нем.) – .история духа. история культуры как история духовных образований (дильтей). |
geisteswissenschaften | (нем.) науки о духе (дильтей и неокантианцы). |
genus proximum | (лат.) – ближайший род; см. дефиниция. |
genus remotum | (лат.)- – отдаленный род. |
habitus anini | (лат.) – душевный склад, характер. |
habitus naturae | (лат.) – природное свойство. |
haecceitas | (лат.) – "этость". термин дунса скота, означающий несводимость единичного существования к сущности. |
heimarmene | (греч.) – судьба. |
hen kai pan | (греч. – одно и все) см. всеединство. |
henade | (от греч. hen — один) — единство; см. монада. |
homo sum, humani nihil a me alienum puto | (лат. – я человек, и ничто человеческое мне не чуждо) — по словам греч. комического поэта менандра, высказывание св. теренция; цицерон и сенека считали это высказывание принципом гуманности. |
homq | -menzura-положение (лат. положение о "человеке как мере") — положение протагора: человек есть мера всех вещей. |
horror vacui | (лат. – боязнь пустоты, отвращение к пустоте) — идущее от аристотеля выражение, которое употребляется для обозначения т. н. отвращения природы к пустому пространству, следствием чего является то, ... |
hyle | (греч. – древесина, лес) – материал, материя. ар`истотель под hyle понимает еще не принявшую форму реальных вещей — "первоматерию", которая в качестве голой, еще не осуществленной "... |
hysteron | -proteron – см. гистерон-протерон. |
ignorabimus | (лат. – мы этого не узнаем) — формула, согласно которой границы познания, имеющиеся в настоящее время, являются границами познания на все будущие времена; см. также агностицизм; конвергенция, тран... |
ignoratto elenchi | (лат. – непонимание противоречивости двух утверждений) — ошибка в доказательстве, состоящая в том, что то, что должно быть доказано (или опровергнуто), оставляется без внимания, игнорируется, след... |
imitatio christi | (лат. – подражание христу) — следование христу; по новейшим исследованиям — название католич. назидательной книги фомы кемпийского. |
imponderabilien | (лат.) – невесомый; неопределимые, непостижимые влияния, воздействия. |
in infinitum | (лат.) – в бесконечное, без остановки. |
influxus physicus | (лат. – естественное влияние) — влияние тела на душу и души на тело. к этому надо добавить, что, согласно декарту и окказионалистам, вследствие различия того и другого для подобного воздействия не... |
laissez faire, laissez aller | |
liberum arbitrium | (лат.) – свобода выбора, свобода воли. см. свобода. |
lumen naturale | (лат. – "естественный свет") — восходящее к античной метафизике света понятие, характеризующее конечность человеческого познания. по августину, полнота знания достигается только благодар... |
man | (лат.) — в философии существования персонифицированное общественное мнение. мы наслаждаемся и развлекаемся, как наслаждаются другие; мы читаем, смотрим и судим о литературе и искусстве, как смотря... |
moral insanity | (англ.) – моральное слабоумие, болезненный недостаток способности нравственного суждения, связанный с абсолютным эгоизмом, чувственной холодностью и жестокостью. |
moral sense | (англ.) – нравственное чувство. |
naturell | (франц.) – природная склонность человека жить чувством (сердцем) и порывами (желаниями), объединенными в одно целое, особенно если иметь в виду внешние проявления этого свойства с помощью жестов и... |
ne quod nimis | (лат. – ничего лишнего, греч. meden agan) — изречение одного из семи греч. мудрецов, приписываемое солону. |
nihil est in intellects, quod non prius fuerit in sensu | (лат.) нет ничего в уме, чего бы не было раньше в ощущениях. осн. тезис сенсуализма, сформулированный локком. лейбниц добавляет к этому положению ограничение: nisi intellectus ipse (кроме самого и... |
nihil humani mihi alienum | (лат.) — ничто человеческое мне не чуждо (см. homo sum...). |
nil admirari | (лат. – ничему не удивляйся) — этими словами начинается одно из писем горация, в котором идет речь о необходимости ничему не удивляться. предание гласит, что пифагор, которому задали вопрос о том,... |
nolens volens | - (лат.) – хочешь не хочешь, волей-неволей.
- Волей-неволей
|
non scholae, sed vitae discimus | (лат. — не для школы, а для жизни мы учимся) — так были перефразированы слова сенеки: "к сожалению, мы учимся не для жизни, а для школы", которыми он закончил свое 106-е письмо. |
nosce те ipsum | (лат., греч. gnothi seauton — познай самого себя) — см. самопознание. |
novum organon | (лат.) – термин, использованный ф. бэконом в работе 4 новый органон, или истинные указания для истолкования природы" (1620, рус. пер. 1935) для определения "органа мышления", которы... |
ordo amoris | (лат.) – порядок любви, выражение, употребляемое максом шелером; см. любовь. |
ordre du coeur | (франц. – порядок сердца) — выражение, означающее у паскаля "логику сердца", которая имеет своей предпосылкой рассудочную логику; см. любовь. у шелера и н. гартмана это выражение употреб... |
orthos logos | (греч.) – "правильным разумом" называли стоики высший всеобщий закон, присущий богам и людям и руководящий их мыслями и поступками. |
paideia | (греч. — воспитание) — новогуманистическое название элементов воспитания и образования, характерных для древней греции и вызванных к жизни существованием полиса. |
paideuma | (греч. – приобретенное при помощи воспитания) — душа, сущность культуры. так лео фробениус называет "внутреннее содержание, сущность культуры", распространенной в какой-либо географическ... |
panta rei | (греч.) – "все течет". |
petites perceptions | (франц.) у лейбница маленькие, неощутимые перцепции или восприятия, постоянно присутствующие внутри людей, но не замечаемые ими, проявляющиеся впоследствии в совокупности своих действий в виде сум... |
petitio principii | (лат. – претензия на то, чтобы стать основой доказательства) – допущение в качестве основы доказательства положения, которое само еще требует доказательства; см. также доказательство. |
philosophia perennis | (лат. вечная философия) — употребляющийся в католич. философии с начала неосхоластики и восходящий к произв. стехуса эвгубинуса "de philosophia perennis" термин, означающий основы всякой... |
possest | (от лат. posse – мочь и est есть) — возможность бытия; у николая кузанского — совпадение потенции и акта (см. неотомизм) в божественном. |
post hoc | (лат.) – после этого; см. каузальность. |
propter нос | (лат.) – по причине этого, из-за этого; см. каузальность. |
proton kinun | (греч. – перводвижущее, лат. primum novens — первый член причинного ряда) — понятие, заключающее проблему: он существует без достаточного основания (следовательно, "случайно"), он приним... |
proton pseudos | (греч.) – первичная ложь; осн. заблуждение, ложный тезис, от которого отталкивается доказательство, из которого вытекают др. заблуждения. |
psyche | (греч.) — дуновение, дыхание; см. душа. |
pyr technikon | (греч.) – творческий огонь. у стоиков — творящая часть мировой субстанции, космический бог. |
quaternio terminorum | (лат. учетверение термина) — логическая ошибка в заключении, возникающая благодаря двусмысленному употреблению понятия (см. умозаключение). |
quidditas | (новолат.) – бытие, чтотость (washeit); противоположность — см. entitдt (небытие). |
realrepugnanz | (от новолат. realis вещественный и лат. repugnans — противодействующий) — реальное противоречие, заключенное в самих вещах, в отличие от логического противоречия, заключенного в понятиях. |
region | (лат.) — область, сфера; региональный — ограниченный определенной сферой, определенной областью. |
residum | (лат.) — остаток, пережиток. |
reziprok | (лат.) — взаимнообусловливающийся. |
sacrificium intellectus | (лат. жертвование разумом) — отказ от собственного мышления. |
si tacuisses, philosophus mansisses | (лат., из соч. боэция "об утешении философией": если бы ты молчал, остался бы философом) — если бы ты не показывал своих слабых сторон, тебя могли бы, пожалуй, принять за философа. |
sic et non | (лат. – так и не так) да и нет. обозначение схоластического метода, созданного в основном абеляром. при решении любого вопроса мы должны сначала выслушать авторитетов, говорящих "за", и ... |
sinkrisis | И diakrisis (греч.) соединение и разделение, связывание и обособление, синтез и анализ; выражения, которые встречаются в соч. платона, откуда их заимствовал гёте. |
sinn | (нем.) — в биологии sinn (чувство) — орган живого существа, воспринимающий раздражения (см. органы чувств). в философии sinn (смысл) — ценность и значение (интерес), которые та или иная вещь предс... |
sophrosyne | (греч. – умеренность) умеренность в образе жизни (букв, "здоровое состояние диафрагмы", которая, как считают, является седалищем души), в участии в житейских делах; со времен платона — о... |
struggle for life | (англ.) борьба за жизнь; struggle for existence (англ.) — борьба за существование; см. дарвинизм. |
studium generale | (лат.) – общеобразовательные занятия. studium generale — лекции общеобразовательного характера — рекомендуется посещать студентам, всех факультетов, для того чтобы ликвидировать все возрастающую о... |
sub specie aeterni | Или aeternitatis (лат.) — с точки зрения вечности, бесконечности; см. спиноза. |
summum bonum | - (лат.) – высшее благо, добро, бог.
- Высшее благо
|
symposion | (симпозиум) – у древних греков пиршество, во время которого его участники вели беседы. в соч. платона "пир" ("symposion") в форме таких речей излагается учение об эросе. работу... |